«Артос — просто хлеб или святыня?»: Отвечаем на вопросы

В последний, субботний день Светлой седмицы по окончании Литургии всем молящимся и присутствующим в храме раздают особый хлеб. Его называют «артос» (ἄρτος), что с древнегреческого буквально переводится как «хлеб». Люди могли видеть, как этот хлеб освящался в сам день Пасхи, как с ним совершали торжественные крестные ходы, как он полагался в храме близ Царских врат на Светлой седмице, как бережно хранился всю неделю и как после особой священнической молитвы раздавался верующим. Однако расскажем подробнее о его истории и назначении, ответив на вопросы.

«Артос — просто хлеб или святыня?»: Отвечаем на вопросы

* * *

Православные верующие хорошо знают об антидоре и просфоре. Так, антидор — это части просфоры, из которой вынимается Агнец, а просфора — особый богослужебный хлеб, который используют на Проскомидии для поминовения о здравии и об упокоении. Но что такое артос?

Артос — это особая большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста. Однако в отличие от обычной просфоры она приготовляется только раз в год и имеет иное назначение, чем просфора на Проскомидии перед Литургией.

Обычай приготовлять артос восходит к самим апостолам. Ученики Спасителя в память о том, что Христос многократно являлся им по Своем Воскресении, стали оставлять во время трапезы незанятым место своего Учителя и полагать там часть хлеба — как бы для Самого Господа, незримо присутствующего среди них. Именно по этой причине в дни Светлой седмицы артос находится на самом видном месте в храме, перед открытыми Царскими вратами — в напоминание об истинности Воскресения Христова и о пребывании Его с апостолами.

Как следует относиться к артосу?

К артосу следует относиться так же бережно и благоговейно, как к просфоре и антидору, поскольку он по своей сути также является просфорой, пусть и особо освященной. Однако следует знать, что, несмотря на особый статус артоса, он не может заменить собой Тело и Кровь Христовы. Святитель Иннокентий Херсонский об этом замечает:

«Его должно употреблять с благоговением, как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение».

Каково назначение артоса и когда его можно вкушать?

Артос хранится верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Его, как и всякую святыню, вкушают натощак. В священнической молитве над артосом в Светлую субботу христиане слышат:

«Яко да вси вкушающие от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся».

По этой причине артос принято употреблять в особых случаях, при немощах душевных и телесных, а также при душевной скорби и унынии, в воспоминание Светлой Христовой Пасхи и радости Воскресения Господа.

Фото: Сергей Горбунов


9 мая 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.