День памяти великомученика Мины

День памяти великомученика Мины

Свя­той му­че­ник Ми­на был ро­дом егип­тя­нин; он ис­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую ве­ру и слу­жил в вой­ске, на­хо­дя­щем­ся в Ко­туан­ской об­ла­сти, под на­чаль­ством тысяче­на­чаль­ни­ка Фир­ми­ли­а­на. В то вре­мя в Ри­ме цар­ство­ва­ли вме­сте два нече­сти­вых ца­ря – Дио­кли­ти­ан и Мак­си­ми­ан. Эти ца­ри из­да­ли по всем стра­нам указ, по­веле­ва­ю­щий пре­да­вать му­че­ни­ям и умерщ­влять всех хри­сти­ан, не по­кло­ня­ю­щих­ся идо­лам. Со­глас­но это­му ука­зу, ве­ру­ю­щие во Хри­ста по­всю­ду бы­ли принуж­да­е­мы к идоль­ским жерт­во­при­но­ше­ни­ям. То­гда бла­жен­ный Ми­на, не же­лая ви­деть та­ко­го бед­ствия и по­чи­та­ние без­душ­ных идо­лов, оста­вил свое воинское зва­ние и ушел на го­ры, в пу­стын­ные ме­ста, же­лая луч­ше жить со зве­ря­ми, неже­ли с людь­ми, не зна­ю­щи­ми Бо­га. Свя­той Ми­на дол­гое вре­мя ски­тал­ся в го­рах и в пу­сты­нях, по­уча­ясь в За­коне Бо­жи­ем, по­стом и мо­лит­вою очи­щая свою ду­шу и слу­жа день и ночь Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу. Так про­шло до­воль­но мно­го вре­ме­ни.

Од­на­жды в глав­ном го­ро­де Ко­туан­ской об­ла­сти был устро­ен нече­сти­вый празд­ник, на ко­то­рый со­бра­лось мно­же­ство языч­ни­ков. Они со­вер­ша­ли в честь сво­их нече­сти­вых бо­гов раз­лич­ные иг­ры, зре­ли­ща, кон­ские ри­ста­ли­ща и со­стя­за­ние в борь­бе, на ка­ко­вые зре­ли­ща с осо­бо устро­ен­ных вы­со­ких мест смот­ре­ли жи­те­ли все­го го­ро­да. Бла­жен­ный Ми­на, про­ви­дя Свя­тым Ду­хом об этом празд­ни­ке, раз­жег­ся рев­но­стью о Бо­ге и оста­вив го­ры и пу­сты­ни при­шел в го­род. Во­шед­ши на сре­ди­ну то­го ме­ста, где про­ис­хо­ди­ли зре­ли­ща, му­че­ник встал на воз­вы­ше­нии так, чтобы его мож­но бы­ло ви­деть всем, и гром­ким го­ло­сом вос­клик­нул: «Ме­ня нашли не ис­кав­шие Ме­ня; Я от­крыл­ся не во­про­шав­шим о Мне» (Рим. 10, 20).

Ко­гда свя­той Ми­на так вос­клик­нул, все при­сут­ству­ю­щие на зре­ли­ще устре­ми­ли свои взо­ры на него и за­мол­ча­ли, удив­ля­ясь его сме­ло­сти. При­сут­ство­вав­ший тут же на зре­ли­ще князь то­го го­ро­да, по име­ни Пирр, по­ве­лел взять свя­то­го и спро­сил его:

– Кто ты?

Свя­той Ми­на вслух все­го на­ро­да гром­ко вос­клик­нул:

– Я раб Иису­са Хри­ста, Вла­ды­ки неба и зем­ли.

Князь сно­ва спро­сил свя­то­го:

– Ты чу­же­стра­нец, или здеш­ний жи­тель; от­ку­да у те­бя та­кая сме­лость, что ты осме­лил­ся сре­ди зре­ли­ща так за­кри­чать?

Ко­гда князь го­во­рил это, а свя­той еще не успел от­ве­тить на его сло­ва, неко­то­рые из на­хо­див­ших­ся око­ло кня­зя во­и­нов при­зна­ли Ми­ну и вскри­ча­ли:

– Это Ми­на во­ин, ко­то­рый со­сто­ял под на­чаль­ством Фир­ми­ли­а­на ты­сяч­ни­ка.

То­гда князь ска­зал свя­то­му Мине:

– Точ­но ли ты был во­и­ном, как они го­во­рят о те­бе?

