Катихизис четвертыйнадесять

КАТИХИЗИС ЧЕТВЕРТЫЙНАДЕСЯТЬ.

Истинная любовь не знает измены, слушатели; она долготерпит и николи же отпадает. Сие видим и на тех, которые зельно здешний мир любят, и на тех, которые любовию к Богу, так сказать, прилепились. Например: отец или мать чадо свое и тогда не престают любить, когда тот сын за свое непотребство отеческой любви казалсяб быть и недостоин. Иной к богатству так пристрастился любовию, что и на постели ему снится сребро и злато. Другой честьми и высокими титлами столько пленен, что всякое другое удовольствие на оные променивает. Иной плотскими сладострастиями ослеплен даже до того, что в них верьховное блаженство поставляет. И хотя такие роды любви больше вредят, нежели пользуют: однако то праведно, что и они не знают измены, а гораздо бы было лучше, естьли бы знали измену. Но есть любовь, которая не знает, да и не должна знать измены. Какая же она? Любовь к Богу. Сей чистейший огонь когда единожды объимет и воспламенит душу человека, то не престанет умножать в ней силу свою, потребляя всякое в ней греховное тление; и такой человек может сказать: разжегл мя еси, якоже разжизается сребро1. Для того, что он станет по чистоте душевной подобен сребру; по красоте подобен злату, по цене равен со всяким драгим камнем. Но сего не довольно. Любовь сия превращает, так сказать, душу человека в существо свое, и как Бог есть весь любы, так и человек по мере своей тем же становится. Примером сему служит Павел, не знаю, человеческая ли или Серафимская душа. Не сыскалося ни одной так сильной во всем мире вещи, которая бы могла его отвлечь от любви Божией, ни смерть, ни живот, ни Ангелы, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая. Так в такой любви будет ли измена? Ей скорее пройдет небо и земля, нежели чтоб малейшая черта той любви нарушилась. Но возлюбленнии братие, скажу, хотя и досадно; знать, что мы той любви не имеем, или по крайней мере в нас любовь изменна. Что мне другое поминать? Здесь с Божиею помощию толкуется Катихизис, как нибудь, однако толкуется, сколько благодать дает, а столько дает, сколько я снести могу: и правда, что я меньше снести могу, нежели сколько иные слушатели требуют. Чтож? Сие учение неотменно надобно всем хотящим спастися. Оно-то возжигает не угасающий светильник Божия любви. Ибо како можем любити того, егоже не вемы? Всем, говорю, надобно: но много ли здесь? Я вижу, что иных влечет к себе любовь мира, и яже суть в нем; но вижу напротив, и радуюся духом, вижу и вас, возлюбленнии, зде предстоящих, в которых сердце искра Божия любви действует. Того ради умножим свет ея, начнем с Божиею помощию продолжать учение наше.

Вопросишь. Когда уже первой член Символа по частям разобрав толкованием окончали, то что по всем тем толкованиям будет значить: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым?

Отвечаю. Будет заключать следующее: верую, то есть, умом моим твердо согласуюсь и несумненно держу, что есть Бог, что един есть по естеству и по всему тому, что Богу свойственно: троичен лицами, которыя лица суть Отец, Сын и Дух Святый, в одном и том же Божественном естестве, и всякое лице есть истинный Бог, не три Боги, но един; что Бог есть Творец, Создатель всего того, что не есть Бог, что хранит, управляет и промышляет о всем том, что Он ни создал. Кроме же всего сего еще верую во единаго Бога Отца, верую, т. е. в сердце моем твердым упованием заключаю, что един Бог есть мой Бог, то есть один властитель мой, один защитник, один заступник, надежда, так что Бог Отец Господа нашего Иисуса Христа, есть и мой Отец, наставник мой, утеха моя. Чего ради я безсомнительно на него уповаю и полагаюсь, что Он промыслит мне о телесной и душевной нужде; что Он моя по видимому злая в мое спасение обратит, когда и зделать то может, как всемогущий, и хощет, как милосердый Отец, за что все ему благодарить, полными устами хвалить, служить и повиноваться одолжаюся.

