«Библиотекарь он был идеальный»: историк Русской Православной Церкви протоиерей Александр Горский

К.А. Кузоро

Данная статья посвящена изучению работы выдающегося церковного историка протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875) в должности сотрудника библиотеки Московской духовной академии. На основе воспоминаний самого отца Александра и его современников рассмотрена деятельность историка по комплектованию и сохранению фонда библиотеки, его просветительская и воспитательная работа со студентами академии, отношение к профессии библиотекаря.

В настоящее время исследователями библиотечно-информационной деятельности большое внимание уделяется имиджу библиотекаря, его восприятию обществом, говорится о том, какими качествами должен обладать современный библиотекарь. Это не случайно, ведь значимость этой профессии сегодня оценивается невысоко. Конечно, ситуация не так критична, как в переломные 1990-е гг., но проблемы с набором абитуриентов на библиотечные специальности в учебных заведениях, проблемы старения кадров в библиотеках очевидны.

И, желая привести аргументы в пользу значимости профессии библиотекаря, подчеркнуть ее культурный, образовательный и научный потенциал, часто в качестве примера специалисты вспоминают таких известных людей, работавших библиотекарями, как И.А. Крылов, А.Н. Оленин, Н.И. Лобачевский, В.Ф. Одоевский, В.В. Стасов. Впишем в этот славный ряд еще одно имя – имя церковного историка протоиерея Александра Васильевича Горского (1812-1875).

254836.p.jpg

Протоиерей Александр Горский

Родился отец Александр в 1812 г. в семье преподавателя Костромской духовной семинарии; окончил духовное училище и семинарию, в 1828 г. поступил в Московскую духовную академию. В студенческие годы проявился его интерес к истории. На страницах дневника, который он вел в течение долгих лет, находили место и его собственные рассуждения о природе различных исторических событий, и анализ историко-публицистических статей.

С 1833 г. А.В. Горский – бакалавр церковной истории, с 1837 г. – экстраординарный профессор Московской духовной академии, с 1839 г. – ординарный профессор. С 1833 по 1862 г. он возглавлял кафедру церковной истории, в 1860 г. был возведен в сан протоиерея.

В 1862 г. А.В. Горский был назначен ректором академии. После этого назначения он перешел на кафедру догматического богословия: в силу существовавшей в то время академической традиции ректор непременно должен был преподавать догматику.

Тридцать лет А.В. Горский преподавал церковную историю и двенадцать лет – догматическое богословие. Лекции А.В. Горского, «согретые живым религиозным чувством» [1. С. 264], отличались тщательной проработкой фактов. В архиве ученого сохранились черновики его лекционных курсов, свидетельствующие о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Педагогическая деятельность А.В. Горского была направлена на формирование научной самостоятельности, на воспитание мыслящей личности, готовой работать с историческим материалом, сопоставлять и анализировать факты.

На лекциях по церковной истории А.В. Горский всестороннее обсуждал неоднозначные вопросы, излагал разные точки зрения, предлагая учащимся самостоятельно выбирать ту, которая кажется им наиболее верной. От студентов, изучавших историю, А.В. Горский требовал знания сущности изучаемой науки; знания исторических источников и методологии [2. С. 415]. Он считал необходимыми для изучения церковной истории знание географии, статистики, церковной археологии, истории Вселенских соборов, патристики и патрологии. Особенность, присущая Горскому-историку, - это тщательное изучение источников и строгое изложение исторических фактов. Он не делал серьезных обобщений о законах исторического развития или о характере той или иной эпохи, вероятно, считая такие теоретические обобщения преждевременными для русской церковной исторической науки того периода. Можно сказать, что А.В. Горский смог «открыть» российскую церковно-историческую науку, представить глубину и своеобразие истории, поставить ее в центр научных интересов.

А.В. Горский принимал участие в разработке и проведении реформы духовного образования 1867-1869 гг.; был одним из основателей и постоянным автором журнала Московской духовной академии «Прибавления к творениям святых отцов в русском переводе» (издавался с 1843 г.); состоял почетным членом Академии наук (с 1856 г.), научных обществ и университетов.

