Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор — первое каменное здание, построенное в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и один из немногих сохранившихся до наших дней храмов московского зодчества XIV — первой половины XV в. Собору свойственны все важнейшие особенности этого архитектурного стиля, выросшего из владимиро-суздальского зодчества XII—XIII вв.

Близкий к кубу четверик Троицкого собора с тремя высокими равными высоте четверика алтарными апсидами утвержден на мощном белокаменном цоколе и, подобно древним храмам Владимира и Суздаля, целиком сложен из белого камня. Блоки обработаны и подогнаны друг к другу столь тщательно, что швы между ними едва различимы. Стены сложены с заметным наклоном внутрь, что придает собору пирамидальную форму, дополнительно подчеркнутую соответствующей формой оконных откосов и порталов. Эта особенность добавляет облику собора мощь и высоту. Плоскости фасадов с трехчастным членением широкими плоскими лопатками, — особенность раннемосковской архитектуры. Фасады по традиции завершены закомарами, но с московской особенностью, — вертикальным зубцом над каждой. Это так называемые «килевидные закомары». Очертания закомар повторяются в завершениях перспективных порталов, колонки которых в средней части украшены «дыньками» или «бусинками», что также характерно для раннемосковского зодчества. Над четвериком Троицкого собора возвышается высокий световой барабан, несущий шлемовидную главу и крест. При внешней ясности, простоте форм и декора Троицкий собор — сложнейшее архитектурное сооружение. Если снаружи наклон его стен начинается от цоколя, то внутри — только от арок порталов, благодаря чему наклон, оставаясь незаметным, облегчает обзор фресковой живописи. Сложна и искусно выполнена кладка арок и сводов, имеющих необычные параболические очертания. Четыре подпружные арки, соединяющие опорные столпы и несущие световой барабан и главу, подняты заметно выше сводов; так зодчие увеличили высоту подкупольного пространства собора, высота которого от пола до купола не так уж и велика — 23 метра.

Еще одна особенность внутреннего устройства Троицкого собора — несоответствие положения лопаток расчленяющих фасады его стен расположению внутренних опорных столпов. Столпы, а вместе с ними и глава, смещены к алтарным апсидам и придвинуты к северному и южному фасадам четверика. За счет такого смелого решения, не знакомого древнему владимиро-суздальскому зодчеству, удалось выполнить, по крайней мере, три сложнейших задачи. Во-первых, смещение светового барабана позволило уравновесить силуэт собора с южной и северной сторон. Во-вторых, смещенный к апсидам и прорезанный десятью очень высокими окнами, световой барабан поставлен над иконостасом, что обеспечивает достаточное его освещение. В-третьих, благодаря смещению опорных столпов к стенам, удалось расширить площадь собора, сделать его более вместительным и улучшить обзор иконостаса. Не случайно предположение, что наряду с зодчими участие в замысле архитектуры Троицкого собора Лавры принимал величайший художник Древней Руси Андрей Рублев, украсивший его фресками и иконами.

Троицкий собор не только первый каменный храм Лавры и уникальный памятник архитектуры. Подобно тому, как Преподобный Сергий Радонежский есть начало и духовная опора Лавры, Троицкий собор — «похвала» Преподобному — есть исходная точка архитектурного ансамбля Сергиевой Лавры. Достаточно присмотреться к издавна сложившейся планировке Лавры. В плане ее территория близка к прямоугольнику, площадь которого пересекают две главные дороги. Обе начинаются от Троицкого собора. Одна, начинаясь от храма Преподобного Сергия, приводит к Святым вратам на западной стороне Лавры. Другая дорога от Троицкого собора ведет к Каличьим воротам на северной стороне обители. Расходясь от Троицкого собора почти под прямым углом, названные дороги определяют и прямоугольную планировку территории Лавры, и место расположения ее основных зданий.

