Слово иже во Святых Отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константина града, на Святую пятьдесятницу

СЛОВО,

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА,
АРХИЕПИСКОПА КОНСТАНТИНА ГРАДА,
НА СВЯТУЮ ПЯТЬДЕСЯТНИЦУ

О праздникe сем мало возлюбомудрствуем, да духовно возпразднуем. Ибо для другаго быть может и другое торжество: но для служителя слóва, торжество есть слово: и из слов наипаче то, которое есть времени полезнeе. И ни едино добро никого из благолюбителей толико не увеселяет, как торжествовати духовно празднолюбцу. Разсмотрим же сие таковым образом.

Празднует и Иудеанин, но по писмени3: ибо за тeлесным гоняяся законом, до духовнаго закона не достиг он (Рим. гл. 9, ст. 31). Празднует и язычник; но по тeлу, и по свойству своих богов и демонов, из коих одни суть страстей творители, по их собственному мнeнию: другие же за самыя страсти почтены стали. Почему и самое их празднование есть страстное, а чрез то и почитание Бога состоит у них во грeхe; поелику ему присвояется страсть, яко почитание.

     Празднуем же и мы; но так, как угодно духу. Угодно же ему так, когда мы или глаголем что потребное, или дeлаем. И в сем состоит празднование наше, когда мы для душù приобрeтаем что нибудь постоянное и твердое, а не преходящее и тлeнное и чувству мало нeсколько льстящее; болeе же разслабляющее и вредящее, так как думаю я. Ибо довольно для тeла собственной его развратности. Какая же нужда к пламени прилагать болeе дров, или звeрю болeе питания, когда чрез сие он не удержимeе дeлается, и усилие разума преодолeвает?

     Для сих причин надлежит праздновати духовно. Начало же слóва нашего, хотя мало нeсколько будет и отдаленно, и требует довольнаго труда в пользу любителей слова, дабы как бы нeкоторую усладительную приправу с торжеством смeшать: однако настоит долг бесeдовать.

Седмеричное число почитают послeдователи Евреев, по Моисееву законоположению: так как Пифагорики4, послe того четверицу, которую они ввели в клятву свою: послeдователи же Симона и Маркиона5, осмерицу и тридесятницу; по коим и равночисленныя нeкоторыя вeкà имянуют и почитают; не вeдаю же, по каким то дeлают они причинам сходства, и какая в счислении том заключается сила.

Почитают же Евреи седмеричное число, извeстно по той причинe, что в шесть дней Бог вещество (Матéрию) составил, и распорядил и украсил различными видами и составами, и таковым образом видимый нынe нами сей мир сотворив, в седьмый день опочил от дeл своих, как показывает то и наименование субботы, которая по Еврейски упокоение означает. Ежели же в сем заключается высочайшее какое разсуждение, пусть другие о том философствуют.

     Почитание же у Евреев седмерицы, не до дней токмо, но и до годов простирается. И что надлежит до дней, сие означает суббота, всегда ими почитаемая; так как в седьмь же дней и всякое квасное отлагается. Что же до годов; седмеричный год есть год оставления (Второз. гл. 15, ст. 2), состоящий не в седмицах токмо, но и в седмицах седмиц, подобно как во днях, так и в годах.

И что надлежит до седмиц дневных, оныя производят пятьдесятницу (Второз. гл. 16, ст. 9, 10), называемую у них Святым днем. Что же до седмиц годовых, оныя производят называемый ими Иовилей, (юбилей), который также имeет земли оставление, и рабов освобождение, и стяжаний купленных возвращение (Лев. гл. 25, ст. 10). Ибо Еврейский род не плодов токмо, и перворожденных; но и самых дней и годов начатки Богу посвящает. Таковым образом седьмеричное число, будучи почитаемо, составило честь пятьдесятницы. Ибо седьмь седьмижды быв сложено, производит число пятьдесятое, изключая один день, которой мы из будущаго вeка присвоили; и он есть день осьмый и первый; паче же един и никогда неразрушаемый. Ибо в вeчности надлежит окончану быть здeшнему душь субботству, (упокоению) дабы удeлить часть и седьмичному и осмеричному числу; каковым образом нeкоторые бывшие прежде нас уже и истолковали извeстное Соломоново слово: Даждь часть седьмим и осмим (Еккл. гл. 11, ст. 2).

О почитании же седьмичнаго числа многия суть свидeтельства; но для нас и малое из многаго довольно будет. Седьмь, на примeр, именуется честных духов (Исаии гл. 11). Дeйствия духа, как я думаю, угодно Исаии духами называть. Очищены же словеса Господня, по Давиду, седьмерицею (Псал. 11). И праведник шесть крат от бeд изъемлется: а в седьмый ниже прикасается ему зло (Иов. гл. 5, ст. 19). Грeшник же не седьмижды токмо, но и седьмидесять седьмерицею прощается (Матф. гл. 18, ст. 22). Но паки и из противнаго тоже доказывается. Похвально бо за развратность наказание. Каин отмщается седьмерицею (Быт. гл. 4), то есть, казнию истязуется за братоубийство. А Ламех седьмьдесять седьмерицею: понеже убийцею стал послe закона и осуждения. Злые же сосeды седьмижды в нeдро свое восприемлют (Псал. 78, ст. 12). На седьми столпах дом премудрости утверждается (Притч. гл. 9). Толиким же числом очес Зоровавелев камень украшается (Зах. гл. 4). Седьмь крат во дни Бог восхваляется (Псал. 118). Да и неплодная раждает седьмь, число совершенное (1 Цар. гл. 2), в противность в дeтях недостаточныя.