Свя­той от­ве­чал:

– Да, прав­да, я был во­и­ном и на­хо­дил­ся в сем го­ро­де, но, ви­дя нече­стие лю­дей, пре­льщен­ных бе­са­ми и по­кло­ня­ю­щих­ся идо­лам, а не Ис­тин­но­му Бо­гу, я оста­вил свое во­ин­ское зва­ние и ушел из го­ро­да, чтобы не быть участ­ни­ком в без­за­ко­нии и по­ги­бе­ли сих лю­дей. До ны­неш­не­го дня я ски­тал­ся в пу­сты­нях, из­бе­гая соприкос­но­ве­ния с нече­сти­вы­ми людь­ми, вра­га­ми Бо­га мо­е­го; ныне же, услы­хав, что вы устро­и­ли нече­сти­вый празд­ник, я про­ник­ся рев­но­стью о Бо­ге мо­ем и при­шел сю­да, чтобы об­ли­чить ва­шу сле­по­ту и про­по­ве­дать вам Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, со­здав­ше­го Сво­им сло­вом небо и зем­лю и про­мыш­ля­ю­ще­го о всей вселен­ной.

Услы­шав та­кие сло­ва, князь по­ве­лел от­ве­сти свя­то­го в тем­ни­цу и сте­речь его до утра, а сам весь тот день участ­во­вал в празд­ни­ке и зре­ли­щах.

На дру­гой день утром князь сел на су­ди­ли­ще и, при­ка­зав при­ве­сти свя­то­го Ми­ну из тем­ни­цы, вся­ки­ми спо­со­ба­ми ста­рал­ся скло­нить его к идо­ло­по­клон­ству: и обе­щая да­ры, и угро­жая му­ка­ми. Ко­гда же он не мог скло­нить свя­то­го к нече­стию сво­и­ми сло­ва­ми, стал при­нуж­дать его к то­му де­лом, при­ка­зав че­ты­рем во­и­нам об­на­жить и рас­тя­нуть свя­то­го и без по­ща­ды бить его во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, так что из ран му­че­ни­ка тек­ла кровь ру­чьём. При­сут­ство­вав­ший при этом один человек, по име­ни Пи­га­сий, ска­зал свя­то­му Мине:

– По­жа­лей се­бя, че­ло­век, и ис­пол­ни кня­же­ское по­ве­ле­ние, преж­де чем те­ло твое не бу­дет со­вер­шен­но уни­что­же­но. Со­ве­тую те­бе: по­кло­нись бо­гам толь­ко на вре­мя, чтобы из­ба­вить­ся от сих му­че­ний, а по­том опять слу­жи тво­е­му Бо­гу, ко­то­рый не про­гне­ва­ет­ся на те­бя за сие от­ступ­ле­ние, ес­ли ты один раз толь­ко принесешь жерт­ву идо­лам и на ко­рот­кое вре­мя об­ра­тишь­ся к ним ра­ди нуж­ды, чтобы из­ба­вить­ся от сих тяж­ких му­че­ний.

Но свя­той с гне­вом от­ве­чал на это:

– Отой­ди от ме­ня, де­ла­тель без­за­ко­ния, я уже при­нес жерт­ву хва­лы и сно­ва при­не­су толь­ко Бо­гу мо­е­му, Ко­то­рый ока­зы­ва­ет мне Свою по­мощь и так укреп­ля­ет ме­ня в тер­пе­нии, что сии му­че­ния для ме­ня ка­жут­ся весь­ма лёг­ки­ми и от­рад­ны­ми, а не тяж­ки­ми.

Му­чи­тель, изум­лён­ный та­ко­вым тер­пе­ни­ем му­че­ни­ка, по­ве­лел под­верг­нуть свя­то­го Ми­ну еще боль­шим му­кам. Свя­той был по­ве­шен на де­ре­ве и те­ло его строгали же­лез­ны­ми ког­тя­ми, а му­чи­тель, на­сме­ха­ясь над свя­тым, го­во­рил ему:

– Чув­ству­ешь ли ты ка­кую-ни­будь боль, Ми­на, или сии му­че­ния для те­бя очень при­ят­ны и ты хо­чешь, чтобы мы еще уве­ли­чи­ли их?

Но свя­той му­че­ник, хо­тя и силь­но стра­дал, од­на­ко с твёр­до­стью от­ве­тил кня­зю:

– Не по­бе­дишь ме­ня, му­чи­тель, крат­ковре­мен­ны­ми си­ми му­че­ни­я­ми, ибо мне по­мо­га­ют неви­ди­мые для те­бя во­и­ны Ца­ря Небес­но­го.

Князь по­ве­лел слу­гам еще силь­нее му­чить свя­то­го и го­во­рить ему:

– Не ис­по­ве­дуй здесь дру­го­го ца­ря, кро­ме рим­ских им­пе­ра­то­ров.

