на день Святыя Пасхи

СЛОВО

НА ДЕНЬ СВЯТЫЯ ПАСХИ

       Видели мы Христа умерша; воззрим днесь на Него и воскресшаго. Видели Его истощенна; воззрим днесь на Него исполненна благодати и истины. Видели Его унизившагося до рабия зрака; воззрим днесь на Него покланяема от всякаго колена небесных и земных и преисподних. Видели Его страждуща; воззрим днесь на Него и прославленна. Видели Его носяща крест; воззрим днесь на Него отверзающаго крестом разбойнику и всем нам небеса. Видели Его жаждуща; воззрим днесь на Него напоевающа верных питием безсмертия. Видели Его стр. 277проливающа из ребр своих кровь и воду; воззрим днесь на Него устрояющаго для нас две Божественныя тайны, крещения и причащения. Видели Его, яко человека униженна, презренна и поносима; воззрим днесь на Него, яко на Бога, из-под покрова плоти, во всей славе Божества открывшагося. Видели мы все то; воззрим же и на воспоследовавшее потом.

       Что видели мы, казалось быть прискорбно, поразительно, а для некоторых и соблазнительно: но что узрим, все то будет радостно, восхитительно и боголепно. Однако в благочестивом смысле и первое не есть прискорбно. Прискорбно оно, яко страдал от наших рук беззаконных; но радостно, яко страдал ради нас беззаконных; прискорбно, яко страдания виною были наши грехи; но радостно, яко страдал для очищения грехов наших. Прискорбно, что мы Его довели до таковаго унижения и истощания; но радостно, что чрез сие самое мы толико вознеслись и возвысились: идеже бо умножися грех, преизбыточествова благодать (Рим. гл. 5, ст. 20). Прискорбно взирать на Господа стр. 278славы всего уязвленна; но радостно, яко язвою Его мы вси исцелехом. И так мы одно видели; а на другое днесь воззрим.

       Но видели ли одно; и можем ли узреть другое? Братие! Христиане! не можем мы узреть другаго, ежели не видели перваго. Видели Христа страждуща и беззаконные Иудеи, которые злостно вопили: возми, возми, распни Его (Иоан. гл. 19, ст. 15). Видели Христа и воины ругавшиеся Ему, и распявшие Его, да и видели очами телесными еще яснее, нежели другие, на сей позор с жалостию смотревшие. Но что пользовало им сие зрение? К большему только послужило их осуждению. Воззрят Нань, Егоже прободоша (Тамже ст. 37). Воззрят они некогда на Него идуща во всей славе Божества, на облацех небесных; но поразятся ужасом, увидев Его, и издыхая от страха будут вопить горам: падите на ны; и холмам, покрыйте ны от лица седящаго на престоле (Апок. гл. 6, ст. 16).

       Так видели ли мы Его не так, как видели Иудеи и распявшие воины? а видеть мы Его страждуща и за нас стр. 279умирающа необходимо обязаны. Ибо сосуд избранный Павел и желает и увещавает, чтоб Христианин отверг все знания, все мудрости, чтоб ничего не знал, как только единственно Иисуса Христа, и сего распята. Не судих, глаголет, ведети что в вас, точию Иисуса Христа, и сего распята (1 Кор. гл. 2, ст. 2).

       Не сумневайтеся же, что как Христос ныне уже не умирает; то мы потому Его страдания, распятия и смерти акибы и видеть не можем. Нет! мы Его всегда видеть можем верою, любовию, исполнением Его святой воли, и очами душевными несравненно лучше, нежели очами телесными. Церковь поет: вчера спогребохся Тебе, Христе; совостаю днесь воскресшу Тебе: сраспинахся Тебе вчера; спрославляюся днесь. И сие пение взято из оных Апостольских слов: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. гл. 5, ст. 24). А из сего удобно всяк может заключить, кто прямо видел Христа страждуща и умирающа.

       стр. 280Верующий в Него, видит Его; а неверующий не видит. Грешник кающийся и на заслуги Его уповающий, видит Его; а нераскаянный, или своими делами оправдиться думающий, не видит. Милосердый Его видит, а жестокий и нечеловеколюбивый не видит. Смиренный Его видит, а гордый не видит. Воздержный Его видит, а невоздержный и пьянствующий не видит. Целомудренный Его видит, а блудник и прелюбодей не видит. Трудолюбивый Его видит, а ленивый и праздный не видит. Терпеливый Его видит, а нетерпеливый не видит. Страждущий за Него и за правду Его видит, а страждущий для приобретения мирской славы и богатства Его не видит. Живущий здесь, яко странный, и единственно небеснаго отечества ищущий, и по Нем всегда воздыхающий Его видит, но живущий только для сего мира, а о будущем не помышляющий Его не видит.

       Се зрите, кто суть видящии Христа страждуща и умерша, и кто суть Его невидящии. Помышляйте о сем, о Христиане, всегда и с великим вниманием. Ибо не увидев мы Христа страждуща, не увидим Его и прославленна; не увидев стр. 281Его умерша, не узрим Его и воскресша: особливо, что сие видение не столько относится ко Христу, сколько к нам. Не увидев Его страждуща, не увидим и самих себя спасаемых; не увидев Его умерша, не узрим и своея жизни; не увидев Его воскресша, не узрим и своего воскресения. Не увидев Его прославленна, не сподобимся быть участниками Его славы. Не увидев верою Христа, не получим и блаженнаго лицезрения Божия. Толико-то нужно и важно есть видение Христа страждуща и умерша! а каким образом видеть Его можем, выше сказали мы.

       Но при сем еще скажу, что двойственное Христово состояние истощания и прославления, смерти и воскресения преднаписует и наше двойственное состояние труда и покоя, подвига и награды, горести и наслаждения, бедности и блаженства, скорби и утешения, слез и радости, страдания и торжества, воинствования и венцов, тления и безсмертия, временныя смерти, и вечныя жизни. Первое относится к миру сему; другое к миру грядущему: первое принадлежит земли; другое небесам. Первое свойственно жизни сей; другое жизни будущей.

       стр. 282Идите убо, о Христиане! сим путем святым. Подвизайтеся, да увенчаетесь; трудитесь, да успокоитеся. Плачьте о грехах своих, да возрадуетеся. Побеждайте мир, плоть и диавола, да восторжествуете. И в том и в другом предшествует вам Господь Иисус. В первом, своим истощанием, страданием и смертию: во втором, своим воскресением и прославлением. Се и сам Он к тому нас ободряет устами своими. Он по страдании и смерти, воскресши из мертвых, возопил во услышание небу и земли: дерзайте, дерзайте, яко Аз победих мир (Иоан. гл. 16, ст. 33). Аминь.

       Говорено 1801 года, в Вифании.



Оглавление

Богослужения

2 мая 2024 г. (19 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.