Дивный образ неземной красоты

Кто из иноков, обитающих под благодатным покровом преподобного отца нашего Сергия, не носит святого имени его в своем благодарном сердце, кто хоть раз в день не возносит к нему вздоха молитвенного! Вот настает день Сергиев: все богослужение посвящается прославлению его дивных подвигов; храмы наполняются благоговейными чтителями его священной памяти. Что за дивный образ великого в своем смирении старца-подвижника является пред нами во всей своей неземной красоте!


Вот он, еще 20-летний юноша Варфоломей, покидает мир и уходит с братом Стефаном в непроходимую чащу с одним заветным желанием – укрыться навсегда от мира так, чтобы мир не мог найти его и совсем забыл об отшельнике, чтобы быть наедине с единым Богом, непрестанно молиться, трудиться и очищать свое сердце от греховных страстей при помощи Божией благодати. Вот братья построили церквицу, и на ней нарекается имя Живоначальной Троицы. Юный Варфоломей остается одиноким отшельником в глухом, непроходимом лесу. Он приемлет от руки игум. Митрофана ангельский образ и весь отдается подвигу иноческому. «Кто изочтет его теплые слезы и воздыхания к Богу, стенания молитвенные и плач сердечный, бдения и ночи бессонные, продолжительные стояния и повержения себя пред Господом? Кто сочтет его коленопреклонения и земные поклоны, кто расскажет о его алкании и жажде, скудости и недостатках во всем, искушениях от врага и страхованиях пустынных?» Так говорит о своем учителе его достойный ученик прп. Епифаний, списатель жития его.

Но изволением Божиим настает время мужественному подвижнику послужить своим опытом духовным и спасению ближних. К нему идут за советом и утешением, ищут руководства в жизни духовной. Ведь с таким наставником все можно понести, всякую скорбь вытерпеть; только открой ему с детской простотой все сердце твое, поведай, что томит тебя, и верь: он скажет тебе в утешение иногда только два-три слова, но зато какие это чудные, теплые, благодатные! Они прольют мир в смущенную душу твою, согреют ее такою любовию, какою только мать согревает свое грудное дитя, и – все пройдет, как рукой снимет, и станет на душе так тихо, ясно и тепло…


Проходят годы, и множится число учеников Сергиевых; его имя с благоговением произносится во всех концах Русской земли и становится известным на православном Востоке; его словом дорожат князья и вельможи, его совета ищут первосвятители, а он, уже игумен, убеленный сединами старец, – он по-прежнему ходит в одежде, ушитой заплатами, по-прежнему служит братии, как раб купленный: он для них и повар, пекарь, мельник,  дровокол, плотник и портной. Глубокое смирение и детская простота – вот два прекрасных свойства его святой души, которые мы видим во всех его действиях, с его раннего детства до глубокой старости. Эти две святые добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они, так сказать, окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением как плодом опыта духовного они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце.

Но, возлюбленные братия, одна ли чистая радость чувствуется в сердце в то время, когда нашей душе предносится святолепный образ великого подвижника Божия? Невольно думается: вот каковы были наши духовные предки – истинные последователи Христова учения! А мы что? Какая пропасть отделяет нас – плотяных – от них – одухотворенных, нас – оземлянившихся рабов греха – от них – святых, чистых, свободных граждан горнего Иерусалима! А ведь святые Божии такие же люди были, что и мы, тою же плотью были облечены, те же немощи имели, те же скорби несли; значит, и нам никто не помешал бы такими же стать, какими они были, если б только сами мы пожелали, – да пожелали бы всем сердцем, всею душой, всем помышлением своим!

«Поминайте наставники ваша, – заповедует апостол Христов, – ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). Не сегодня только, а и всегда мы должны взирать на скончание жительства и подражать вере святых Божиих. Будем же чаще всматриваться в дивные образы их – недаром ведь сказано в Писании: «С преподобным и сам преподобен будеши» (ср. Пс. 17, 26),  с благодатным и сам облагоухаешься ароматом благодати, исходящей от одеяния души его. Аминь.

Проповедь архиеп. Вологодского и Тотемского Никона (Рождественского). Произнесена 8 октября 1893 г. в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры

Источник: Слава, пережившая века. Сб. проповедей, посвященных прп. Сергию Радонежскому. – СТСЛ, 2015.




8 октября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.