Блаженны плачущие

Блаженны плачущие

Для души нужен плач, чтобы она поплакала, раскаялась. Сказано: «блажени плачущии» (Мф. 5:4). Со слезками молиться надо: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Читать протяжно, неспешно. Сознавать, что ты стоишь на молитовке, не кое-как произносить слово. А просящему и Господь поможет.

Когда нет слезной молитвы, то я больше прибегаю Матери Божией и святым угодникам. Мы, вот, постоянно вкушаем пищу и забываем, что трудом она заработана. Кто-то где-то трудился, а мы получаем как-бы даром. Каждую трапезу нужно вкушать с благодарением, молитвой и сокрушением, как подарок. Чтобы спастись, надо познать себя, что мы окаянные, грешные, нерадивые, ленивые, нечем нам похвалиться. Не имеем добрых дел, доброго расположения. Но надо не только сознавать, но и поплакать, поукорять себя, поосуждать, поскорбеть. Весь мир хочет спастись, а мы ленимся. Если проникнуть глубоко в себя, познать, что мы окаянные, нерадивые, то поневоле заплачешь. Так, вроде, и слез нет, а тут и поневоле будут. Я немножко испытал это состояние слез. Слава Богу за все!

Стал замечать, что теряю слезы. Виноват сам, что допустил это. Вот так, миленькие. Каждый день я этот плач теряю. Каждый день я сухой, грешный, нечистый, пустой, вот какой. Если с завтрашнего дня или с сегодняшнего не начну плакать, то погибну, погибаю и уже погибший. Ведь я монах, должен рыдать день и ночь, оплакивать грехи свои. Если нет слез, плача и рыдания, то нет и покаяния. Если не буду сокрушаться об очерствении души, значит, вечная мука ожидает меня, вечные мучения. Надо бороться с грехом, с сорняками. Если монах не плачет, значит, он готовит себя в мучения. Слава Богу, что это доходит до меня, может быть, я еще не окончательно потерял сознание своей греховности, своей испорченности.

Плач нетрудно найти, не надо только искать сладости, блаженства, а только каяться. Познай себя и спасешься. Мы окаянные, ленивые, нерадивые, лукавые, хитрые, неблагодарные. Я вот живу в обители и чада заботятся обо мне, чтобы я здесь блаженствовал. А блаженство здесь готовит нас в вечные мучения. Нигде не сказано, что нужны лакомство, наслаждения, утешения и так далее. А сказано: познай себя. Познавать надо трудности, свои недостатки. Слава Богу, я рад, что почувствовал, в какой беде нахожусь.

Один Бог без греха, а у нас что ни шаг, так и грех. Тоже чувствую, что согрешаю словом, делом, помышлением, раздражением. Надо хранить себя, особенно перед Причастием и после. Сказано: помни последняя своя, и во веки не согрешишь. Стать в стороне где-нибудь, спрятаться и молчать, больше молчать. Тем более нам, священнослужителям, когда причащаемся, надо готовиться: все потерпеть, себя поукорять, поосуждать и просить Господа: «Иисусе Сладчайший, спаси мя, помилуй мя». Особенно перед Причастием молитва должна быть живой, нерассеянной. Плакать и рыдать, плакать и рыдать, и опять плакать и рыдать. Принуждать себя, чтобы спасти свою душу, которая одна и на вечность дана нам – для вечности. Даже не думать о том, чтобы шутить или празднословить. Но и неправильно помышлять о себе: «Вот я уже причастилась, я же подготовилась, хорошо подготовилась. Я же такая и сякая, хорошая». Бойся себя, бойся греха. Это о чем говорится? О том, как надо быть и смиренным и терпеливым. Молчание сохранять и любовь к ближнему. Помоги Господи! Вас жалко всех. Спаси вас Господи, миленькие!

Нерадиво живу, окаянный, самолюбивый, гордый. Несколько раз нарушал строгость своего правила. Куда девать мне свои грехи? Если умру, так и считайте, что окаянный. Не живу так, как некоторые ревностные подвижники, которые внимательнее следят за собой. Вижу за собой, что невнимательный и редко причащаюсь. Не могу сказать, что хотел бы чаще. Хотел бы реже, да со вниманием. Чтобы напрасно не пропадало никакое словечко (батюшка плачет), чтобы Господь видел и слышал. Мы редко причащаемся со вниманием.

Источник: Виссарион (Великий-Остапенко), игум. Εξομολογείσθε τω Κυρίω / Исповедайтеся Господеви: духовные беседы. СП, 2018. – С. 15-22.


9 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.