Авторитет А.В. Горского был признан в среде светских историков, филологов и публицистов: его заслуги отмечали М.Н. Погодин, И.И. Срезневский, Ф.И. Буслаев. А.В. Горский создал в Московской духовной академии школу историков, оказал влияние на формирование взглядов Е.Е. Голубинского, Н.Ф. Каптерева, А.П. Лебедева; давал консультации Н.И. Костомарову, О.М. Бодянскому.

Среди трудов А.В. Горского следует выделить «Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры», «Историю евангельскую и церкви Апостольской», жизнеописания святых отцов, поучения и речи, публикации памятников древнерусской литературы («Паннонские жития равноапостольных Кирилла и Мефодия», «Слово о законе и благодати митрополита Иллариона» и др.). На страницах православных журналов были опубликованы его очерки: «Образование канона священных книг Нового Завета», «О митрополии русской в конце IX в.», «О духовных училищах XVII в.»; статьи о русских митрополитах.

Труд «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», над которым А.В. Горский совместно с археографом и археологом, профессором Симбирской семинарии Капитоном Ивановичем Невоструевым работал почти 20 лет, в 1867 г. был удостоен Ломоносовской премии Императорской академии наук, назвавшей его «гражданским подвигом».

DSC5569-16.jpg

Горский А.В., Невоструев К.И.
Описание славянских рукописей
Московской синодальной библиотеки.
1855-1869 гг.

Одно из занятий А.В. Горского – работа библиотекарем. С 1834 по 1862 г. он служил в библиотеке Московской духовной академии (с 1842 г. заведовал этой библиотекой).

Библиотека Московской духовной академии была открыта в 1685 г. с момента основания самой академии греческими монахами-просветителями братьями Софронием и Иоанникием Лихудами. В конце XVIII – начале XIX в., в период формирования образовательных комплексов духовного ведомства, учебные православные библиотеки получают мощный импульс для развития.

Так и в жизни библиотеки Московской духовной академии этот период, совпавший по времени с переводом академии в Троице-Сергиеву лавру в 1814 г., открывает новую страницу. Библиотека интенсивно пополняется новыми книгами, составляется систематический каталог библиотеки [3].

Внутренняя обстановка библиотеки не всегда отличалась комфортом, в воспоминаниях выпускников академии читаем: «Близкое ли соседство высоких и толстых лаврских стен, препятствующее правильной циркуляции воздуха вокруг здания, или сырость почвы, или, вернее, и то и другое вместе – только библиотечное здание всегда было крайне сырым, в особенности в нижнем этаже. Другое зло библиотечного здания составляло крайне плохое отопление. Бывали случаи, когда оно вдруг переставало действовать, и в библиотеке водворялся холод, как на улице, или вдруг из тепловых отдушин и решеток начинал валить густой дым, наполнявший собой все помещение библиотеки» [4. С. 727].

Но это были внешние, временные трудности, настоящим богатством библиотеки был ее фонд, уступавший в то время только Императорской публичной библиотеке, библиотеке Академии наук и Румянцевскому музею. Фонд академической библиотеки составляли книги Священного Писания, творения святых отцов и учителей Церкви, собрания речей и поучений, жития святых, сочинения светских писателей и философов, учебные пособия по истории, географии, праву, риторике и др. В период работы в ней А.В. Горского фонд библиотеки включал 823 рукописи и 10000 печатных книг [5. С. 185].

А.В. Горский пополнял библиотеку редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями, в том числе из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря, библиотеки Московской синодальной типографии, Синодальной библиотеки, архива Тобольского архиепископа Афанасия (Протопопова) и других архиереев. Так, по ходатайству А.В. Горского из Иосифо-Волоколамского монастыря в библиотеку Московской духовной академии было передано «236 рукописей, в их числе 3 рукописи на пергаменте, Евангелие в лист XIV в., октоихи, много ценных древних рукописей на бумаге XV-XVI вв.» [6. С. 317].

При участии выпускника Московской духовной академии православного публициста и общественного деятеля Н.П. Гилярова-Платонова из фондов Московской синодальной библиотеки и духовной консистории было передано 224 старопечатных книги и 240 старообрядческих рукописей [6. C. 317].