Троицкий собор — мерило архитектурного ансамбля Лавры. Впервые это отметил архитектор-реставратор И. В. Трофимов, автор и исполнитель первой комплексной программы реставрации Лавры (1938 г.). Он нашел, что соотношение объемов и высот основных зданий Лавры построено на гармонических пропорциях так называемого «золотого сечения». Расстояния между зданиями Лавры также определяются высотой Троицкого собора. Так, например, церковь Св. Духа удалена от Троицкого собора приблизительно на две его высоты, а Успенский собор — на три.

Почитание Преподобного Сергия находило выражение в особом отношении к Троицкому собору: поколения насельников и богомольцев Лавры, стремились украсить собор, выделить его в ряду других храмов Лавры и тем выразить любовь и уважение игумену Земли Русской. В 1510 г., возвратившись из успешного похода на Новгород и Псков, великий князь Василий III приказал обить главу Троицкого собора железом. В тот же год, на праздник Св. Троицы, он прибыл в монастырь и «поставил свещу негасимую у Сергиева гроба». В мае 1556 г. великий князь Иван IV (Грозный) посетил Лавру перед походом на крымских татар. Быть может, именно тогда, накануне вероятного сражения с опасным врагом, он вспомнил пожертвование своего отца и «велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити…». Наконец, около 1720 г. была позолочена и вся кровля Троицкого собора. Золоченые глава и кровля Троицкого собора еще более выделяли его среди окружающих зданий Лавры, многие из которых вплоть до второй половины XVIII столетия покрывались тесом.

Подобно тому, как многочисленные ученики вскоре окружили Преподобного Сергия, Троицкий собор через некоторое время со всех четырех сторон окружили разнообразные пристройки. В результате Троицкий собор превратился в самостоятельный и, по-своему, очень живописный архитектурный ансамбль внутри общего ансамбля зданий Лавры. Тем не менее, нельзя не признать, что позднейшие разностильные пристройки, утрата позакомарной кровли, раскраска стен в значительной степени умалили то изначальное впечатление мощи и суровой величавости, которого добивались мудрые строители Троицкого собора. Положение исправили реставрационные работы, проводившиеся с перерывами в 20-х60-х годах XX в., и, прежде всего, удаление северной паперти, очистка фасадов от раскрасок и, наконец, восстановление позакомарного покрытия собора. На рубеже XX — XXI вв. Троицкий собор вновь стал объектом приложения труда реставраторов. Специалисты созданного в стенах Лавры Патриаршего архитектурно-реставрационного центра благоустроили территорию вокруг собора и замостили ее булыжником, что избавило цоколь древнего храма от переувлажнения, побелили фасады, отремонтировали кровлю четверика и алтарных апсид, возобновили позолоту. Обновленный Троицкий собор — «похвала» Преподобному Сергию, как и прежде, притягивает к себе взоры, умы и сердца гостей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.



< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Возврат к списку

Богослужения

22 ноября 2017 г. (9 ноября ст. ст.)

Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница» (X). Мчч. Онисифора и Порфирия (ок. 284–305). Прп. Матроны (ок. 492). Прп. Феоктисты (881). Прп. Онисифора Печерского, в Ближних пещерах (1148). Мч. Александра Солунского (305–311). Мч. Антония (V) Прп. Иоанна Колова (V) Прпп. Евстолии (610) и Сосипатры (625). Свт. Нектария Эгинского, митр. Пентапольского, чудотворца (1920). Сщмчч. Парфения, еп. Ананьевского, Константина Черепанова, Димитрия Русинова, Нестора Панина, Феодора Чичканова, Константина Немешаева, Виктора Климова, Илии Рылько, Павла Ансимова пресвитеров, Иосифа Сченсновича диакона и прмч. Алексия Задворнова (1937).
06:30 - 08:30 Средняя Литургия
Троицкий собор
08:30 - 10:30 Поздняя Литургия
Успенский собор
16:45 - 19:30 Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей