День памяти преподобного Даниила Черного, ученика преподобного Сергия

13/26 июня празднуется память преподобного Даниила Черного.


Преподобный Даниил Черный

Иконописец Даниил был учителем и сопостником преподобного Андрея Рублева. Даниил, как полагают, родился около 1350 года, но дата эта весьма условная. Ничего не известно ни о месте рождения Даниила, ни о его родителях. Неизвестно также, когда Даниил встретился с преподобным Андреем, которому он стал не только учителем в художественном мастерстве, но и духовным единомышленником и другом. Даниил, как полагают исследователи, принял монашество в московском Спасо-Андрониковом монастыре или в другой митрополичьей обители. Отличался строгостью жизни. Прозвище «Черный» впервые упоминается в тексте «Сказания о святых иконописцах» (конец XVII – начало XVIII вв.), в более ранних источниках Даниил называется только по имени. Цельность творческого наследия преподобных Андрея и Даниила такова, что современная наука считает проблему разграничения их произведений чрезвычайно сложной.

Преподобный Иосиф Волоцкий в «Отвещании любозазорным и сказании вкратце о святых отцах, бывших в монастырех, иже в Рустей земле сущих» пишет со слов старца Спиридона, игумена Троицкого монастыря, что преподобные иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный были весьма добродетельны и ревностны в постничестве и монашеском делании и потому сподобились Божественной благодати. Исполненные Божественной любви, они, по словам преподобного Иосифа, никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к невещественному и Божественному свету, чувственное же око возводили к образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. В праздник Светлого Христова Воскресения они, имея перед собою всечестные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости. И не только в этот день так поступали, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого, пишет преподобный Иосиф, Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство.

 
«Дивные добродетельные старцы-живописцы Даниил и вышеназванный Андрей, 
имевшие друг к другу истинную духовную братскую любовь…»

Последние свои труды иконописцы совершили в обители преподобного Сергия Радонежского. В ней после обретения его мощей преподобные Даниил и Андрей Рублев по благословению преподобного Никона расписывали Троицкий собор. «Преподобный, – согласно житию святого, – поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, сопостника его Андрея и их помощников; поспешно совершает он дело, потому что провидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела. При помощи Божией они усердно принялись за дело, весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим».


«Исполнилось желание преподобного отца настоятеля Никона, и Даниил и Андрей
согласились исполнить его просьбу и украсили росписями эту церковь
 в конце своей богоугодной блаженной жизни». 
Лицевое житие преподобного Сергия

После окончания работ иконописцы возвратились в Андроников монастырь, где прожили еще некоторое время. В конце жизни оба были старцами монастыря. Между кончиной сподвижников, преставившихся около 1427–1430 года, существовал некоторый временной разрыв – не менее 40 дней. Погребены они в разных могилах, но, несомненно, рядом друг с другом на монастырском кладбище, к юго-западу от Спасского собора. 

Одигитрия со свв. иконописцами на полях (фрагмент). А.В. Конюшевский
 (выпускник Иконописной школы 1998 года).
Икона. Сергиев Посад. 1999 год.
Дипломная работа. Собрание Иконописной школы.

С течением времени их могилы оказались под колокольней, пристроенной к юго-западному углу храма. Согласно сообщению «Алфавита русских святых» инока старообрядческого Керженского монастыря Ионы, составленного в начале XIX века и полученного от насельников Рогожского старообрядческого поповского кладбища, их могилы еще существовали во второй половине XVIII века (до 1797–1798 гг.). Перестройки в Андрониковом монастыре, проводившиеся в конце того же столетия, не пощадили захоронений иконописцев; их могилы сровняли с землей и предали забвению.

Об иконах преподобных Даниила и Андрея еще в XVI–XVII веках свидетельствовали, что они «все чудотворные». В Степенной книге, составлявшейся под непосредственным руководством митрополита Московского Макария и царского духовника Афанасия в 1560–1563 годах, преподобные Андрей и Даниил именуются «богодухновенными мастерами». Никто не сомневался в их святости.

Память преподобного Даниила Черного совершается 13/26 июня.

Тропарь Андронику, Савве и Александру Московским, Даниилу Черному, Андрею Рублеву, глас 2

Плоды добродетелей на земли принесше, / преподобнии отцы, / в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети, / и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу, / Юже дерзновенно молите / спастися душам нашим.



26 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.