Катихизис пятый

КАТИХИЗИС ПЯТЫЙ.

Охотно мне, Слушатели, по своему намерению вдаль проходить, и новых от часу касаться толкований, вашу усматривая ревностную к слушанию охоту и непрерывное рачение. Понеже таким образом и те, которые около земли ходят, обыкновенно поступают. Они как видят, что посеянной хлеб настояще возрастает, и полнота класов великую к жатву подает надежду: то и прежде истощенные позабывают труды, и впредь без всякаго о своем изнурении сожаления на всякие подвиги готовыми себя представляют, чтоб уже не токмо надежды, но от своих трудов и самаго плода вкусить. Такое дело самое богоугодное, и котораго неизменно держаться, есть подлинное человека Христианина свойство. Да как же бы я тут посмел учения скрывать источники, где такая жаждущих душ теснота? Тут ли бы отважиться Божия сокровища внутри удержать, где такое множество людей, которые тем сокровищем пользоваться хотят и цену талантов приумножить не отрицаются? Желаю же, да Бог, которой начал в нас доброе сие дело, до конца благопоспешно совершит. А сие мои сколько облегчает труды, то сами можете разсудить, ежели для меня вспомните тую священную пословицу: не напрасно кузнец сребро кует. И так оную златую цепь нашего Катихизиса начнем вязать.

Вопр. Как уже довольно показано то, что мы, когда ни сами чрез себя, ниже чрез какую простую тварь спастися не можем, но уже чрез другаго ходатайство спасение получать должны, то есть, чрез совершенное удовлетворение, и безконечной цены заслугу Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа: то приходит спросить, всем ли людям, которые во Адаме погибли, спасение чрез Христа возвращается, или некоторым? то есть, все ли избавляются чрез Христа, или некоторые? Отвеч. Всем спасение от Бога чрез Христа возвращается, то есть, Бог со своей стороны Христа за весь род человеческий дал: во первых по тому, что вси, как Павел говорит Рим. 3. согрешиша, и лишени суть славы Божией, и вси уклонишася, вкупе непотребни быша, несть до единаго, то и за всех Христу предану быть надлежало; а когда бы за некоторых, то может для того, что они бы то заслужили: но заслуга наша совсем в нашем избавлении места не имеет. 2.) Для того, что тогож требует заслуг Христовых безконечность; а когда бы не все чрез Христа спастися могли, то для того бы может, что заслуга Христова не для всех бы довольна была: но сие неправда, как весьма видно из Евр. 5. 9. или может для того, что Бог за некоторых бы только Христу умереть хотел: но и сие неосновательно: Бог хощет всем спастися1. Да к томуж, 3.) точно С. Писание объявляет, что Бог Христа за всех предал, и Христос за всех умер: Иоан. 2. 2. 2. Кор. 5. 14. 15. 1. Тим. 2. 6. читай Павлова послания; а только не все спасаются чрез Христа, но погибают многие без Христа. Исаи. 53. 1. Тим. 10. 16. Еф. 4. 17. Вопр. Так, которыеж спасаются чрез Христа? Отвеч. Все те, которые истинною верою Христу прицепляются, и Его благодеяния все приемлют. Сие для того во первых, что Бог никого насильно спасти не хочет; а когда бы Бог восхотел и тем спастися, которые благодеяний его Христом предложенных не принимают, то принужден бы был насильно спасать. Во вторых потому, что Бог с таким договором Сына Своего за нас дал, чтоб только те чрез Него спаслися, которые бы Его верою сердечною приняли. Иоан. 1. 12. Елицы прияша Его, даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его. и гл. 3. 16. Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в онь не погибнет, но имать живот вечный. Скажешь, так бы человеческой грех победил Христову благость: понеже чрез грех Адамов все погибли, а чрез благость Христову не все бы спаслися? Отв. Благодать превышает грех по удовлетворению, а не по спасению, то есть, тем, что всех людей во Адаме погибших с своей стороны может спасти, а что не все спасаются, то делается не от недостатку благодати Христовой; но по неверствию окамененных сердец, которые Христа не хотят за своего признать Ходатая, и Его заслуги верою не объемлют.