Му­че­ник же от­ве­чал на это:

– Ес­ли бы вы зна­ли ис­тин­но­го Ца­ря, вы бы не ху­ли­ли Про­по­ве­ду­е­мо­го мною, ибо Он ис­тин­ный Царь небу и зем­ли, и кро­ме Его нет дру­го­го. А вы ху­ли­те Его, не зная, и срав­ни­ва­е­те с Ним сво­их тлен­ных ца­рей, со­здан­ных из пра­ха, ко­то­рым Он дал цар­ское до­сто­ин­ство и цар­скую власть, так как Он есть Гос­подь все­го сотво­рен­но­го.

То­гда князь ска­зал свя­то­му:

– Кто это та­кой, да­ю­щий власть ца­рям и вла­ды­че­ству­ю­щий над все­ми?

Му­че­ник от­ве­чал кня­зю:

– Иисус Хри­стос, Сын Бо­жий, веч­но жи­ву­щий, Ко­е­му по­ви­ну­ет­ся всё и на небе и на зем­ле; Сей воз­во­дит ца­рей на пре­сто­лы и цар­ству­ет, да­ет власть и владычеству­ет.

Му­чи­тель же ска­зал свя­то­му Мине:

– Раз­ве ты не зна­ешь, что рим­ские им­пе­ра­то­ры силь­но гне­ва­ют­ся на всех ис­по­ве­ду­ю­щих имя Хри­сто­во и по­веле­ва­ют уби­вать та­ко­вых?

Му­че­ник от­ве­чал:

– «Гос­подь цар­ству­ет: да тре­пе­щут на­ро­ды!» (Пс. 98, 1). Ес­ли ва­ши ца­ри гне­ва­ют­ся на Хри­ста и на хри­сти­ан, ис­по­ве­ду­ю­щих Его имя, то что мне до се­го? Я не об­ра­щаю вни­ма­ние на их гнев, ибо я раб мо­е­го Хри­ста, и имею толь­ко од­но же­ла­ние быть ис­по­вед­ни­ком Его все­свя­то­го име­ни до са­мой смер­ти и да на­сла­ждусь Его слад­кой люб­ви, от ко­ей ме­ня ни­кто не мо­жет от­торг­нуть: «скорбь, или тес­но­та, или го­не­ние, или го­лод, или на­го­та, или опас­ность, или меч: ни­что ме­ня не раз­лу­чит от люб­ви Хри­сто­вой» (Рим. 8, 35).

По­сле се­го му­чи­тель по­ве­лел силь­но рас­ти­рать ра­ны свя­то­го плат­ком, сде­лан­ным из во­лос. И ко­гда сие де­ла­ли, то свя­той му­че­ник го­во­рил:

– Ныне я со­вле­каю ко­жа­ную одеж­ду и об­ле­ка­юсь в ри­зу спа­се­ния.

Кро­ме се­го, му­чи­тель по­ве­лел опа­лять свя­то­го за­жжен­ны­ми све­ча­ми, но, и ко­гда жгли все те­ло свя­то­го, он мол­чал.

То­гда князь спро­сил его:

– Чув­ству­ешь ли ты, Ми­на, сей огонь?

Свя­той от­ве­чал:

– «Бог наш есть огнь по­яда­ю­щий» (Евр. 12, 29). Тот, за Ко­го я страж­ду, по­мо­га­ет мне, и по­се­му я не чув­ствую ог­ня, ко­им ме­ня опа­ля­е­те, и не стра­шусь ва­ших мно­го­раз­лич­ных му­че­ний, ибо пом­ню еван­гель­ские сло­ва мо­е­го Гос­по­да: «Не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло, ду­ши же не мо­гу­щих убить; а бой­тесь бо­лее То­го, Кто мо­жет и ду­шу и те­ло по­гу­бить в ге­енне» (Мф. 10, 28).

То­гда князь ска­зал му­че­ни­ку:

– От­ку­да у те­бя та­кое крас­но­ре­чие? ты всё вре­мя был во­и­ном, ка­ким же об­ра­зом ты уме­ешь го­во­рить, как че­ло­век, про­чи­тав­ший мно­го книг?

Свя­той от­ве­чал на это кня­зю:

– Гос­подь наш Иисус Хри­стос ска­зал нам: «И по­ве­дут вас к пра­ви­те­лям и ца­рям за Ме­ня, для сви­де­тель­ства пе­ред ни­ми и языч­ни­ка­ми. Ко­гда же бу­дут пре­да­вать вас, не за­боть­тесь, как или что ска­зать; ибо в тот час да­но бу­дет вам, что ска­зать»(Мф. 10, 18-19).