     Ежели же потребно и древния истории разсмотрeть, представляется мнe седьмый в прародителях Енох, преложением почтенный. Воображаю притом двадесять перваго Авраама, патриаршеством прославленнаго, с приложением большаго таинства. Ибо утрояемая седьмица, сие число производит. Дерзнет же может быть кто либо из имeющих весьма жаркое воображение, обратитися и к новому Адаму, Богу моему и Господу Иисусу Христу, который от древняго и под грeхом бывшаго Адама седьмьдесять седьмым (Лук. гл. 3) числится, по изворотному Лукину родословию. Воображаю же и седьмь труб Иисуса Навина, и толикое же число около стeны обхождений, и дней, и священников (Иис. Нав. гл. 6); от чего Иерихонския стeны потрясаются.

     Подобным образом седьмеричное Илии6 Пророка обращение, так как и таинственное трикратное вдуновение, коим Сарефтянины вдовицы сыну вдохнул жизнь: и того же Пророка толикократное же на полeна воды возливание, когда огнем Богопосланным жертву истребил, и студных Пророков осудил, кои будучи от него вызываемы учинить того же не могли. Таковым же образом и седьмикратное (3 Цар. гл. 18) смотрение облака отроку повелeнное: и Елисеево равночисленное (4 Цар. гл. 4) на сына жены Сунамитяныни преклонение, коим его дыхание огнеоживил. До сего же, думаю, принадлежат учительства, (оставя говорить о седьмивeтвенном и седьмисвeщном храма свeтильникe:) (Исх. гл. 29) что в седьмь дней священник совершается: в седьмь дней (Лев. гл. 14) прокаженный очищается: чрез толико же крат и храм обновляется. В седьмьдесятое (3 Цар. гл. 28) также лeто народ Иудейский из плeна выводится: дабы то было в десятицах, что есть во единицах, и сим числом, яко совершеннeйшим, болeе бы уважено было седьмицы таинство. –

Но почто мнe далeе говорить? Сам Иисус, чистое совершение, вeдает как напитать в пустынe и пятию хлeбами пять тысящ: вeдает же и седьмию (Матф. гл. 15) хлeбами четыре тысящи людей: и по насыщении там было дванадесять кош; а здeсь кошниц седьмь. И то и другое не думаю, чтоб было неосновательно, и духа (Божия) не достойно.

Но ты и сам в себe самом о том размышляя, много примeтишь чисел, которыя глубочайшее нeчто в себe заключают, нежели как по видимому кажутся.

     Но, что настоящему времени есть полезнeе, по сим может быть причинам, или по сходным с сими, или по каким либо Божественнeйшим, почитают Евреи пятьдесятый день: почитаем же и мы, так как и другие нeкоторые суть Еврейские обряды, ими образовательно совершаемые, а нами таинственно отправляемые.

Таковым образом о сем дни наперед сказав, к слeдующему словом нашим пойдем. Пятьдесятницу празднуем, и духа пришествие, и предъявление обeщания и надежды исполнение: и о коликое таинство! о коль великое и важное! тeлесныя Христовы дeяния конец приемлют: или лучше сказать то, что относится к тeлесному Его пришествию. (Ибо не охотно мнe Христовы дeяния называть тeлесными, доколe не склоняет меня к тому никакая причина: понеже лучше есть удалятися от тeла.) По окончании же оных начинают дeяния духовныя.

Что же было Христово? Дeва, рождение, ясли, пеленание, Ангелы прославляющие, Пастыри притекающие, звeзды течение, волхвов поклонение и дароприношение, Иродово дeтоубийство: бeгство Иисусово во Египет, возвращение из Египта, обрeзание, крещение, свидeтельство свыше, искушение, камением побивание ради нас, коим надлежало дать примeр к злостраданию за истину, предательство, пригвождение, погребение, возстание, вознесение; из коих многия и нынe претерпeвает Он безчестия от Христоненавистников; но сносит, ибо долготерпeлив. От Христолюбивых же приемлет почитания, и отлагает; как для оных гнeв, так для нас благость. Оным может быть к покаянию дает время; а наше искушает усердие, не ослабeваем ли мы в бeдствиях и подвигах за благочестие, как есть свойственно Божией вышняго строительства и неизслeдованных его судов мудрости, коими мудро управляет дeлà наши.