Теперь уже приступим ко второму Символа члену?

Вопр. Которой есть второй веры член?

Отв. И во единаго Господа Иисуса Христа Сына Божия, единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу им же вся быша.

Вопр. Чему учит сей член?

Отв. Учит о втором лице Святейшия Троицы, которое есть Сын Божий; учит же тому, что Он есть Господь наш, и Господь единый, так как и Он у Отца един только естественный и единородный Сын, рожденный несказанно от Отчаго естества безначально, т. е. предвечно, едино-честен, единославен, и едино-сущен Отцу, и чрез котораго Отец создал, что ни создал.

Здесь примечать должно 1.) что сей член требует равномерно онаго приложения слова в начале Символа поставленнаго, верую. А сие означать будет, что нам так надобно веровать в Сына, как и в Отца. 2.) Понеже второе Святыя Троицы лице, или Сын Божий по своей благости принявши на себя нашего спасения дело изволил во времени в плоть нашу облещися, и нас таким образом спасти: то уже о Сыне Божием учение неотменно двояко требует предлагаемо быть: первое, поелику есть Святейшия Троицы второе лице, от Отца раждающееся, единосущное и единочестное Отцу, и есть истинный Бог. И сие-то означают оныя во члене положенныя слова: Сына Божия единороднаго и пр. Второе. Поелику то второе лице, а не другое, будучи истинный Бог стал ради человеческаго спасения истинным человеком, и из человека богочеловек Господь Иисус Христос, который распялся и умер, как надобно ходатаю, чтоб так за нас Богу удовлетворить: и до сего учения надлежат сии в сем же члене положенныя слова: во единаго Господа Иисуса Христа. Почему, чтоб изъяснительнее наше учение происходило; то первее станем говорить просто о Сыне Божии; а после уже о воплощении Его.

Вопр. Для чего называется Христос Сын Божий единородный, когда и мы есмы чада Божия? Рим. 8. 16. глав. 4. 6. Евр. 2.

Отв. Для того, что един Христос есть единовечный и естественный вечнаго Отца Сын: Иоан. 3. 16. тако возлюби Бог мир, яко и Сына своего дал есть нам: Иоан. 1. 14. Евр. 1. 12. а мы чрез Христа по благодати в сыновство приняти. Рим. 8. 16. Еф. 1. 5. 6. Чтоб сие лучше выразуметь, то должно знать, что сыны иные суть естественные, иные принятые. Сыны естественные суть те, которым своих родителей сообщается существо или все или часть некоторая. Часть некоторая существа сообщается нам от своих родителей; а Сыну Божию целое от Отца сообщается существо, тайным некоторым и несказанным образом, как уже мы сказали, где говорили о Святейшей Троице. А принятые сыны те, которые становятся без всякаго существа сообщения: по одной только воли принимающаго, так что почитаются будто за рожденных. Как напр. кто поверженнаго младенца принявши воспитает, или сироту за сына принимает. И такие сыны все те, которые чрез Христа в крещении отродившись чувствуют в своем сердце сей вопль: Авва отче. И отсюду видно, какое-то разнствие есть между Сыном Божиим и нами, которые чрез Христа усыновлены.

Называется же Сын Божий единородный по Божеству своему, понеже по сему родился один только предвечно из Отчаго существа: Иоан. 1. 14. еще называется Сын Божий собственный, понеже рожден, а не принят. И так Христос по Божеству есть Сын Божий естественный, а не по человечеству; понеже не из Божияго существа человечество родилось, да ниже сын принятый, но по благодати зачатия от Духа Святаго, и соединения с словом, для того, что Христос по человечеству не имел времени после рождения, когда бы не был Сын. И так сим толкованием открыто, для чего Христос есть Сын; понеже рожден: а как? то неиспытно: Сын Божий потому, что от Бога рожден; Единородный потому, что один только Он имеет себе от Отца сообщенное существо целое и тоежде. И так праведно наводится, от Отца рожден: понеже Отец ни от кого не имеет себе сообщенное Божество, но сам его сообщает Сыну образом рождения, и Духу Святому образом исхождения, которое Сына от Отца рождение понеже не так бывает, как у нас, где Сын неотменно должен быть моложе отца, но без всякаго начала времени, и Отец тем не первее временем, Сын не последнее: то для того в Символе придается, рожденнаго прежде всех век.

