Чертог. Слово митрополита Николая (Ярушевича)

61885.jpg

«Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный...» (эксапостиларий на вечерне в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы). Так поется в нашей Святой Церкви в великие страстные дни. Какое, мои дорогие, дивное, драгоценное для нас, православных верующих людей, событие мы вспоминаем и прославляем в Великий Четверг! Накануне страданий и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалиме, в Сионской горнице, совершилась Тайная Вечеря. И на ней Спасителем учреждено святейшее и светлейшее таинство причащения Божественного Тела и Животворящей Крови Господних.

Священный город Иерусалим расположен на холмах, и один из них называется Сионом. На этом Сионском холме была та горница, в которой происходила Тайная Вечеря. Что такое вечеря? Это вечерняя предпраздничная трапеза. Наступал великий праздник Пасхи. Она названа Тайной Вечерей потому, что на ней никого не было кроме Самого Господа Спасителя и Его 12 учеников: ни хозяина горницы, никого из посторонних. За этой трапезой Господь Иисус Христос прощался со Своими учениками перед Своей смертью. Здесь Он установил святое таинство Причащения: взяв хлеб, возблагодарив Небесного Отца, благословив, преломив, – говорит св. евангелист, – подал ученикам, говоря: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк. 14:22). И ученики Его причастились Божественного Тела Господа Иисуса Христа под образом того хлеба, который был преломлен и благословлен святыми руками Спасителя. И также взяв чашу с виноградным вином, Господь, воздав благодарение Отцу Своему Небесному, благословил и, подавая ученикам Своим испить из этой чаши, произнес те слова, которые до скончания века произносятся в Святой Христовой Церкви: «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета» (Мф. 26:27–28). Ученики Христовы первыми причастились Божественной Крови Господа Иисуса Христа под видом вина в чаше. И добавил Господь Иисус Христос: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

С тех пор во всех храмах православных до конца мира, пока стоит земля, будет совершаться это величайшее из таинств: причащение Божественного Тела и Животворящей Крови Господних для соединения нашей верующей, в раскаянии очищенной от грехов души с нашим Спасителем, в залог вечного общения с Сладчайшим Господом. И не только происходит соединение души нашей, но и грешного тела, дабы мы, причастники Божественного Тела и Крови Господних, были едины со своим Сладчайшим Господом и телом и душой.

Когда поется в страстные дни церковное песнопение: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…», наша верующая душа прежде всего представляет себе тот чертог, ту Сионскую горницу, в которой на Тайной Вечере совершилось первое причащение апостолами Святых Божественных Таин непосредственно из рук Христовых. Этот чертог Божий, у горницу Сионскую украсил Своим присутствием Сам Сын Божий, во плоти живший на земле, Господь наш Иисус Христос – Красота наша, Радость наша, Солнце жизни нашей, наш Сладчайший Спаситель.

И мы своим верующим духом переносимся в этот чертог Сионский. Мы прославляем в этом святейшем таинстве великую мудрость Божию: зная немощь человеческого естества, Господь Иисус Христос преподает нам Свое Божественное Тело и Животворящую Кровь под видом хлеба и вина, которые Духом Святым за Божественной литургией пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Мы преклоняемся перед неисчерпаемой любовью Божией к нам, которая не только нас духом соединяет с Господом на молитве, но возжелала, чтобы мы, и грешные и слабые, всецело соединились со своим Господом навеки через это святейшее таинство Причащения.

Мы верою воспринимаем действие всемогущества Духа Божия, Который пресуществляет приготовленные хлеб и вино в Божественное Тело и Кровь Господни. Видим мы своим верующим духом этот чертог, эту горницу Сионскую, украшенную неисчерпаемой славой, неизъяснимой красотой, ибо на Тайной Вечере присутствует, ее возглавляет и на ней учреждает это святейшее таинство Сам Господь наш Иисус Христос. Согласно Его повелению, – сказали мы, – Святая Церковь за каждой Божественной литургией в наших православных храмах совершает это святейшее таинство. Во время литургии приносится бескровная Голгофская Жертва. Вновь, но бескровно, совершается то, что совершалось на Голгофе. Повторяется величайшее таинство смерти Господа нашего Иисуса Христа. Мы вновь и вновь переживаем Его преславное Воскресение, когда Святая Чаша с Дарами Божиими является в Царских вратах; Его преславное Вознесение, когда Святой Чашей со Святыми Дарами иерей благословляет верующих со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

За каждой Литургией приуготовленные хлеб и вино во время пения: «Тебе поем, Тебе благословим...», силой и действием Святого Духа, через благословение совершающего литургию архиерея или священника пресуществляются в Божественное Тело и Кровь Христовы. И наш православный храм Божий становится чертогом украшенным, в котором как бы повторяется Тайная Вечеря.