Князь спро­сил свя­то­го:

– А ваш Хри­стос знал, что вы бу­де­те за Него тер­петь та­кие му­че­ние?

Му­че­ник от­ве­чал:

– По­ели­ку Он Ис­тин­ный, то име­ет и ве­де­ние бу­ду­ще­го. Ве­дал и ве­да­ет всё, что есть; и всё име­ю­щее быть Ему из­вест­но, и Он зна­ет на­пе­ред все на­ши мыс­ли.

Князь, не зная, что от­ве­чать на сие свя­то­му, ска­зал ему:

– Оставь, Ми­на, свое празд­но­сло­вие и из­бе­ри се­бе од­но из двух: или будь на­шим, и мы пе­ре­ста­нем те­бя му­чить, или будь Хри­сто­вым, и мы те­бя умерт­вим.

На это свя­той гром­ким го­ло­сом от­ве­чал:

– Я Хри­стов был и есмь, и бу­ду Хри­стов.

Князь ска­зал:

– Ес­ли ты по­же­ла­ешь, я от­пу­щу те­бя на два или на три дня, чтобы ты хо­ро­шень­ко по­раз­мыс­лил и ска­зал нам по­след­нее сло­во.

Но свя­той от­ве­чал:

– Не два и не три дня, но мно­го лет я ис­по­ве­дую ве­ру Хри­сто­ву, но у ме­ня ни­ко­гда и в мыс­лях да­же не бы­ло от­речь­ся от Бо­га мо­е­го, по­се­му и те­перь мне не подо­ба­ет раз­мыш­лять о сем. Не на­дей­ся, князь, слы­шать от ме­ня что-ни­будь дру­гое, но вот мое по­след­нее сло­во: от Бо­га мо­е­го я не от­ре­кусь, ва­шим бе­сам не при­не­су жерт­вы и не пре­кло­ню ко­лен мо­их пе­ред без­душ­ны­ми идо­ла­ми.

Та­кой твёр­дый от­вет му­че­ни­ка силь­но раз­гне­вал кня­зя, и он по­ве­лел раз­бро­сать по зем­ле крюч­ки, тре­зуб­цы и раз­лич­ные же­лез­ные гвоз­ди и вла­чить по ним связан­но­го свя­то­го му­че­ни­ка. Но сей, как буд­то вла­чи­мый по мяг­ким цве­там, еще силь­нее по­ри­цал мно­го­бо­жие языч­ни­ков и сме­ял­ся над безу­ми­ем лю­дей, прельщен­ных бе­са­ми. А князь по­ве­лел вла­чи­мо­го свя­то­го еще бить оло­вян­ны­ми пру­тья­ми. И так свя­то­го Ми­ну му­чи­ли дол­гое вре­мя.

В это вре­мя один из быв­ших при сем во­и­нов, по име­ни Или­о­дор, ска­зал му­чи­те­лю:

– Князь, раз­ве твоя свет­лость не зна­ет, что хри­сти­ане безум­ны и не бо­ят­ся му­че­ний, пе­ре­но­ся их так, как буд­то они по­доб­ны без­душ­ным кам­ням или де­ре­вьям, а смерть счи­та­ют слад­ким пи­тьем. Не утруж­дай бо­лее се­бя, но по­ве­ли ско­рее умерт­вить се­го оже­сто­чен­но­го хри­сти­а­ни­на.

И князь тот­час из­рек та­кой при­го­вор над свя­тым: «Зло­го Ми­ну во­и­на, впад­ше­го в хри­сти­ан­ское нече­стие и не по­же­лав­ше­го по­слу­шать цар­ско­го по­ве­ле­ния и при­не­сти жерт­ву бо­гам, мы по­веле­ва­ем усек­нуть ме­чем, а те­ло его пусть бу­дет пре­да­но со­жже­нию пе­ред всем на­ро­дом».

Во­и­ны взя­ли свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ну и от­ве­ли его за го­род, где и от­сек­ли ему гла­ву и, раз­жег­ши боль­шой ко­стер, бро­си­ли в него мно­го­стра­даль­ное те­ло свя­то­го му­че­ни­ка.

Неко­то­рые же из ве­ру­ю­щих, ко­гда по­гас огонь, при­шли на сие ме­сто и со­бра­ли остав­ши­е­ся от со­жже­ния ча­сти мо­щей свя­то­го, и обер­нув­ши их чи­стою пе­ле­ною, по­ма­за­ли аро­ма­та­ми. Спу­стя же немно­го вре­ме­ни они при­нес­ли сии свя­тые остан­ки в свой оте­че­ствен­ный го­род Алек­сан­дрию, где и по­греб­ли их в чест­ном месте. Впо­след­ствии на сем ме­сте бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя свя­то­го му­че­ни­ка и по мо­лит­вам ко свя­то­му в ней со­вер­ша­лось мно­же­ство чу­дес.