Вопр. Что значат сии слова: света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, несотворенна, имже вся быша?

Отв. Здесь свет Метафорически, или несобственно называется существо Божие: а употреблено сие слово, Свет, для того, чтоб лучше изъяснить Сына Божия рождение. Понеже как свеча возжигая свечу, сообщает ей весь свет; однако в своем свете ни мало не уменьшается; или как солнце свет свой по всей поднебесной разсевает; однако тем ни мало не изтощается: так Отец сообщает Сыну свет своего Божества весь и тот же; однако тем Отец ни мало не уменьшается. И потому ко Евреем 1. говорится о Сыне: иже сый сияние славы, и образ ипостаси его, то есть, Отчия.

Отсюду следует, что ежели Сын имеет тоежде Божественное существо, которое и Отец, как показует подобие света: то ежели Отец есть Бог истинный; надобно быть и Сыну Богу истинному: понеже кто имеет существо Божественное, тот Бог. А что прибавлено, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, то сие ради Ариан, которые Сына Божия созданным или тварию называли, и не принимали сего слова, единосущен, т. е. что бы Он был одного и того же с Отцем существа. Но святый Никейский собор, нечестивое их мнение отвергая, положил, что Сын есть несотворен, но рожден: понеже раждать есть из своего существа подобное себе производить: а творить, есть что нибудь из ничего делать, со всем неподобное творящему. Не сотворен, то есть, не так, как мы созданы из ничего, не бывши прежде: но рожден из Отчаго существа, котораго рождению нет начала. И понеже от рождения имеет тое же самое существо, которое и Отец, потому единосущен, а не подобносущен, и есть и глаголется. Придается еще: имже вся быша; т. е. Сын не меньше, как и Отец, есть Творец мира. Без Него бо ничтоже бысть, еже бысть2.

Здесь иные пространно из С. Писания Сыновнее Божество доводят против древних Еретиков Евиона, Керинфа, Самосатена, Фотина, Сервета и проч. которые учили, что Христос прежде плотскаго рождества не был: но для нас довольно будет одно или другое место привесть такое, где ясно описывается, что такое лице воплотилось, которое уже было: из числа таковых есть. Иоан. 3. 13. Иоан. 8. 58. А что Христос есть Бог, то явственно пишется. Иоан. 1. Тим. 3. Бог явися во плоти. Достойно примечания также и то место, где пишется: Иоан. 5. 18. что Иудеи хотели Христа убить за то, что он себя творит равным Богу, Отцем своим нарицая Бога. Здесь Христос Иудеев не изобличил в том, будто бы они не так Его слова толковали. Чтож Сын иное есть лице, нежели лице Отца и Духа Святаго, против Савелия, то довольно сказать, что никто не бывает самаго себя Сын; но всякой Сын есть Сын Отца, и везде поминается, что иной есть Отец, иной Сын, иной С. Дух: Иоан. 5. 32. Иной есть, иже свидетельствует о мне: Иоан. 14. 16. аз умолю Отца, и инаго утешителя пошлет вам.

А чтож равен Отцу и Духу, то подтверждается: Иоан. 5. 23. Сия есть воля Отца, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца, Рим. 9. 5. Филип. 2. 6. Иже во образе Божии сый не восхищением непщева быти равен Богу. А что единосущен, то объявляется 1. Иоан. 5. 7. трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, слово и Дух, и сии три едино суть. Иоан. гл. 10. ст. 30. Аз и Отец едино есма. И так кажется довольно поговорили о Сыне Божии: в будущую неделю, ежели Бог похощет, приступим к истинне воплощения, по которому Сын Божий есть Сын человеческий.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.