Вопр. Из сего следует, что тому, которой хочет спастися, надобно иметь истинную веру в единаго Бога, и Искупителя Христа? Отв. Неотменно: для того, что кто хочет спастись, тому надобно своего Спасителя познать, и нечто об Нем уразуметь, а сие делает вера. Рим. 10. 14. 2.) Что и познавши Бога, надобно знать, как Ему служить и почитать: а мы сего без веры, то есть, без откровения знать не можем. Матф. 16. 17. А откровение как непонятное уму плотскому одною верою постизается, и потому-то обще с Павлом говорится, что без веры Богу угодити не можно. Евр. 11. 6. 3.) что С. Писание подтверждает. Рим. 1. 17. Гал. 3. 11. Иоан. 34. 16. Вопр. Так что есть вера? И как она к нашему спасению служит? Отв. Вера есть, по божественному Павлу, уповаемых извещение, вещей обличение невидимых. Евр. 11. 1. Что можно так яснее изложить: вера есть представление или представляет почти пред глаза те вещи, которых ожидаем и чаем: следовательно есть обличение вещей невидимых, то есть, учение или довод, которым будто насильно разум принуждает согласиться и принять представление. Рим. 4. 18. Авраам паче упования во упование верова, во еже быти ему отцу многим языком по реченному, тако будет семя твое. И сие С. Павла веры определение есть самое общее, которое, чтоб нашему предложению спомогало, должно на некоторыя части разобрать, и так к нашему оправданию, которое бывает верою, приити. Вопр. Каким же убо образом такою верою мы оправдаемся, то есть, причастниками становимся благодеяний Христовых? Отв. Чтоб сие выразуметь, то знай, что вера от православных Богословов называется иная Историческая, или повестная, другая оправдающая. Вера Историческая есть, по которой верим, что все то есть истинно, что Бог ни открыл в своем святом слове, ни мало притом не имея внутренней горячести и сердечнаго упования. Такую веру не только люди нечестивые имеют, но и самые бесы. Иак. 2. 19. Лук. 8. 18. отвеща лукавый дух, что мне и тебе Иисусе Сыне Вышняго? И такая вера никого спасти не может. А вера оправдающая есть не только 1.) знание Божиего Слова, и 2.) крепкое уверение, что в писаниях Пророческих нет ничего таковаго, которое бы не от Бога произошло, а потому и есть преистинное; но 3.) что наипаче, непоколебимое сердца упование, от котораго грешник всеми членами и всею душею трепеща за грехи, твердо мысль обнадеживает, что Бог по своей отеческой милости не только другим, но и ему хотя превеликому грешнику хощет ради Сына своего грехи отпустить, во Христе за праведника почесть, и живот вечный даровать. И сия-то есть вера, которою нам оправдаться надобно, и без которой нам и заслуги Христовы не пользуют. А в такой вере, как видели, три вещи заключаются: Первое, чтоб было знание Божия слова; 2.) Крепкое уверение о истинне Божия слова; 3.) Известное и крепкое на Божию милость в заслугах Христовых приносимую упование. Довожу порознь, что без трех сих частей никому оправдиться не льзя. Во первых, что знание Божия слова надобно, это потому, что того требует самое веры свойство, которое состоит в том, чтоб мы какое нибудь о том понятие имели, в кого веруем, и для чего веруем; а наипаче во оправдании надобно знать, на чтобы согласиться, и сердечно уповать; но сего не будет, ежели знания Божия слова не будет. 2.) Тож утверждает С. Писание Иоан. 6. 69. и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос Сын Бога живаго. Иоан. 17. 3. Се есть живот вечный, да знают тебе единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси, Иисус Христа. Рим. 10. и 14. А что надобно до веры и уверения о истинне слова Божия, то видно из того, что, когда мы уже некоторое имеем о слове Божием понятие, то неотменно надобно на то и согласиться, как на самоистинное. Понеже какая истинна ни познается, то для того познается, чтоб согласившись оную приняли. Деян. 24. 14. к Сол. 2. 13. А что к сему наипаче и неотменно требуется крепкое упование на Божию милость, заслугами Христовыми действующую, то отсюда доводится: 1.) Чтоб Христовыми заслугами оправдиться, то надобно неотменно иметь, чрез чтобы зделалася Христова заслуга, моя заслуга; Христова правда, моя правда; чтоб Божия милость предложенная всем и до меня надлежала: 2. Кор. 5. 14. а сие бывает чрез упование твердое, которым сердечно верую, что Бог, которую ко всем во Христе милость явил, и мне не откажет, и Христово удовлетворение за всех, не выключает и меня грешнаго. 2.) С. Писание Рим. 3. 25. где вера определяемая в крови Христовой, неотменно значит тож, что и упование человека оправдающагося на смерть Христову. Гал. 2. 20. 1. Тим. 1. 15. Рим. 8. 16. И так, который человек три сии до веры оправдающей надлежащия вещи стяжал, тот у Бога за праведника во Христе почитается, истинный есть Христианин, и известную имеет надежду к животу вечному. Вопр. Каким же убо образом нас такая вера оправдает? Отв. Сие видно уже из сказанных, что вера такая не для того оправдает, чтоб будто бы в ней какая была заслуга; но для того, что такая вера есть наподобие руки, которою милость Божию принимаем, и заслуги Христовы себе присвояем; или, пластырь не излечит, ежели мы взявши его к ране не приложим; или, не за тем я верою такою оправдиться надеюсь, что будто достоинством веры моея Богу угоден становлюся: но для того что удовлетворение, правда и святость Христова, есть моя правда пред Богом; а я такую правду не иным образом, как верою обнять, и себе приложить могу. 1. Кор. 30. 