Девица-христианка. Духовно-нравственные беседы, посвященные христианскому семейству

Девица-христианка. Духовно-нравственные беседы, посвященные христианскому семейству

Да будет украшением вашим 

не внешнее плетение волос, 

не золотые уборы или нарядность в одежде, 

но сокровенный сердца человек 

в нетленной красоте кроткого 

и молчаливого духа, 

что драгоценное пред Богом.

1 Петр. 3, 3–4

В настоящей беседе мы обращаемся к вам, юные христианки, цветущие молодостью, к вам, девицы, которые, быть может, составляют предмет постоянных забот своих родителей!

Побеседуем о вашей будущей судьбе, о ваших надеждах и счастье, настоящем и будущем.

Содержащиеся в этой беседе мысли, может быть, спасут вас от опасностей, над которыми вы бродите как над закрытою пропастью; может быть, они доставят вам утешение в какой- либо тайной грусти, томящей ваше сердце, или, может быть, вы почерпнете в них силу встретить с большей бодростью ожидающие вас удары судьбы. Итак, начнем нашу беседу.

Участь девицы гораздо неизвестнее участи юноши.

Девица редко может устроить свою судьбу по собственной воле; редко она может себе выбрать мужа по собственному желанию: обыкновенно ей выбирают его.

Редко она имеет достаточно средств к жизни; в большинстве же случаев зависит от родителей. В быту гражданском она должна дела свои доверять другим для попечения и защиты.

Вот как ненадежна участь молодой девицы даже и тогда, когда у нее есть еще родители! Как шатко основание ее будущего счастья, когда оно зависит от стольких разнообразных причин! Счастливая сегодня попечениями родителей, она не знает, будет ли ими наслаждаться завтра, не знает, будет ли когда женою любимого человека, без чего нет семейного счастья. Понятно, что, находясь в таком положении, она в минуты тихого уединения должна вооружиться твердою решимостью встретить умно и неустрашимо всякую судьбу, должна приготовиться быть достойною лучшего счастья, хотя бы оно ей и не досталось. Но за такой труд надо раньше приниматься: в одну минуту так нельзя воспитать свое сердце.

Уже и теперь, во цвете лет, она бывает окружена опасностями с виду ничтожными, но имеющими большое влияние на ее будущую жизнь; уже и теперь ей надо приложить большие усилия, чтобы от некоторых соблазнительных примеров и отношений сохранить сердце и разум неиспорченными.

Основа же всех женских добродетелей, украшение для девицы – это невинность. К честной невинной женщине и развратник имеет уважение, и варвар сохраняет почтение, но женщина, раз оскверненная злоупотреблением, всеми отвержена, все от нее сторонятся: хорошие люди пожимают плечами, дурные – осыпают насмешками и хохотом, рассказывая разные случаи о несчастной даже и после ее смерти.

Почитайте ваше женское достоинство, тогда любезность навсегда останется с вами, хотя бы с летами и прошла красота вашей молодости. Учитесь узнавать опасности, угрожающие невинности, и встречайте их с оружием, находящимся в вашей власти: стыдливостью, благонравием, скромностью! Почитайте эти чувства, которые вложил в вашу душу Сам Бог, и берегитесь их истреблять! Удаляйтесь от обществ, в которых забываются правила благопристойности; удаляйтесь от разговоров даже с подругами и приятельницами, от которых вы были бы должны краснеть, если бы кто из посторонних вас подслушал; удаляйтесь от льстецов, с виду как бы восхищающихся вашей красотою, а на самом деле ничего другого в виду не имеющих, как мало-помалу возбудить в вас страсть, через которую вы, забыв себя, должны сделаться добычею своих нечистых желаний.

Будьте стыдливы. Гнушайтесь каждым воспоминанием, которое может возбудить в вас нечистые мысли. Горе вам, если запятнаете свою душу развратными помыслами, обнаружение которых пред другими заставило бы вас покраснеть: тогда вы уже на дороге к погибели; вы уже нанесли вред истинной невинности – уже нечисты более перед самой собой, перед Богом всеведущим и обманываете только людей, которые вас мало знают.

Мужество и смелость – удел мужчины, любезность и красота – могущество женщины. Мужчина хочет внушить почтение к себе силою, женщина – пленить взоры, вдохнуть любовь приятностью. От этого женщина стремится к украшениям. Это их характерная черта, это инстинкт природы, заметный у всех народов, во всех климатах, во все времена. И самые грубые дикарки стараются украшать себя перьями, кораллами, раковинами и цветами. Этому искусству они не учились ни у каких других народов. Наставницею их была одна природа. Это желание нравиться, эта потребность украшать себя в женщинах проявляется нежнее и живее.