Сказание Тимофея, архиепископа Александрийского, о чудесах святого великомученика Мины

По смер­ти нече­сти­вых и бо­го­не­на­вист­ных рим­ских им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на на цар­ский пре­стол всту­пил бла­го­че­сти­вый Кон­стан­тин Ве­ли­кий, в цар­ство­ва­ние ко­е­го силь­но умно­жи­лась ве­ра в Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста. В это вре­мя некие хри­сто­лю­би­вые лю­ди го­ро­да Алек­сан­дрии, най­дя ме­сто, где бы­ли по­ло­же­ны чест­ные остан­ки свя­то­го слав­но­го Хри­сто­ва му­че­ни­ка Ми­ны, по­стро­и­ли на сем ме­сте во имя его цер­ковь.

Слу­чи­лось, что в Алек­сан­дрию при­был один бла­го­че­сти­вый ку­пец из зем­ли Ис­аврий­ской, чтобы за­ку­пить то­ва­ры. Услы­хав про мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний, со­вер­ша­ю­щих­ся в церк­ви свя­то­го Ми­ны, он ска­зал сам се­бе:

– Пой­ду и я по­кло­нюсь чест­ным мо­щам свя­то­го му­че­ни­ка и дам да­ры в цер­ковь его, дабы по­ми­ло­вал ме­ня Бог по мо­лит­ве Сво­е­го стра­даль­ца.

По­ду­мав так, он по­шел в цер­ковь, взяв с со­бою ме­шок, на­пол­нен­ный зо­ло­том. При­дя к по­мор­ско­му озе­ру и най­дя пе­ре­воз, он при­плыл на ме­сто, на­зы­вав­ше­е­ся Ло­зо­не­та. Вы­шед­ши здесь на бе­рег, ку­пец ис­кал, где бы пе­ре­но­че­вать, ибо уже на­стал ве­чер. По­се­му, вой­дя в один дом, он ска­зал хо­зя­и­ну:

– Друг, сде­лай ми­лость, пу­сти ме­ня в твой дом пе­ре­но­че­вать, ибо солн­це за­шло и я бо­юсь один ид­ти даль­ше, так как не имею ни­ко­го, кто бы ме­ня мог сопровождать.

– Вой­ди, брат, – от­ве­чал ему хо­зя­ин до­ма, – и пе­ре­но­чуй здесь, по­ка не на­станет день.

Гость при­нял при­гла­ше­ние и, вой­дя в дом, лёг спать. Хо­зя­ин же, уви­дав у пут­ни­ка ме­шок с зо­ло­том, со­блаз­нил­ся и по на­у­ще­нию зло­го ду­ха за­мыс­лил убить свое­го го­стя, чтобы взять се­бе его зо­ло­то. Встав в пол­ночь, он за­ду­шил куп­ца, раз­ре­зал его те­ло на ча­сти, по­ло­жил их в кор­зи­ну и спря­тал во внут­рен­ней комнате. По­сле убий­ства он при­шел в боль­шое вол­не­ние и ози­ра­ясь по сто­ро­нам, ис­кал скры­то­го ме­ста, чтобы за­рыть уби­то­го.

Ко­гда он раз­мыш­лял об этом, ему явил­ся свя­той му­че­ник Ми­на вер­хом на коне, как бы ка­кой во­ин, еду­щий от ца­ря. Въе­хав в во­ро­та до­ма убий­цы, му­че­ник спросил его об уби­том го­сте. Убий­ца, от­го­ва­ри­ва­ясь незна­ни­ем, ска­зал свя­то­му:

– Не знаю, что ты го­во­ришь, гос­по­дин, у ме­ня не бы­ло ни­ко­го.

Но свя­той, сой­дя с ко­ня, на­пра­вил­ся во внут­рен­нюю ком­на­ту и, взяв кор­зи­ну, вы­нес ее на­ру­жу и ска­зал убий­це:

– Что это?

Убий­ца силь­но ис­пу­гал­ся и без чувств упал к но­гам свя­то­го. Свя­той же, со­ста­вив рас­се­чен­ные чле­ны, и по­мо­лив­шись, вос­кре­сил мёрт­во­го и ска­зал ему:

– Воз­дай хва­лу Бо­гу.