1. Иоанна 5. 10. 3.) Святое Писание тоже подтверждает. Еф. 2. 9. Гал. 2. 16. Рим. 4. 16. Рим. 3. 28. гл. 5. 6. Рим. 11. 6. Тим. 3. 4. Скажешь: когда так, то как же святаго Иакова с С. Павлом согласить? Иаков говорит: 2. 24. зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя. И приводит в пример Авраама. 5. 21. А Павел напротив говорит Римл. 4. 1. и приводит в пример того же Авраама. Отв. чтоб их согласить, должно знать, что они во первых не об одной вере говорят. Иаков говорит о вере Исторической, то есть, об одном учения Христианскаго ведении, которым хвалились некоторые, что оправдиться могут гл. 2. 9. и такая де вера и в бесах находится: а Павел говорит не о такой вере, которая состоит в одном устном исповедании; но и в сердечном на Божию милость уповании. Рим. 4. 25. Второе: не об одинаком и оправдании говорят: Павел о оправдании настоящем, по которому праведными становимся пред Богом и пред судом Божиим: Рим. 4. 2. а Иаков о оправдании пред людьми, или лучше сказать, о засвидетельствовании оправдания Божия и пред людьми, которое бывает делами: Иаков. 2. 18. покажи ми веру твою от дел твоих.Третие: что Иаков с Павлом и во времени несходны: Иаков говорит не о том времени, в котором оправдаемся; но о том, которое после оправдания вступает; и по тому-то приводит Авраама, о котором говорит, что тогда оправдался, когда вознес сына 2. 21. а известно, что оправдался он пред Богом прежде сего дела, Быт. 15. 16. а здесь уже, оправдался, ничто иное есть, как оправдан будучи от Бога верою, таким после самою вещию и пред людьми оказался. И для того Иаков говорит 2. 22. и от дел совершися вера, то есть, когда оправдался Авраам верою, да еще по вере и послушным так оказался: то уже Авраамово оправдание совершилось, то есть подтвердилось, засвидетельствовалось, что было нелицемерное: а Павел говорит о самом только настоящем оправдании. Рим. 4. 3. хотя так же с Иаковом после оправдания добрых дел и он требует. Рим. 3. 31. Вопр. Все ли такую оправдающую веру имеют? Отв. Не все: сие видим глазами нашими, что не все во Христа веруют, не все Его за своего Ходатая признают. Рим. 10. 16. Еф. 4. 17. А для чего? Сей высок вопрос; с нас довольно знать, что не хотят. Вопр. А мы имеем ли оправдающую веру, и теперь у Бога почитаемся ли праведными? Отв. Сие мне определить не льзя: сами себя испытайте, аще в вере есте? Имеете ли внутри свидетельство Духа Святаго: Духа, который бы вам сказывал, что вы есте чада Божия? Справтеся, веруете ли всему тому, как божественному, что в С. Писании находится? Имеете ли такое в себе чувство, которым бы обязывались все то принимать и несомненно держать? Да к тому же обещания Божия о отпущении грехов с сердечною горячестью к себе прилагаете ли, и чрез заслуги Христовы себе спастись надеетеся ли? Свое окаянство, бедность, нищету пред Богом признавши, Его единою милостию вечно чрез Христа спастись чаете ли? И когда все сие в себе признаете: то чувствуете ли в сердце вашем о таком благополучии радость, радуется ли дух ваш о Бозе Спасе вашем? Есть ли в вашей совести мир, и нет ли какого смущения? Ежели, говорю, все сие содержите, то истинно есть в вас оправдающая вера, и по справедливости можете назваться сынами Божиими. Вопр. При такой вере надобно ли быть добрым делам? Отв. Неотменно: Первое для того, чтоб нам пред Богом какую нибудь свою благодарность оказать за толь великую Его милость, которую явил во Христе. Рим. гл. 6. 1. 1. Кор. 6. 11. 20. Второе: Христос не за тем нас от грехов очистил, чтоб мы во грехах пребывали; но целомудренно, праведно, и благополучно пожили бы в нынешнем веце. Тит. 2. 11. Третие. Что благодать Христова за тем нам и дана, чтоб мы, когда без нея и помыслить добраго не могли, на всякое благое, с помощию ея готовы были, не опасаясь того, что весь закон не исполним: понеже уже благодать Христова наши недостатки прикроет. Рим. 13. 12. 2. Корин. 6. 1. Четвертое для того, что наша вера должна быть живая, плодоносная, действительная, а не мертвая; то есть, должна чрез добрыя дела себя оказывать; а без них не будет и вера истинная, но диавольская; следовательно объявимся, что в нас никакого не было оправдания, но одно токмо устное и лицемерное веры исповедание. Гал. 5. 6. 22. И в сем-то состоит вся нашего оправдания окружность; таким-то образом мы из нечестивых грешников пришли в христианство, и благодатию Христовою призвани, в милости Божией чрез заслуги Христовы убежище себе нашли. Вси бо вы нечестиви бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и духом Бога нашего2. А кто хощет точнее и подлиннее узнать таинство своего искупления и оправдания, то есть, что мы как избавились, так избавляемся, и избавимся верою чрез заслуги единаго Христа; тот пусть читает послания Павлова, а именно Римл. гл. 3. гл. 4. гл. 5. гл. 6. гл. 7. гл. 8. Гал. гл. 2. гл. 3. гл. 4. гл. 5. К Еф. гл. 1. гл. 2. гл. 3. Кол. гл. 1. гл. 2. Евр. 2. гл. 5. гл. 7. гл. 9. гл. 10. и прочия.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.