Порядок и чистота в доме, приятное размещение вещей, убранство в комнатах, опрятность домашних, хороший вкус в приготовлении пищи, приветливость в обращении очаровывают каждого из нас. Религия везде состоит в строгом согласии с божественными законами природы. Она не запрещает любить изящное, вопреки естественному чувству, она не запрещает находить удовольствие в прекрасном, но только остерегает, чтобы мы не ценили его через меру, как нам внушают страсти по заблуждению ума, чтобы для него не пренебрегли житейскими обязанностями, более важными. Она не осуждает природной наклонности в женщине нравиться любезностью и прелестью убранства, но считает грехом неумеренность и излишество. И сам св. апостол Павел, так строго внушавший первым христианам простоту нравов, без которой не бывает возвышенности в душе, не запрещал женщинам одеваться с разборчивостью и вкусом, он только восставал против неблагопристойности в нарядах, против роскоши из одного тщеславия, против расточительности. Я желаю также, писал он, чтобы и женщины, «одеваясь пристойно, со стыдливостью и целомудрием украшали себя». Но к этому он прибавил: «Не плетением волос, или золотом, или жемчугом, или драгоценною одеждою» (1 Тим. 2, 3).

Как во всех других обстоятельствах, так и в этом случае этот ученик Христов остерегал от пустого излишества и чрезмерной расточительности, тем более предосудительной и неуместной в то время, когда большая часть христиан были очень бедны.

Истинная красота женщины не в нарядах, но в прелестной невинности, скромности, стыдливости и приветливости. Этому должна соответствовать одежда и убор. Дорогие материи и каменья покажут богатство, но иногда откроют и тайную гордость; они многим бросятся в глаза, но красоты не возвысят, а еще более затмят ее. Кому покажется любезною или только сносною женщина или девица, любящая щегольнуть, тщеславная? Страсть к нарядам для того, чтобы понравиться, легко приводит худо охраняемое сердце от глупости к греху, да и сама трата дорогого времени, невозвратно улетающего, есть уже грех. Не грех ли роскошь, расстраивающая благосостояние и спокойствие семейства? Не грех ли, если от излишней заботы о нарядах, из желания нравиться пренебрегаются обязанности к родителям, к детям, к своему мужу? Наконец, не грех ли жертвовать наружному блеску чистотою души, играть своей будущностью, своей судьбой? Откуда происходит упадок имений, печальная судьба стольких супружеств, погибель множества девиц? Неумеренное желание нравиться губит женщину.

Желание нравиться у многих женщин есть не что иное, как одна смешная гордость, которая стремится быть любимой и даже обожаемой. Такие женщины кокетничают со всеми без исключения, они играют чувствами человеческого сердца; приманивают без цели, обвораживают без склонности – и все это для того только, чтобы доставить торжество своей красоте.

Чтобы сохранить невинность своего чувства, охраняйте неиспорченность своего разума. Не гоняйтесь за такими сведениями, которые мало помогают вам к умножению домашнего счастья, не гоняйтесь за такими знаниями, которых никто от вас не требует и не ожидает, не читайте никаких сочинений и книг, кроме рекомендованных вам людьми солидными, добросовестными. Особенно охраняйте себя от влияния таких литературных произведений, которые написаны только для занятия воображения. Такие сочинения дают ложное понятие о действительной жизни, представляют образцы, которых надо скорее избегать, нежели любить. Через них вы привыкаете преувеличенно думать, желать, чувствовать; жизнь ежедневная, действительная через это становится для вас слишком обыкновенною, противною. От такого неблагоразумного чтения вы вместо образования получаете обратное, для света вы сделаетесь более негодною, чем полезною; наконец, вы станете не благороднее, но глупее, мечтательнее.

Многие женщины через это положили основание своему бедствию; им уже трудно было возвратиться в свое первое состояние, в свой ежедневный быт, отказавшись от руки честного человека, потому что он не согласовался с их мечтами о будущем супруге; они оставались незамужними, или должны были выходить за человека менее достойного, менее совершенного, или же оставались и в замужестве несносными, плохими женами, плохими матерями.

Лучшее образование для женщины – это приготовление себя к будущему званию хозяйки и воспитательницы детей. Затем не должно быть оставлено и высшее образование; но оно состоит не в знании мечтательных сказок и повестей, но в наставлениях уму, в распространении сведений о природе и Божием величии, в правильном и скромном распознавании человека, в познании себя самой.