В знак своего благоговения перед этим святейшим таинством, здесь совершающимся, в знак своего преклонения перед той благодатью Божией, которая почивает всегда на престоле православного храма Божия, мы и украшаем этот видимый святой наш чертог. От того чертога Сионского не осталось следа до наших дней. На том месте, где Господь Спаситель со Своими учениками совершал Тайную Вечерю, сейчас стоит мечеть. Войдя в нее, можно сердцем и мыслями своими перенестись к тому часу, когда на этом месте в той горнице, которую время уже снесло с этого места, происходила Тайная Вечеря. А в наших храмах мы всякий раз вновь вспоминаем эту Вечерю, совершая святое таинство Причащения.

Каждый раз, когда мы поем эти слова: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…», мы вспоминаем не только о том чертоге, в котором совершалась Спасителем Тайная Вечеря, мы не только думаем о том чертоге, которым является православный храм, мы своим верующим духом уносимся в другой мир, в вечное нетленное Царство Божие, и видим очами веры нерукотворенный духовный Чертог Царства Небесного, украшенный той же небесной Божественной красотой, какой был украшен чертог Сионский в Иерусалиме на Тайной Вечере. Нетленным украшением вечного Небесного Чертога является Сам Хозяин неба и земли – Господь Иисус Христос. Там будет вечно сиять над нами Солнце, не то, какое греет нас и сияет над нами здесь, а Солнце жизни вечной, то Солнце, которое на все века распростирает над миром Свои Божественные лучи: Сам Господь Бог будет согревать нас теплом Своей Божественной любви и будет сиять над нами Божественным Своим светом.

В этом вечном Чертоге своим верующим духом мы видим во славе и в счастье пребывающими души всех верных детей Божиих, святых Божиих угодников. Мы слышим духовным слухом своей веры ангельское пение: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф». Пение, которым небесное воинство восхваляет, не умолкая, славу и Божественную красоту Господа Бога нашего, Небесного Отца и Сладчайшего Спасителя.

В земной чертог, в земной храм Божий входим мы все – и одетые богато, и одетые в рубище, и простые умом, и ученые; входят все, кто отзывается на зов своего Небесного Отца. И никто не удалит из земного храма Божия человека за то, что он бедно одет. Мы все равны перед Господом, мы все – дети Небесного Отца. И в каждом из нас, как бы он ни был одет, какое бы положение он ни занимал на земле, – одинаковая, Кровью Божественной искупленная, душа.

В Небесный Чертог Божий, в нетленное и вечное Царство Божие надо входить только в одежде светлой, чистой, ибо в грязной одежде туда войти нельзя. Конечно, мы говорим не о земной одежде, ибо мы говорим о бессмертной душе. И в рубище земном человек может удостоиться радости войти в вечное Небесное Царство, и в земной одежде шелковой и богатой он может там, в жизни будущего века, увидеть затворенными навсегда двери Небесного Чертога. Духовная одежда должна быть светлой, ибо сказано в слове Божием: «И не войдет в него (Небесное Царство) ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21:27). Потому мы со смирением и исповедуем, когда произносим слова: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный…» – «одежды не имам, да вниду в онь». Потому мы и просим у Светодавца, чтобы Он Сам нас, темных и грязных, просветил; просим Его помощи Божественной, чтобы Он укрепил наши слабые силы на то, чтобы душу свою одевать в те одежды чистые, в каких входят в этот вечный Небесный Чертог.

Для того и зовет нас Святая Церковь в дни Великого поста к покаянию, к очищению от всех греховных скверн. Для того Святая Церковь и напоминает нам за каждым своим богослужением и в Божественном слове, и в молитвенных песнопениях о жизни будущего века, чтобы мы не теряли бесплодно дней, часов жизни земной; чтобы своей молитвой, покаянием, добрыми делами, чистой жизнью украшали свои бессмертные души. Для того и причащает Господь через нас, грешных пастырей. Своего Божественного Тела и Своей Животворящей Крови, чтобы вы, омыв покаянием свои души, соединились с Господом навеки и берегли как драгоценное сокровище это свое единение со Сладчайшим Спасителем; чтобы в единении с Ним почерпали для себя силы бороться с греховными искушениями, силы идти дорогой жизни, достойной христианина, и найти открытыми перед собой двери Небесного Царства.

Поздравляю всех дорогих моему сердцу причастников с принятием Святых Таин. Желаю сегодняшним, вчерашним, прежним и будущим причастникам Божественного Тела и Крови Христовых жить со своим Господом в сердце, жить так, чтобы не стыдно было умирать, когда придет этот неизбежный и неотвратимый ни для кого из нас смертный час. Когда он придет, этот час, дух наш бессмертный отдадим в руки Божии, и да не посрамимся перед Лицом Господа, Которому поклонится наша бессмертная душа в третий, девятый, сороковой день по смерти и предстанет перед Господом в день последнего и страшного Суда Божия. О, Небесный Чертог! Не затвори предо мной своих дверей, когда моя бессмертная душа перейдет порог земной жизни!

Произнесено в Преображенской церкви г. Москвы

Источник: Журнал Московской Патриархии. М.: Изд-во МП РПЦ, 1956. № 4. – С. 17-19.


14 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.