Тот встал, как бы про­бу­див­шись от сна, и ура­зу­мев, что по­стра­дал от до­мо­хо­зя­и­на, про­сла­вил Бо­га и с бла­го­дар­но­стью по­кло­нил­ся явив­ше­му­ся во­и­ну. А свя­той, взяв от убий­цы зо­ло­то, от­дал его вос­кре­шен­но­му че­ло­ве­ку, го­во­ря:

– Сту­пай сво­им пу­тем с ми­ром.

Об­ра­тив­шись за­тем к убий­це, свя­той взял его и силь­но бил. Убий­ца рас­ка­ял­ся и про­сил про­ще­ния. То­гда му­че­ник да­ро­вал ему про­ще­ние в убий­стве и, помоившись о нем, сел на ко­ня и стал неви­дим.

В Алек­сан­дрии жил один че­ло­век, по име­ни Ев­тро­пий. Сей Ев­тро­пий дал обе­ща­ние по­жерт­во­вать в цер­ковь свя­то­го Ми­ны се­реб­ря­ное блю­до. По­се­му, при­звав зла­та­ря, он ве­лел ему сде­лать два блю­да, и на од­ном на­пи­сать: блю­до свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ми­ны, а на дру­гом на­пи­сать: блю­до Ев­тро­пия, алек­сан­дрий­ско­го граж­да­ни­на. Зла­тарь стал де­лать, как ве­лел ему Ев­тро­пий, и ко­гда бы­ли окон­че­ны оба блю­да, то блю­до для свя­то­го Ми­ны вы­шло го­раз­до кра­си­вее и бле­стя­щее, чем дру­гое. На­пи­сав на блю­дах име­на свя­то­го Ми­ны и Ев­тро­пия, зла­тарь от­дал их Ев­тро­пию.

Од­на­жды Ев­тро­пий, плы­вя по мо­рю на ко­раб­ле, упо­треб­лял за обе­дом оба но­вые блю­да и, уви­дев, что блю­до, пред­на­зна­чен­ное в дар свя­то­му Мине, го­раз­до краси­вее его блю­да, не по­же­лал его от­дать в дар свя­то­му, но при­ка­зал слу­ге по­да­вать се­бе на нем ку­ша­нья, а блю­до со сво­им име­нем за­ду­мал ото­слать в дар в цер­ковь свя­то­го Ми­ны. По окон­ча­нии тра­пезы слу­га взял блю­до с име­нем му­че­ни­ка и, при­дя на край ко­раб­ля, стал мыть его в мо­ре. Вдруг на­пал на него ужас и он уви­дел, что из мо­ря вы­шел че­ло­век, ко­то­рый взял из его рук блю­до и стал неви­дим. Раб, силь­но по­ра­жен­ный стра­хом, бро­сил­ся вслед за блю­дом в мо­ре. Увидев это, гос­по­дин его так­же ис­пу­гал­ся и горь­ко за­пла­кав, стал го­во­рить:

– Го­ре мне, ока­ян­но­му, что я по­же­лал взять се­бе блю­до свя­то­го Ми­ны: так я по­гу­бил и блю­до, и ра­ба сво­е­го. Но ты, Гос­по­ди Бо­же мой, не про­гне­вай­ся на ме­ня до кон­ца и яви Твою ми­лость слу­ге мо­е­му. Вот, я даю обе­ща­ние: ес­ли я най­ду те­ло сво­е­го слу­ги, то ве­лю сде­лать та­кое же блю­до и при­не­су его в дар свя­то­му Тво­е­му угод­ни­ку Мине или же от­дам в цер­ковь свя­то­го день­ги, ка­ких сто­ит блю­до.

Ко­гда ко­рабль при­стал к бе­ре­гу, Ев­тро­пий со­шел с ко­раб­ля и стал смот­реть по краю мо­ря, ду­мая най­ти вы­ки­ну­тое мо­рем те­ло сво­е­го слу­ги и пре­дать его погребе­нию. В то вре­мя, как он при­сталь­но смот­рел, уви­дал сво­е­го ра­ба вы­хо­дя­щим из мо­ря с блю­дом в ру­ках. Ис­пу­ган­ный и об­ра­до­ван­ный, он гром­ким голосом вскри­чал:

– Сла­ва Бо­гу! во­ис­ти­ну ве­лик ты, свя­той му­че­ник Ми­на!

Услы­хав его крик, все быв­шие на ко­раб­ле со­шли на бе­рег и, ви­дя ра­ба, дер­жав­ше­го блю­до, ис­пол­ни­лись удив­ле­ния и про­сла­ви­ли Бо­га. Ко­гда ста­ли спра­ши­вать ра­ба, ка­ким об­ра­зом он, упав в мо­ре, остал­ся жив и как вы­шел из во­ды невре­ди­мым, то он ска­зал в от­вет:

– Как толь­ко я бро­сил­ся в мо­ре, бла­го­леп­ный муж с дру­ги­ми дву­мя взя­ли ме­ня и хо­ди­ли вме­сте со мною вче­ра и се­го­дня и при­ве­ли сю­да.