А.В. Горский сам занимался выпиской книг. По воспоминаниям его ученика, выпускника Московской духовной академии, церковного историка Е.Е. Голубинского, «дело с выпиской новых книг в библиотеку обстояло следующим образом. Русские книги Александр Васильевич выписывал по запискам наставников (преподавателей. – К.К.) и по своему усмотрению. Иностранные же книги высылал ему рижский книгопродавец Дейбнер: присылал он целые короба с новейшими произведениями богословской литературы. Александр Васильевич просматривал книги или давал просматривать, которые находил нужным – оставлял, другие отправлял назад. Этим делом Александр Васильевич заведовал и будучи уже ректором» [7. С. 27].

Но работа в библиотеках – это не только забота о сохранении и пополнении фонда, важнейший компонент библиотечной работы – это общение с читателями.

Обратимся к воспоминаниям учеников А.В. Горского. Как отмечал историк, публицист, общественный деятель Н.И. Субботин: «Библиотекарь он (А.В. Горский. – К.К.) был идеальный – знал библиотеку как свои пять пальцев – и не только с внешней ее стороны, относительно размещения и расположения книг по шкафам и полкам, но и с внутренней – редкая книга не была им прочитана и многие испещрены по полям его замечаниями. Для студентов он сам был ходячая и вполне доступная библиотека» [1. С. 263].

Бывало, вспоминал Н.И. Субботин, получив темы для сочинений, «студенты спешат в библиотечные залы и обступают Александра Васильевича с просьбами указать книги, где можно прочитать на данную тему, – и никто не уйдет с пустыми руками» [1. С. 263].

С готовностью он давал студентам нужные пособия, советы и указания для самостоятельной работы, охотно делился своими знаниями со всяким, кто обращался к нему. По воспоминаниям выпускника академии С. Смирнова, «Александр Васильевич любил возбуждать научную самодеятельность среди студентов, видя в ней средство умственной и нравственной дисциплины студента, ожидая от нее большой пользы для отечественной науки» [2. С. 424]. И вовремя рекомендованная знающим человеком книга, безусловно, выступала в качестве одного из средств приобщения студента к самостоятельной исследовательской работе.

74259.jpg

Здание библиотеки МДА.
Современный вид

А.В. Горский мог и покритиковать нерадивых студентов, являвшихся к нему в библиотеку. Е.Е. Голубинский вспоминает: «Мой товарищ, Николай Павлович Крылов, москвич, франт и щеголь, прилетел раз в библиотеку, подает записку и говорит: «Александр Васильевич! Пожалуйте мне вот такую книгу!». Александр Васильевич посмотрел на него с улыбкой и говорит: «Извините, эта книга еще не написана, а когда будет написана, тогда пожалуйте». Крылов повернулся и улетел, и больше, вероятно, не заглядывал в библиотеку» [7. С. 27].

Эти «подковырки» порой пугали студентов, но в них была и хорошая сторона: студенты старались быть внимательнее, не перевирать названий книг, запоминать их авторов.

Итак, даже на примере одной личности, одной судьбы мы видим, что стереотипы о скучной, однообразной, механической работе библиотекаря имеют под собой мало оснований. Богатый духовный мир в сочетании со знаниями и профессионализмом определяет жизненное пространство человека, наполняя его содержанием и смыслом.


Источник: Вестник Томского гос. пед. ун-та. – Томск: Изд-во науч. лит-ры ТГПУ, 2013. № 4(12). С. 189-192.


Литература

1. Субботин Н.И. Воспоминания, заметки, письма // Русское обозрение. – М., 1896. Т. 37. С. 259-287.

2. Смирнов С. Александр Васильевич Горский // Богословский вестник. – СП, 1900. Т. 3. С. 381-441.

3. Московская православная духовная академия: официальный сайт. URL: http://www.mpda.ru/library (дата обращения: 25.04.2013).

4. Колосов Н. Академическая библиотека в 1890-1898 годах (из воспоминаний бывшего библиотекаря) // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг.: Юб. сб. ист. мат. – М., 1914. С. 725-728.

5. Горский А.В. Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. – М., 1890. 410 с.

6. Горский Александр Васильевич // БЭ / под ред. С.Н. Южакова. – СПб., 1902. Т. 7. С. 317-318.

7. Воспоминания Е.Е. Голубинского // Труды Костромского научного общества по изучению местного края: третий исторический сборник. – Кострома, 1923. Вып. 30. С. 1-80.


16 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...