Бог и мы

Бог и мы

Превыше всего ставится служение Богу. «Законом Вашим да будет воля Божия, – пишет архипастырь, – внимательно познаваемая, а не человеческая». Настоящее дело, дей­ствительно такое, какое должно быть – это «учиться прино­сить в жертву Богу все, что нас как-нибудь занимает между че­ловеками»; учиться жертвовать самым дорогим. – «За­поведь не любить сына или дочери паче Господа может сохранить и тот, кто живет в одном доме с сыном и дочерью, и может нарушить и тот, кто живет не в одном доме. Но в кото­ром из сих положений лучше надеетесь сохранить заповедь, то изберите».

Человек, как образ Божий, свободен (хотя его свобода не аб­солютная, как у Бога). – «Не дать человеку свободы, ограни­ченной, свойственной твари, не исключающей возможности уклонения от добра, значило бы сделать человека машиной. Ма­шина, если не может делать зла, то не может делать и добра, и блаженствовать». Будучи свободным он призывается идти к Богу, к Добру, к Блаженству. На этом пути ориентирами могут быть люди, но на них не должно останавливаться. «Что ми есть на Небеси, паче Тебе, что восхотев на земли, Боже сердца моего, и часть моя Боже во век» (Пс. 72, 25-26). «Видите, что право шествующий и на Небесном не останавливается, стремясь к Богу, кольми паче на земном». Надобно идти и идти к Богу, «не спотыкаясь на дороге на человека».

Если на нашем пути находят по Божьим судьбам опасности, то их подобает встречать «без ропота и уныния, с молитвой, преданностью в волю Господа и с упованием на Его милосер­дие», дверь которого для нас всегда готова открыться, «если постучать с верой, смирением и терпением, не произ­нося наперед строгого суда на Милосердного, якобы Он не расположен отворить, и не отступая нетерпеливо, если дверь не отворилась по первому удару». «Грехи, исповеданные и разрешенные, повержены в бездну милосердия Божия, и по­каявшийся должен думать, что живет после того новой жиз­нью. О сей должно пещись».

Постигающие нас по воле Божией искушения побеждаются сравнительно не трудно, «если мы терпим и на Него упова­ем – что перенесенное искушение приносит пользу, а желание избежать искушения не всегда может быть успешно».

Справедливое чувство – «страх Божий пред Божественным таинством». Его надо иметь – «со страхом же и смирением приближающемуся к Богу даруется и надежда, умеряющая страх».

О Господе и наша радость, и наша печаль. «Радость земная проницается печалью, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворительность земного и потребности лучшего. Пе­чаль о Господе проницается радостью, потому что душа пред­чувствует то, что сказано Апостолом: «Печаль яже по Бозе, спасение соделывает». Да взыщем радости, в которой бы не скрывалось жало печали. Да не страшимся и печали, которая в радость будет». Если Господь послал нам радость – «да­ровал быть раю в душе, то да сохранится он в ней». Должно не оставлять его возделывание и хранение «посильным упражне­нием в добре и воздержанием себя от всего, что бывает не по воле Божией, а по своеволию человеческому». Бог по­могает совершению добра – «надобно благодарить Его и утверждаться в намерении делать добро. – И это ли время угрожать охлаждением к добру? И кому можно сим угрожать, кроме себя?» – с горечью ставит Святитель вопросы.

Благо стать пред Богом, как дети пред отцом – уподобиться детям. «Господь велит быть детьми. Апостол толкует: «Не дети бывайте умы, но злобою младенчествуйте». Следовательно, будьте незлобивы, как дети, будьте добры, как дети, будьте про­стодушно любящи, как дети. Не надобно жаловаться на то, что Бог дал в природе, но возвышать оное к благодати, и будет все благо».

Вспомнив все сие, «подумайте, – учит Святитель, – как близко Божество, и в глубине души поклонитесь Господу и про­сите, чтобы Он, какими ведает средствами, дал Вам участие в благодати... Сие может быть сделано без слов и без многого продолжения времени, одним обращением мысли и чувством сердца, если обстоятельства препятствуют сделать более. Го­сподь приемлет таковые усилия вырваться из суеты мира и при­лепиться к Нему». «Будьте верны в служении Го­споду... без произвольного и усиленного взыскания. Верен Го­сподь, чтобы верному вмале, воздать многим». «Надеюсь, что так и расположен дух Ваш. Да укрепится он, и да сохранит в скорби столько мира, чтобы не слишком потрясена была не­мощная плоть. Ныне время показать плод любомудрия... и не поколебаться лишением видимого и временного, в созерца­нии невидимого, во уповании вечного. Усердно молю Господа ниспослать Вам свыше помощь, и утешение, и мир».


Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского.



Теги: Скурат К.Е.
24 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.