Благовещение Пресвятой Богородицы

По одному из преданий, когда Пречистая подошла однажды к колодцу почерпнуть воды, Ей послышался голос Архангела, и раньше являвшегося Марии в храме: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Удивившись этим словам, Пресвятая Дева вернулась в дом, взяла книгу пророка Исаии, стала перечитывать и обдумывать слова таинствен­ного пророчества о рожде­нии Спасителя.

12899436 - копия.jpg

Благовещение у колодца. Собор Святого Марка. Венеция XIV в.

Как свидетельствует Свя­тое Евангелие, во время этого благочестивого размышления пред Ней предстал архангел Гавриил и вновь повторил дивное приветствие. Она же «смутилась от слов его»: небо­житель приветствовал Её не просто миром, как это было принято в Ветхом Завете, но радостью и возглашал Деве благословенность — особую любовь, благоволение и по­мощь Божию как её неотъем­лемое достояние. Смиренное сердце Пресвятой Девы за­трепетало чистым страхом перед Божиим избранием, в благоговении Она не решилась вопрошать Архангела, оставаясь в безмолвии. Пречистая не лишилась присутствия духа и не оставила свойственного Ей с раннего детства состояния сосредоточенного богомыслия.

Дабы благовестие Божие было принято Девой в полном мире и спокойствии духа, Архангел рассеял смущение Богоизбранницы: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога». Пресвятая Богородица превыше всех явилась достойной избрания по чи­стоте ума, образу жизни и преданности Творцу. Пять с половиной тысячелетий со дня изгнания Адама из рая потребовалось ветхо­заветному человечеству, чтобы в лице Божией Мате­ри взойти на высоту чисто­ты и праведности. И теперь архангел Гавриил, почти в точности повторив проро­чество Исаии, благовестил Деве о рождении Спасителя: «И вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Го­сподь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над до­мом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца». Славное царство Давида служило в Вет­хом Завете прообразом Царства Небесного, а дом Иакова — бо­гоизбранный народ — прооб­разом народа Нового Израиля, христиан.

31-2 - копия.jpg

Источник Девы Марии в Назарете. В.Д. Поленов, 1882 г.

Внимая благовестию Архан­гела, Пресвятая Дева перенес­лась мыслью к обету девства, ко­торый она дала Господу, — его невозможно было нарушить, и Она удивлялась: неужели Бог сделает Её Матерью в целому­дрии девства и явит миру но­вый образ рождения?

6 - копия.jpg

Пещера Благовещения в Благовещенском храме. Назарет

Для уразумения тайны Бо­жией Дева спросила Архан­гела: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Архангел разрешил недоумение Её человеческого разума, сказав, что Она родит Сына без нарушения обета, зачнёт по сверхъестествен­ному действию Бога: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим». Сначала Дух Святой найдёт, то есть предочистит душу и тело Приснодевы, а затем осенит Её подобно облаку Яхве, сошедшему при Моисее на новоустроенную скинию. Дева Мария от Своего рождения никогда не со­грешила даже в мыслях, но Её человеческая при­рода, унаследованная от прародителей, нуждалась в освящении перед вселе­нием Божественного Сына. Господь мог соединиться только с чистейшим чело­веческим естеством; под­верженность человечества греховным страстям не могла быть воспринята Всесвятым Господом, по­этому Его зачатию надле­жало быть бесстрастным и безмужным.

Дева Мария не проси­ла у архангела Гавриила знамений, он сам для ут­верждения Пресвятой Девы в возможности чудесного зачатия указал на Её род­ственницу Елисавету, ко­торая по милости Божией в старости зачала от мужа своего, священника Захарии, и была уже на шестом месяце.

У Приснодевы не оста­валось более недоумений: достоинство Архангела не­сомненно, благовещение его истинно, воля Господня непреложна. Зная из пророчеств не только о радости, но и о скорби, которая Её ожидает, Пресвятая Дева не устрашилась, но с глубоким смирением, в умилении сердца произнесла: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Она явила всё, что ожидал от ветхозаветного человечества Господь: чистейшую и совершеннейшую преданность Ему волей, мыслью и серд­цем — всем Своим существом. Словно Вторая Ева, Пресвятая Дева созидала то, что было разрушено Евой первозданной, — всецелым послушанием Го­споду Дева Мария — чистейший духовный сосуд, избранный от сотворённого мира, — открывала дверь спасения человеческому роду.

По смиренному согласию Пресвятой Девы Сын Божий в одно мгновение из пречистой и девственной Её плоти образовал Себе начаток естества. Как в начале бытия мира Бог создал жизнь одним Своим велением из сотворённого вещества, так Он создал Себе человеческое естество из естества Приснодевы. Бог соединился с человечеством, Он стал истинным Человеком, дабы человека сделать Богом по благодати.

Согласно преданию великое событие Благо­вещения совершилось в те же дни весеннего равноденствия, когда был сотворен мир; день вочеловечения Мессии — 7 апреля — совпал с днём сотворения Адама (здесь и далее датиров­ки даны по новому стилю).

Современное летоисчисление введено пол­тора тысячелетия назад на основании расчётов римского монаха Дионисия Малого. В настоя­щее время учёные полагают, что его расчёты содержали ошибку: Рождество Христа соверши­лось примерно на 5 лет раньше (в начале 4 г. до Р.Х. по новому стилю).


Сергей Воробьев. Евангельские события. От Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа. С историческими и археологическими подтверждениями. Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви


STSL.Ru


7 апреля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.