Ев­тро­пий, взяв ра­ба и блю­до, по­шел в цер­ковь свя­то­го Ми­ны и, по­кло­нив­шись и оста­вив в дар блю­до, обе­щан­ное свя­то­му, уда­лил­ся, бла­го­да­ря Бо­га и прославляя Его свя­то­го угод­ни­ка Ми­ну.

Од­на жен­щи­на, по име­ни Со­фия, шла на по­кло­не­ние в храм свя­то­го Ми­ны. На до­ро­ге с ней встре­тил­ся во­ин и, уви­дев, что она идет од­на, ре­шил­ся обес­че­стить ее. Она силь­но со­про­тив­ля­лась, при­зы­вая на по­мощь свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ну. И свя­той не ли­шил ее сво­ей по­мо­щи, но на­ка­зал же­ла­ю­ще­го над ней над­ру­гать­ся, а ее со­хра­нил невре­ди­мою. Ко­гда во­ин, при­вя­зав к сво­ей пра­вой но­ге ко­ня, хо­тел сде­лать над жен­щи­ной на­си­лие, конь при­шел в ярость и не толь­ко воспрепятство­вал на­ме­ре­нию сво­е­го гос­по­ди­на, но и по­та­щил его по зем­ле, и не оста­но­вил­ся и не успо­ко­ил­ся до тех пор, по­ка не при­та­щил его к церк­ви свя­то­го Ми­ны. Ча­сто ржа и сви­ре­пея, он при­влек мно­го лю­дей на сие зре­ли­ще, ибо был празд­ник и в церк­ви на­хо­ди­лось очень мно­го на­ро­да. Во­ин, уви­дав та­кое собрание на­ро­да и ви­дя, что конь всё еще на­хо­дит­ся в яро­сти и что ему не от ко­го ждать по­мо­щи, ис­пу­гал­ся, как бы не пре­тер­петь еще че­го-ни­будь бо­лее ужасно­го от сво­е­го ко­ня. По­се­му он, оста­вив стыд, ис­по­ве­дал пред всем на­ро­дом свое нече­сти­вое на­ме­ре­ние, и конь тот­час успо­ко­ил­ся и сде­лал­ся крот­ким, а воин, вой­дя в цер­ковь и при­пав к мо­щам свя­то­го, мо­лил­ся, про­ся про­ще­ния за свой грех.

Око­ло церк­ви свя­то­го му­че­ни­ка вме­сте со мно­ги­ми дру­ги­ми на­хо­ди­лись хро­мой и немая, ожи­дая по­лу­чить ис­це­ле­ние. В пол­ночь, ко­гда все спа­ли, свя­той Ми­на явил­ся хро­мо­му и ска­зал ему:

– По­дой­ди мол­ча к немой жен­щине и возь­ми ее за но­гу.

Хро­мой от­ве­тил на это му­че­ни­ку:

– Бо­жий угод­ник, раз­ве я блуд­ник, что ты по­веле­ва­ешь мне сде­лать сие?

Но свя­той три ра­за по­вто­рил ему свои сло­ва и при­ба­вил:

– Ес­ли не сде­ла­ешь се­го, не по­лу­чишь ис­це­ле­ние.

Хро­мой, ис­пол­няя по­ве­ле­ние свя­то­го, при­полз и схва­тил за но­гу немую. Она, про­бу­див­шись, на­ча­ла кри­чать, него­дуя на хро­мо­го. Сей, ис­пу­гав­шись, встал на обе но­ги и быст­ро по­бе­жал. Та­ким об­ра­зом, оба они по­чув­ство­ва­ли свое ис­це­ле­ние – немая за­го­во­ри­ла, а хро­мой быст­ро по­бе­жал, как олень; и оба ис­це­лен­ные воз­да­ли бла­го­да­ре­ние Бо­гу и свя­то­му му­че­ни­ку Мине.

Один ев­рей имел дру­га хри­сти­а­ни­на. Од­на­жды, уез­жая в от­да­лен­ную стра­ну, он от­дал сво­е­му дру­гу на со­хра­не­ние ящи­чек с ты­ся­чью зо­ло­тых. Ко­гда он замедлил в той стране, то хри­сти­а­нин за­ду­мал не от­да­вать зо­ло­та еврею по его воз­вра­ще­нии, но взять его се­бе, что и ис­пол­нил. Ев­рей, вер­нув­шись, при­шел к хри­сти­а­ни­ну и про­сил воз­вра­тить его зо­ло­то, ко­то­рое он от­дал ему на со­хра­не­ние. Но тот от­ка­зал­ся, го­во­ря:

– Не знаю, что ты спра­ши­ва­ешь у ме­ня? Ты мне ни­че­го не да­вал и я ни­че­го не брал от те­бя.

