Благодарность длинною в жизнь. Памяти высокопреосвященнейшего Исидора (Никольского), митрополита Санкт-Петербургского

Благодарность длинною в жизнь. Памяти высокопреосвященнейшего Исидора (Никольского), митрополита Санкт-Петербургского

Трудны были годы детства Яши, сына бедного сельского диакона села Никольского, Каширского уезда. Большие были недостатки в доме. Бывало, мать уйдёт на сельские работы, ребенка оставит. Спеленает она его и положить под Боголюбский образ Богоматери, который стоял в углу горницы, и слезно просит Богоматерь, охранять ребенка до возвращения. За тяжелой работой сколько раз сжималось ее материнское сердце страхом за сыночка, и, когда, наконец, настанет время идти домой впереди всех бежит она, и в страшном волнении входит в комнату, не зная, жив ли мальчик.

Подрастая, Яша узнал, как поручила его мать Покрову Богоматери, и так как родился он в праздник Покрова Богоматери, 1 октября, то считал ее своей Покровительницей.

Яшу отдали в духовное училище. На Рождество и Пасху, а также на летние ваканции он отправлялся в родное село на побывку. По бедности, сироте (отец его тогда уже умер) приходилось идти большей частью пешком.

Идет он раз домой, усталый, босой, потому что даже на покупку лаптей денег у него не было. Ноги себе натер до крови и сильно прихрамывал.

Обгоняет его какой-то мужичок и пристально смотрит на мальчугана.

— Что это хромаешь, голубчик?

— Да, вот, дяденька, ноги себе натер.

— А ты бы обулся. Лапти бы хоть надел?

— У меня, дяденька, и грошика нет.

Покачал мужичок головой; еще раз с сожалением посмотрел на мальчика и стал обгонять его. Потом вдруг обернулся и подошел к нему. Хотелось мужику помочь школьнику, да сам он был беден. Однако решился, и сунул Яше медную монету:

— Вот, на, купи ceбе лапти.

Сунул и быстро пошел вперед.

От изумления сперва остановился мальчик, как вкопанный; потом шибко заковылял за мужичком, крича ему изо всех сил:

— Дяденька, а дяденька, как тебя звать?

— А тебе на что? — отозвался мужик.

— А вот, попом буду, стану тебя поминать.

Мужик усмехнулся, кинул мальчику «Петр» и быстро стал от него удаляться. Этот мальчик, встретившийся на большой дороге с мужиком, получивший от него медную монету на лапти и спросивший у мужика его имя, был впоследствии не кто иной, как митрополит Петербургский, Новгородский и Финляндский Исидор.

Прямая, благородная душа его была полна чувства благодарности, и на вершине почестей славы, значения своего он не забыл своего прошедшего в убожестве детства. По-прежнему он считал Богоматерь своей Покровительницей. Когда в Петербурге в честь его устроилось громадное благотворительное учреждение для бедного духовенства, так называемое исидоровское, он церковь при этом доме освятил в честь Боголюбской иконы Богоматери, в воспоминание того, как мать клала его младенцем под эту икону.

Он любил вспоминать о встрече с мужиком Петром и, заканчивая свой рассказ, говорил. поникая головой: «С тех пор, как я получил сан священства, я не служил ни одной литургии без того, чтобы не помянуть его».

Невольной слезой туманится взор при этом рассказе. Вот действительное благородство, вот истинный «человек». И невольно рисуешь себе следующую картину.


Торжественное великолепие Исаакиевского собора, таинственный полумрак, алтарь, священнодействующие духовенство в золотых ризах бесшумно, благоговейно двигается, как рой пчел в улье. Там, под неоглядно-высокими сводами храма коленопреклоненная толпа… Допевают последние слова первой части херувимской, и тихо, сладко, как шелест морского тростника, затихают звуки: «…ныне житейское отложим попечение».

У жертвенника, окруженного духовенством, предстоит многолетний, удрученный неустанною службою церкви, мудростью, опытом, старец-митрополит и копием вынимает частицы из просфоры, которую держит в руках, шепча старческими губами длинный ряд имен тех людей, с которыми сводил его Бог на длинном жизненном пути.

«Петра», шепчет он, и в старческих глазах сверкнула слеза умиления. В одно мгновение воскресла в его памяти дивная, за три четверти века назад поразившая его картина, маленький хромающий Яша с котомкой за плечами, большая дорога и незнакомый мужик «дяденька».

- Что это ты хромаешь, голубчик?

- Раба Божия Петра, - шепчут старческие уста, и усердно вынутая частица опускается на дискос.

А там в храме под высокими сводами замирают звуки херувимской: «…ныне житейское отложим попечение», и словно слышны временами легкие шаги невидимых ангелов.

«Скоро, - думает митрополит, - увидимся мы с ним».

Источник: Воскресный собеседник. Сборник религиозно-нравственных статей. О любви к ближним. М., 1904 г. – С. 74-76


17 февраля 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.