Беседы о богослужении. Проскомидия

Беседы о богослужении. Проскомидия
Святитель Макарий (Невский)

В храме стояще славы Твоея, на небеси стоящи мним.

Из последования великопостной утрени

Божией помощью приступаем к первой беседе о богослужении.

В течение суток у нас совершается богослужение три раза: вечером, утром и днем. Каждое из этих богослужений состоит из трех особых служб: вечером — из чтения девятого часа, вечерни и повечерия; утром отправляется полунощница, утреня и читается первый час; днем читается третий и шестой час и совершается литургия. Итак, во время трех суточных богослужений отправляется девять служб.

Из всех богослужений важнейшее — Литургия, или обедня. Слово «Литургия» значит «общественная служба», а обедней она называется потому, что составляет для души то же, что обед для тела, а также и потому, что совершается эта служба до обеда. Мы начнем наши беседы о богослужениях объяснением Литургии как важнейшего из богослужений.

Литургия состоит из трех частей: проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. «Проскомидия» значит «принесение». Так называется эта часть богослужения потому, что в это время верные, то есть христиане, приносили и приносят вещество для Таинства Евхаристии — хлеб и вино, а священник приготовляет из этих приношений Дары для принесения их Господу. Хлеб, приносимый для Таинства, именуется «просфорой». Просфора значит «приношение», «дар».



Священник, войдя в церковь, совершает пред алтарем обычное молитвенное начало. Потом, войдя в алтарь, поклонившись святому престолу и облобызав его, облачается во все священнические одежды и совершает проскомидию. Это значит: из принесенных для Таинства хлебов, или просфор, он избирает один наилучший для уготовления из него Агнца. Поэтому просфора сия именуется Агничною. Агнцем именуется та часть просфоры, которая предназначается для Таинства Евхаристии. Этот хлеб знаменует Иисуса Христа, Который в Ветхом Завете был предызображен пасхальным агнцем. Этого агнца евреи в день исхода из Египта заколали, кровью его окропляли косяки дверей для того, чтобы Ангел не убивал первенцев в тех домах, которые были окроплены этой кровью. Этот агнец был священный агнец. Евреи должны были вкушать его и после исхода из Египта ежегодно в пасхальную ночь, установленную в память избавления их от рабства египетского при посредстве крови этого агнца. Этот агнец знаменовал Иисуса Христа, как мы сказали, Который был заклан, как агнец непорочный, кровью Своей искупил мир и освободил людей от рабства диавольского.

Идя на страдания, Господь Иисус Христос, преподав вместо плоти и крови пасхального агнца Свое Пречистое Тело под видом хлеба и Свою Кровь под видом вина, заповедал ученикам, а через них всем верующим, чтобы они творили сие в Его воспоминание (Лк. 22, 19; 1 Кор. 11, 24). Это воспоминание Господа и совершается на литургии, а на проскомидии делается приготовление к тому следующим образом. Священник, избрав наилучший из принесенных хлебов, или просфор, полагает его на блюдо, приемлет копие, трижды ограждает копием этот хлеб крестообразно и произносит слова: В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Затем изъемлет среднюю часть хлеба, обрезывая края этого хлеба, или просфоры, с четырех сторон и произнося при этом следующие слова: Яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго Его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирении Его суд Его взятся; род же Его кто исповестъ? После сего, подрезывая снизу среднюю часть хлеба, именуемую теперь Агнцем, и изъемля ее, произносит слова: Яко вземлется от земли живот Его. Положив Агнец на дискосе — особенно устроенном блюде, священник заколает его, то есть надрезывает его копием крестообразно от нижней части до верхней, произнося при этом слова: Жрется, то есть заколается, Агнец Божий, вземляй грехи мира. Затем, положив Агнец на дискосе, как следует, он пронзает его копием с правой стороны, произнося слова: Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода. Вместе с этим он вливает в чашу виноградное вино, смешанное с водой. Итак, Агнец уготован, чтобы быть принесенным в Жертву на жертвеннике, то есть на престоле, куда он имеет быть перенесенным во время литургии в определенное для этого время.


Проскомидия. Фото: Сергей Власов, Patriarchia.Ru

После приготовления Агнца, изображающего Христа, и поставления его на дискосе (блюде) собираются образно около него и те, кого Он искупил, освятил, чьи грехи омыл кровью Своей. Для этого священник приемлет другие принесенные хлебы, или просфоры, и из них изъемлет частицы, которые полагает возле Агнца. После первой, Агничной просфоры он приемлет вторую просфору в честь Пресвятой Богородицы, изъемлет из нее часть, полагает эту часть с правой стороны Агнца и говорит: Предста Царица одесную Тебе.

