Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк

Троице-Сергиевский ансамбль - результат сложной исто­рической жизни; как и все древнерусские ансамбли, он воз­ник не сразу, а постепенно. Художественные памятники Лав­ры поистине живая летопись русской архитектуры с XV по XVIII в. Каждая значительная эпоха представлена здесь заме­чательными образцами, запечатлевшими все ее своеобразие и тем не менее, несмотря на свою разновременность, нахо­дящимися во взаимной гармонии. Троице-Сергиева Лавра - органически сложившийся музей русской архитектуры, ее истории.

О древнейшем облике монастыря известно очень немногое. Жития преподобного Сергия Ра­донежского, написанные в первой половине XV в. Епифанием Премудрым и Пахомием Сербом, едва ли не единствен­ный наш источник не столько исторический, сколько литературный. 

Преподобный Сергий Радонежский почил в 1392 г. В 1408 г. монастырь был сожжен и разграблен татарами. На месте старой деревянной церкви Троицы ученик преподоб­ного Сергия преподобный Никон построил новую, деревян­ную же, а в 1422 г., после обретения мощей своего учителя, приступил к постройке белокаменного Троицкого собора, сохранившегося до настоящего времени. Старая деревянная церковь была перенесена дальше, к востоку, на место позднее сооруженной церкви Сошествия Святого Духа, или Духовской. В целом композиция осталась прежней: как и раньше - «отовсюду видимая, яко зерцало» главная церковь монасты­ря, перед ней - главная площадь, а кругом - четырехуголь­ник келий. За пределами этого четырехугольника находи­лись огороды и хозяйственные постройки (еще в XVII в. в до­кументах упоминаются «житницы Сергия», находившиеся где-то в северо-восточной части монастыря). Всё было, види­мо, обнесено крепкой деревянной оградой, охватывавшей почти всю территорию, и позднее занимавшуюся монасты­рем («житница Сергия» вряд ли могла находиться вне огра­ды). Еще при жизни преподобного Сергия над восточными воротами деревянной стены была построена церковь во имя Димитрия Солунского, небесного покровителя Димитрия Донского. Следовательно, место надвратной церкви также определилось еще в XIV в. 

Вскоре после сооружения каменной трапезной была заме­нена и другая деревянная постройка: в 1476-1477 гг. псков­ские мастера построили Духовскую церковь на том месте, где стояла деревянная Троицкая церковь, перенесенная сю­да после постройки Троицкого собора. Основная «диспози­ция» зданий осталась, следовательно, неизменной на протя­жении XV в. 

В XVI в., в век Ивана Грозного, монастырь значительно изменил свой внешний вид. В 1540-1550 гг. были сооружены по почину Москвы мощные каменные стены, превратившие монастырь в неприступную крепость. К ним были отодвину­ты северные и восточные кельи, и на освободившейся терри­тории выросла к 1585 г. громада пятиглавого Успенского со­бора, напоминавшего все о той же «державной руке» Мос­квы: формы Успенского собора у Троицы перекликаются с формами Успенского собора в Московском Кремле.

Монастырь интенсивно строился и перестраивался. Но основная идея композиции осталась той же. Успенский собор был задуман как новый большой собор Живоначальной Тро­ицы, в который надлежало перенести мощи преподобного Сергия. Но позднее Иван Грозный оставил эту мысль, боясь, что постройка «может быть неугодной преподобному Сер­гию». 

В XVII в. исторические события первого десятилетия по­казали, что Троицкий монастырь, действительно, стал пер­воклассной крепостью. С 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., в течение почти шестнадцати месяцев, его безуспеш­но осаждали польско-литовские отряды Сапеги и Лисовского. 

В XVII в. в монастыре существовало два значительных въезда. Со стороны Московской дороги на востоке были Свя­тые ворота с надвратной церковью за ними, а рядом с ними в 40-50-х годах XVII в. были устроены ворота Успенские. Другим въездом служили северные, Каличьи, ворота. К ним подходила дорога, шедшая из Углича. Свое название во­рота получили от «калик перехожих», странствующих бого­мольцев. 

Последние десятилетия XVII в. ознаменованы в архитек­турной истории монастыря появлением следующих соору­жений: надкладезная часовня около Успенского собора (точ­ная дата постройки неизвестна), новая трапезная (1686-1692 гг.), новый царский дворец (по всей вероятности, также построенный около этого времени). Монастырь сохраняет свое значение крепости.

Значение крепости монастырь утратил к середине XVIII в. Указ об уничтожении Оружейной палаты, находившейся между церковью Смоленской иконы Божией Матери и Каличьей башней, был дан уже в 1742 г. и приведен в исполне­ние в 1779 г. 


С 8 июня 1744 г. Троице-Сергиев монастырь стал имено­ваться Лаврой - отличие, которое было даровано только не­многим, особенно богатым и знатным монастырям России. Незадолго перед тем (1742 г.) в стенах его была открыта ду­ховная семинария. 


Вся вторая половина XVIII в. неразрывно связана в исто­рии Лавры с именем митрополита Платона (Левшина). В надписи на чугунной доске, помещавшейся в северной (ныне разобранной) пристройке Троицкого собора, митро­полит Платон попытался подытожить все сделанное им за время с 1766 по 1791 г. Дальнейшие два десятилетия, с 1791 по 1812 гг., отражены в его «Записках». Благоустройство, поновление, «благоукрашение» - лейтмотив всей деятельности митрополита Платона. 

В первой половине XVIII в., до митрополита Платона, по­явились две новые небольшие и изящные постройки: Михеевская церковь (1734 г.) около трапезной и церковь Смолен­ской иконы Божией Матери (1746-1748 гг.) на месте старой поварни. 


Последний по времени памятник XVIII в. - небольшой обелиск, поставленный митрополитом Платоном на главной площади в 1792 г. На нем - надписи, повествующие о знаме­нательных исторических событиях, когда «обитель к сохра­нению Отечества содействовала». Архитектурная история Лавры кончилась к этому времени: XIX и начало XX в. не дали ничего, кроме порчи ансамбля под видом его «поновления». 


В 1920 г. декретом СНК за подписью Ульянова (Ленина) монастырь был закрыт и Лавра была обращена в музей. В 1940 г. СНК РСФСР вынес специальное постановление, по которому весь комплекс За­горского историко-художественного музея в черте крепост­ных стен был объявлен музеем-заповедником с выделением вокруг наружной линии древних монастырских стен запрет­ной зоны для строительства в 30 метров. 


Остается сказать еще лишь одно: восстановление древних памятников Лавры в их художественно совершенном виде не есть «реставрация для реставрации». Это есть школа русско­го народного зодчества, одинаково поучительная для рядо­вого строителя-каменщика и для художника-архитектора, да и зрелый мастер-архитектор найдет для себя немало поучительного в богатом архитектурном наследии Троице-Сергиевой Лавры. 


Василий Зубов


Источник: В. П. Зубов. Архитектура Троице-Сергиевой Лавры. Исторический очерк. - Троицкий сборник. № 2. - Сергиев Посад, 2002. - С. 372-408.




28 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.