Архимандрит Илия (Рейзмир). Зло, скорби и печали дают случай показать свою веру

На одном из берегов Галилейского озера, в скалистых погребальных пещерах страны Гадаринской много лет проживал человек, одержимый легионом бесов. Его свирепость, безумство и дикость наводили страх и трепет на окрестное население. Никто не решался проходить рядом с местом его обитания, так как бесноватый постоянно бродил, и безлюдные ущелья день и ночь оглашались его дикими воплями. Его пробовали заковывать в цепи, но он был так свиреп, что в своем бешенстве разрывал цепи и разбивал оковы, которыми пытались его обезопасить, потому он был опасен для себя и других.

Вот к этому-то берегу, как повествует нынешнее евангельское чтение, в одно время пристал Господь наш Иисус Христос со Своими учениками. И как только он вышел на берег, так обнаженный и зверский безумец предстал перед Ним. Спаситель, по милосердию Своему, исцелил бесноватого, а бесы, по Его допущению, вошли в пасшееся стадо свиней, и оно, взбесившись, всё потонуло в озере. Узнав от пастухов о необычайном происшествии в их стране, гадаряне изо всех окрестностей сбежались посмотреть на дивного Чужеземца. Перед ними был Спаситель, и с Ним тот, кто был ужасом для всей страны. Теперь уже тихий и разумный, сидел он у ног Господа. Казалось, каким радостным чувством должны быть преисполнены гадаряне, как бы должны были благодарить Христа за совершенное чудо! Но нет! Вид святого человека и чудо вызвали совершенно другие чувства — страх и трепет. Они так были привязаны к земле и земным благам, что их взор не поднимался выше земли. Все их желания и чувства покоились на одной лишь наживе, на одних только выгодах. Им крайне трудно было примириться с гибелью свиней, и они, боясь новых потерь, с постыдным и настойчивым единодушием стали умолять и просить Господа удалиться от них, и Господь без гнева оставил их.

Часто и к нам, дорогие, приходит Господь и ждет, отворятся ли двери сердца нашего для входа Ему. «Се, стою у двери, — говорит Он, — и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною». Часто, очень часто слышим мы Его кроткий евангельский призыв: Придите ко Мне все труждающиеся в достижении вечного спасения и обремененные лютыми грехами и напастьми житейскими; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. Слышится голос Божественный и в разных событиях нашей жизни: то радостных, то печальных и скорбных. Постоянно слышим мы Бога в движениях нашей совести, то одобряющей, то осуждающей наши дела и поступки. Господствующие в мире зло, скорби и печали действуют и ныне, и Господь попускает им действовать. 

Тут — множество соблазнов, искушений, здесь — ложные учения, неправые, самые губительные мнения распространяются между людьми, особенно через прессу, телевидение, интернет; там — пороки самые грубые, неверие, разврат, здесь — несчастья, пожары, войны, семейные неурядицы, разводы и тому подобное. Всё это от врага. И Господь всё это попускает. Зачем попускает? Конечно, не для погибели нашей, а для нашего блага. Попускает Господь господствовать злу для предохранения нас от беспечности и для возбуждения нас к духовному бодрствованию. Когда путешественник узнает, что на такой-то дороге встречаются разбойники, он не предается беспечности, а или постарается обойти, миновать этот путь, или примет меры к ограждению себя от них. Так и христианин, когда знает, что в мире много соблазнов и искушений, он не будет предаваться рассеянности, нерадению, праздности, увлекаться интернетом, а непременно подумает, не угрожает ли с какой стороны опасность для его души, и если увидит это, то непременно подумает, как бы ему избежать ее. 

Таким образом, он будет к себе всегда внимателен, будет постоянно стоять на страже своих мыслей, с осторожностью относиться ко всему окружающему и с ним бывающему, будет, значит, в непрестанной деятельности, а это очень для него полезно, так как постоянной борьбой с соблазнами, искушениями он укрепляет себя в добрых чувствованиях — укрепляет себя на пути добра. Одним словом, в мире зло, скорби и печали дают тебе, христианин, прекрасный случай показать свою веру, любовь и другие христианские добродетели. 

Тебя гонят за веру, угрозами, обольщениями, насмешками хотели бы отвлечь от веры — какой прекрасный случай показать свою стойкость в ней! Тебя позорят, хулят, клевещут на тебя, злоумышляют и делают тебе зло — какой прекрасный случай прощением, кротостью, терпением показать свою христианскую любовь, любовь даже ко врагам, заповеданную Христом! Тебе не воздают должное за твое верное служение здесь, на земле, — какой отличный случай показать надежду на Бога, имеющего воздать нам, всем верным слугам Своим! Тебе нет счастья здесь, всё как будто восстало против тебя, потеря за потерей, неудача за неудачей следуют у тебя в жизни — какой и тут прекрасный случай доказать покорность Провидению, смирение, благоговение перед Его путями! 

Велики были чистота и непорочность праведного Иосифа, но как они просияли после того, как Иосиф отразил искушение на грех! Велик был Иов в своей праведности, но как высока оказалась эта праведность, когда он соблюл ее даже и среди всех скорбей, посланных на него! Но тебе больно переносить нападения на тебя врагов твоих, тяжелы скорби, постигающие тебя в твоей жизни, велики потери, испытываемые тобою, но за то, что ты победишь грех, перенесешь всё неприятное благодушно и с покорностью, — какая тебя ждет награда за всё это! «Побеждающему дам сесть со Мною...» — говорит Господь в Откровении святому Иоанну Богослову.

Такой страдалец, дорогие братья и сестры, делается подобен скале, которая не боится никаких морских волн, никаких нападений; он походит на воина, закаленного в боях, которого не устрашит никакой неприятель. Послушаем, как учит святой апостол Иаков о пользе борьбы с искушениями: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны» и спаслись.

Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 


10 ноября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.