После этого изъемлет из третьей просфоры девять частей в ознаменование девяти чинов Ангельских и полагает эти частицы с левой стороны Агнца. Первую частицу изъемлет в честь Иоанна Предтечи, вторую — в честь святых пророков, третью — в честь апостолов, четвертую — святителей, пятую — святых мучеников и мучениц, шестую — в честь преподобных отцев и матерей, в иноческом чине Господу угодивших; седьмую — в честь святых чудотворцев и бессребренников, восьмую — богоотцев Иоакима и Анны, дневного святого и всех святых; девятую — в честь святителя Иоанна Златоуста или святителя Василия Великого, литургия коего из них совершается.

Помянув святых, составляющих Церковь Небесную, священник берет четвертую просфору и из нее изъемлет частицы за здравие и спасение всего православного епископства, честнаго пресвитерства, во Христе диаконства и всего священнического чина и всего клира. Изъемля вторую частицу и полагая ее возле Агнца, священник говорит: Помяни, Господи, благочестивейшего... государя нашего... супругу его... и весь царствующий дом. Также поминает и всех живых по имени и за имя каждого вынимает частицу и говорит: Помяни, Господи. Из пятой просфоры изъемлет частицы о памяти и оставлении грехов всех усопших и создателей святого храма, где совершается богослужение, и, наконец, поминает всех в надежде воскресения и жизни вечной усопших православных отец и братий. Затем, покадив металлическую звездицу, священник ставит ее над святым хлебом, говоря: И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча. Эта звездица знаменует ту звезду, которая явилась при рождении Христовом и путеводила волхвов к месту родившегося Христа (Мф. 2,9). После этого священник покрывает покровцем святой хлеб с дискосом и святую чашу и возносит славословие Богу, говоря трижды: Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе. После этого священник молится, чтобы Господь благословил предложенные Дары и принял их на Свой пренебесный жертвенник, чтобы Он помянул принесших эти Дары и тех за кого они принесены.



Из сказанного можно усмотреть, что на проскомидии уготовляется Агнец, который изображает Христа, но он еще не прелагается здесь в Тело и Кровь Христовы — это преложение совершается на литургии через призывание Святого Духа и освящение Даров. Около Агнца полагаются частицы, изображающие Церковь Небесную и земную. После освящения Даров эти частицы погружаются в Кровь Христову, в образ того общения, в каком находится Церковь со Христом: она — тело Его (Еф. 1,23) и напояется кровью Его. Здесь праведные и грешные, небесные и земные, входя в общение со Христом, освящаются и очищаются.

Великая польза бывает тем, кто удостоивается быть помянутым во время проскомидийного приношения. По вере приносящих больные получали исцеление от болезней, находившиеся в плену и темницах— освобождение; души умерших ради поминовения их освобождаются от грехов, за которые они были удерживаемы в узах адского мрака.

Итак, не напрасно православные христиане приходят с приношениями к алтарю, прося священнослужителей помянуть их и сродников их, живых и умерших. Это не новый обычай, а древний, он идет от времен апостольских. Церковь управляется и руководствуется Правою ее — Господом Иисусом Христом через Духа Святого, в ней невидимо пребывающего. В ней нет ничего неполезного или излишнего, но всё благоугодно, спасительно.

Во время проскомидии читается третий и шестой час. Эти краткие богослужения названы так потому, что они знаменуют события, совершавшиеся в третьем и шестом часах дня. В третьем часу сошел Дух Святой на апостолов (Деян. 2,15), а в шестой час Господь Иисус Христос был распят на кресте (Мф. 27, 45). Поэтому на этих часах читаются такие псалмы и молитвы, которые соответствуют воспоминаемым событиям. На третьем часе, например, читается 50-й псалом, в котором говорится: Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отыми от мене (ст. 12-13). Этими словами псалма напоминается о Духе Святом, Который сошел на святых апостолов в третий час и Которого благодать преподается всем верующим через Таинства до сего дня. На шестом часе читается 90-й псалом Живый в помощи Вышняго, в котором говорится, что верующий охраняется Промыслом Божиим, так что, когда падают около него тысячи и десятки тысяч с правой стороны его, зло не коснется его, язва не приблизится к жилищу его (Пс. 90: 7,10). В воспоминание страданий Господних поется песнь: Иже в шестый день же и час, на кресте пригвождей в рай дерзновенный Адамов грех, и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас. Вот сколь важные события вспоминаются при чтении часов и сколь важные священнодействия совершаются на проскомидии. Будем внимательны ко всему совершаемому в церкви, чтобы приобрести нам от этого великую пользу для души.


Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. С. 291-295.



Источник: STSL.Ru
11 Ноября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...