Архимандрит Илия (Рейзмир). Оружие против козней бесовских

Архимандрит Илия (Рейзмир). Оружие против козней бесовских

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Слово Божие заповедует нам быть бдительными, охраняя себя от искушений бесовских, чтобы враг внезапно не напал на нас и не погубил. «Трезвитесь, бодрствуйте, – говорит святой апостол Петр, – потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5, 8). Мы должны постоянно следить за своим умом и сердцем, чтобы ничего нечистого не допустить до себя: как пограничник бдительно охраняет границу, так и мы должны со всяким вниманием относиться к своему сердцу и душе. Нечестие, суеверия, ереси и всякого рода заблуждения, разврат и другие грехи – всё это дело не одной лишь нашей воли, но и бесовского подстрекательства. К великому счастью, мы не беззащитны против всех козней диавольских, нам дано благонадежное оружие для борьбы с ними. Прежде всего, это пост и молитва.

Однажды к Иисусу Христу подошел человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его... И запретил бесу Иисус, и бес вышел из отрока... Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его? Спаситель сказал им: по неверию вашему – и затем прибавил: Сей же род изгоняется только молитвою и постом.

Надежной защитой является и крестное знамение. Преподобный Антоний Великий, споря с бесами, говорил: «Если что можете со мною сделать, делайте; если не можете, то что напрасно и трудиться? Знамение крестное и вера в Бога для меня непреоборимая стена есть...» Тот же святой отец также поучал братию: «Когда бесы не в состоянии бывают смутить наши помыслы, тогда мечтаниями искушают и устрашают нас, но все они по первом крестном знамении исчезают». И мученик Киприан спрашивал беса: «Которым оружием возбраняется вам и что ослабляет вашу силу?» Бес отвечал: «Не можем смотреть на крестное знамение, но бежим от него, как огонь, оно опаляет нас и далеко от себя гонит».

Третье средство против диавола есть боголюбезная добродетель – смирение. Однажды отец привел к преподобному Агафону своего бесноватого сына и просил исцелить его. Старец сжалился над несчастным, помолился Богу и сказал бесу: «Выйди из создания Божия». Бес отвечал: «Выйду, только позволь мне спросить тебя об одном: кто это агнцы (праведники), а кто козлища (грешники)?» Преподобный сказал: «Грешник – это я, а кто праведник, один Бог знает». Услышав это, бес громким голосом вскричал: «Вот за твое смирение выхожу!» И тотчас вышел.

Четвертое средство – трудолюбие. «Когда сосуд кипит, снизу поджигаемый, – говорит преподобный Пимен Великий, – тогда ни муха, ни другое какое-нибудь насекомое не смеет прикоснуться к нему; когда же остынет, то и мухи и все насекомые садятся на него; так и к трудолюбивому человеку враг рода человеческого не смеет приступить. Кто же живет в небрежении и лености, того низлагает он без всякого труда».

Особым оружием против бесов является благоговейное чтение слова Божия, особенно Евангелия и Псалтири. Благоговейное и молитвенное чтение святого Евангелия, по учению святых отцов, приравнивается к Иисусовой молитве. А святитель Иоанн Златоуст говорит, что лучше, чтобы солнце перестало светить, чем оставлять чтение Псалтири. «Чтение псалмов, – говорит блаженный Августин, – души украшает, ангелов на помощь призывает, демонов прогоняет, отгоняет тьму, содевает святыню... Бога показывает». А один из святых отцов, спросивший беса, чего он особенно страшится, получил такой ответ: «Боимся мы более всего, когда христиане читают псалом: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...» (Пс. 67, 1).

Наконец, сильным оружием против бесов является усердная молитва к святому архистратигу Божию Михаилу. Как поборник силы Божией, он доныне еще ведет борьбу с диаволом и не перестает наносить ему удары. А поэтому и нужно просить его, чтобы и в нас он поражал внутреннего тлетворного змия и изгонял его.

Итак, дорогие братия и сестры, помня о том, что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф. 6, 11). Аминь. 

Архим. Илия (Рейзмир)

 

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. СТСЛ, 2010. С. 529-531.

3 Августа 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...