Услы­хав та­кой от­вет сво­е­го дру­га, ев­рей опе­ча­лил­ся и, счи­тая свое зо­ло­то про­пав­шим, стал го­во­рить хри­сти­а­ни­ну:

– Брат, ни­кто не зна­ет се­го, кро­ме од­но­го Бо­га, и ес­ли ты от­ка­зы­ва­ешь­ся воз­вра­тить мне дан­ное те­бе на хра­не­ние зо­ло­то, утвер­ждая, что не брал его у ме­ня, то под­твер­ди это клят­вою. Пой­дем в цер­ковь свя­то­го Ми­ны, и там ты по­кля­нись мне, что не брал у ме­ня ящи­ка с ты­ся­чью зо­ло­тых.

Хри­сти­а­нин со­гла­сил­ся, и они оба вме­сте по­шли в цер­ковь свя­то­го, где хри­сти­а­нин по­клял­ся еврею пред Бо­гом, что не брал у него зо­ло­та на со­хра­не­ние. По совер­ше­нии клят­вы они вы­шли вме­сте из церк­ви, и лишь толь­ко се­ли на сво­их ко­ней, как конь хри­сти­а­ни­на стал при­хо­дить в бе­шен­ство, так что его по­чти невоз­мож­но бы­ло сдер­жать; он, разо­рвав свою уз­ду, под­нял­ся на зад­ние но­ги и сбро­сил сво­е­го гос­по­ди­на на зем­лю. Во вре­мя па­де­ния хри­сти­а­ни­на с ко­ня с ру­ки его спал пер­стень, а из кар­ма­на вы­пал ключ. Хри­сти­а­нин, под­няв­шись, взял ко­ня, усми­рил его и, сев­ши на него, по­ехал вме­сте с ев­ре­ем. Про­ехав немно­го времени хри­сти­а­нин ска­зал еврею:

– Друг, вот удоб­ное ме­сто, сле­зем с ко­ней, чтобы по­есть хле­ба.

Сой­дя с ко­ней, они пу­сти­ли их па­стись, а са­ми ста­ли есть. Спу­стя немно­го вре­ме­ни хри­сти­а­нин, взгля­нув, уви­дел сво­е­го ра­ба сто­я­ще­го пред ни­ми и дер­жа­ще­го в од­ной ру­ке ящик ев­рея, а в дру­гой – упав­ший с его ру­ки пер­стень. Уви­дев сие, хри­сти­а­нин при­шел в ужас и спро­сил ра­ба:

– Что это зна­чит?

Раб от­ве­тил ему:

– Некий гроз­ный во­ин на коне при­е­хал к мо­ей гос­по­же и, дав ей ключ с перст­нем, ска­зал: по­шли как мож­но ско­рее ящик ев­рея, дабы с тво­им му­жем не случилось боль­шой бе­ды. И мне бы­ло от­да­но сие от­не­сти к те­бе, как ты и при­ка­зал.

Ви­дя это, ев­рей уди­вил­ся се­му чу­ду и, об­ра­до­вав­шись, вер­нул­ся вме­сте с сво­им дру­гом к хра­му свя­то­го му­че­ни­ка Ми­ны. По­кло­нив­шись в хра­ме до зем­ли, ев­рей про­сил Свя­то­го Кре­ще­ния, уве­ро­вав ра­ди се­го чу­да, сви­де­те­лем ко­е­го он был, а хри­сти­а­нин мо­лил­ся свя­то­му Мине дать ему про­ще­ние, по­ели­ку он на­ру­шил боже­ствен­ную за­по­ведь. Оба они по­лу­чи­ли по сво­е­му про­ше­нию – один Свя­тое Кре­ще­ние, дру­гой про­ще­ние сво­е­го гре­ха, и по­шли каж­дый к се­бе, ра­ду­ясь и про­слав­ляя Бо­га и ве­ли­чая Его свя­то­го угод­ни­ка Ми­ну.


Тропарь великомученику Мине, глас 4

Яко Безплотным собеседника/ и страстотерпцем единовсельника,/ сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/ мира мирови испроси// и душам нашим велия милости.

Кондак великомученика Мины, глас 4

Воинства исхити привременнаго/ и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/ страстотерпче Мино,/ Христос, Бог наш,// Иже мучеников нетленный венец.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
24 ноября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.