Занятия женщины требуют благоразумия, рассудительности, предусмотрительности, твердости. От ее мудрых мыслей и действий зависит спокойствие, довольство и благополучие домашней жизни. Вот настоящее образование.

Назначение же женщины, девицы – распространять во всех своих действиях дух приятности, порядка и чистоты, дух согласия, мира и утешения.

Назначение же женщины замужней – помогать мужу в радости и горе; вознаграждать его своими ласками за многотрудные попечения и работы, укрощать его строптивость, поддержиать в нем упадающую бодрость.

Назначение женщины как матери – способствовать образованию ума и сердца в детях своих, как хозяйки – любовь к мужу, предусмотрительная нежность к детям, ко всем домашним приветливая доброта. Поистине, это звание – одно из священнейших в человеческом обществе! Итак, вот звание, вот обязанности, для которых назначена девица.

С каким трудом юноша достигает своего звания через школы и мастерские, прежде чем усовершенствуется! А вы, юные христианки, неужели будете довольны, если, изучив простые домашние работы, остальные часы потратите на праздность или рассеяние, на пустое чтение или мелочные старания о том, как бы нарядиться и понравиться?

Если мы видим так много несчастных браков, видим, как тихий домашний мир часто нарушается, дети остаются невоспитанными, благосостояние расстраивается, – не есть ли это вина и женского пола, который, не имея понятия о своем назначении, детство и юность проводит в пустяках, выходит замуж без истинного женского образования, иногда даже с испорченным умом и сердцем.

О, юные христианки! Вы уже стоите у порога своего назначения! Вспомните о своем звании, вспомните, что будущим вашим счастьем можете быть обязаны не будущему своему мужу, не его состоянию, но вашим совершенствам и добродетелям, которые приобрели еще в девицах; вспомните, что вы можете потерять всякое другое счастье, но никогда не раскаетесь в том, какое основано вами в сердце собственною силою и уверенностью, а потому, как юноши в школах и мастерских, вы уже теперь упражняйтесь в домашних занятиях, чтобы сделаться достойными своего пола. Ищите себе украшение, которое не улетает с годами, не стареется с модою, но сохранит вас почтенными и тогда, когда вы будете женщиною пожилою. А это украшение, как говорит божественное слово, должно быть не внешнее, состоять не в плетении волос, не в золотых уборах или нарядной одежде, но сокровенный сердца человек в нетленном украшении кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом.

Душевная красота пусть будет для вас драгоценнее телесной.

Девицы! Учитесь уже теперь исполнять прелестнейшую из всех должностей; как дочь, как сестра, как родственница, скромными и кроткими рассуждениями не допускайте раздоров, восстанавливайте согласие, сохраняйте между всеми любовь и кротость. Подавайте пример чистотою любви и доброты, и никто не осмелится оскорбить вас. Учитесь переносить с терпением и кротостью то, чего вы не в силах изменить. Мало ли иной из вас что придется перенести от родителей, или от родных, но и виду не показывайте, что это вас беспокоит. Нельзя вам собственною силою переменить их взгляд.

Угроз ваших ведь никто не боится, а, напротив, противоречие, настойчивость, досада еще больше их огорчат.

Не вдавайтесь в пересуды слабостей ваших родителей. Особенно берегитесь слушаться вашего своенравия, но будьте всегда ровны, веселы, дружелюбны.

Учитесь работать: ваше прилежание послужит прекрасным примером для других. Ленивый человек постыдится стоять перед вами без дела, а человек благородный полюбит больше ту, которая старается сделать свой дом храмом тихого благополучия, чем ту, которая умеет только наряжаться.

Учитесь быть бережливыми; беречь и тогда, когда бы вы имели всего много, но не для того, чтобы скряжничать, а чтобы можно было помочь бедным семействам. Бережливостью женщина собирает целые сокровища.

И, наконец, девицы-христианки, учитесь каждое ваше дело начинать и кончать с благочестивым чувством, осенив себя крестным знамением. Женщины без религии по справедливости считаются предметом тайного отвращения и омерзения всех образованных. Своим благочестием и набожностью подавайте пример вашим подругам и приятельницам, но только делайте это без принуждения.

Самым искренним другом, поверенным ваших чувств никто не может быть: ни отец, ни мать, ни даже жених, ваш будущий муж, лишь только один Бог. Он постоянно вам покровительствует, постоянно заботится о вас.

Если вы можете еще по наставлению Господа Иисуса Христа с веселостью и детским упованием молиться Ему, Небесному Отцу, – о, тогда не унывайте; тогда вы еще достойны любви всех добрых людей.




17 Мая 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...