И Христовы дeяния суть таковы. Но в послeдовании узрим славнeйшее, и сами да удостоимся просвeщения. Ко изъяснению же дeл духовных, да предстанет мнe дух, и да дарует слово, колико я желаю. Ежели же не столько; то сколько потребно для сего времени: конечно же он предстанет владычественным образом, а не рабским7 и не ожидая повелeния, как нeкоторые думают. Ибо дышет, идeже хощет (Иоан. гл. 3, ст. 8), и на коих желает, и когда и сколько хощет. Таковым образом и мыслить и говорить мы вдохновенны от духа.

Духа Святаго созданием унижающие, суть досадители, и рабы злые и из злых злeйшие. Ибо свойственно рабам злым отвергаться Господства, и воставать на власть, и свободных учинить подобными себe рабами. Кои же Его Богом почитают, суть обоженны и просвeщенны мыслию8, кои же Его и имянуют таковым, ежели пред благоразумными, суть они возвышенны разсуждением: ежели же пред не просвeщенными, то не благоразсудительны; в грязь маргариту повергая, и в слух слабый звук грома, и очам немощным солнце, и пищу крeпкую еще млеком питаемым. Надлежит помалу возводить их далeе, и подымать к вышшему, свeтом свeт умножая, и истинну истинною приобрeтая. Чего ради и мы оставя совершеннeйшее слово, ибо еще не время, таковым образом с ними бесeдовати будем.

     Ежели, о вы таковые! не признаете Духа Святаго ни не созданным, ни безлeтным, явно, что сие дeйствие есть духа противнаго. Ибо дозвольте моей ревности нeсколько дерзновеннeе сказать. Ежели же столько есть в вас здраваго разсуждения, что явнаго убeгаете нечестия, и не в числe рабства то полагаете, что вас творит свободными. Закон духа жизни, свободи мя от закона грeха и смерти (Рим. гл. 8, ст. 2): то слeдующее вы сами разсмотрите с Духом Святым и нами. Ибо я увeряюся, что вы нeсколько его причастны; и по тому я с вами, как с своими, разсматривать буду.

Или допустúте мнe, что есть нeчто среднее между рабством и владычеством, да в сей срединe положу достоинство духа: или ежели рабства вы убeгаете, то не извeстно, гдe вам помeстить то, о чем мы изыскиваем. Но слогами вы себя затрудняете, и претыкаетеся в рeчении, и камнем претыкания сие вам бывает, и камнем соблазна: так как и Христос нeкоторым, по человeческой слабости. Да сотворим духовно друг другу снисхождение. Да будем братолюбивы паче, нежели самолюбивы. Уступите вы нам силу Божества: и мы дадим вам рeчения дозволение. Признайте естество другими рeчениями, кои вам важнeе кажутся: и мы вас, яко немощных уврачуем, укрывая нeчто вам нравящееся. Постыдно бо, постыдно и довольно не основательно, вам имeя мысль здравую мeлкословствовать об одном рeчении, и скрывать сокровище, как бы в том другим завидуя, или как бы бояся, чтоб не освятить языка своего. Для нас же еще постыднeе, дабы то самим дeлать, что в других порицаем; то есть, осуждая мeлкословие, самим о буквах мeлкословствовать.

Единаго Божества, о вы! Троицу быти исповeдуйте, или ежели желаете, единаго естества. И мы сие слово, Бог, от Духа вам испросим. Даст бо, совершенно вeдаю, и сие второе, давши вам первое: и непремeнно даст, ежели только сие сражение происходит от боязни нeкоторой духовной, а не от козни диавольской. Еще яснeе скажу и сокращеннeе, чтоб ни вы нас не винили за вышшее рeчение: (ибо не надлежит завидовать никаковому возвышению), ни мы вас порицати будем за рeчение, вам по настоящему состоянию вмeстительное, доколe хотя иным путем, но того же достигнете мeста. Ибо не побeдить мы силимся, но себe присвоить братию, коих разлучением терзаемся.

Сие от нас к вам, у коих нeчто и жизненное обрeтаем, поелику вы о Сынe Божии здравое содéржите учение. Мы ваше житие почитая, не совсeм хвалим учение. Вы имeя дeлà духовныя, и дух восприимúте, дабы не страдати токмо, но и законно (2 Тим. гл. 2, ст. 5), чeм и вeнец сей вы приобрящете. За доброжительство ваше да дастся наградою то, чтоб исповeдати Духа совершенно, и проповeдать с нами, или и болeе нас, сколько есть достойно. А я дерзаю и большее нeчто, в пользу вашу, то есть, Апостольское слово, возгласить. Толико вас объемлю, и толико уважаю сие ваше благоукрашенное одeяние, и цвeт воздержания, и священныя сии собрания, и честное дeвство, и очищение, и всенощное псалмопeние, и нищелюбие, и братолюбие, и страннолюбие, что и Анафемою (Рим. гл. 9, ст. 3) (отлученным) быти от Христа, и пострадать сколько нибудь, яко осужденник, согласуюся: токмо чтоб вы стали с нами, и обще Троицу прославили бы. О прочих бо, что нужды и говорить, кои явно умерли, и коих Христос един, животворящий мертвых по Своей силe, воскресити может. Они будучи учением связаны, но превратно от сообщения единаго мeста отдeляяся, столько друг со другом тягостно-борствуют, сколько очи косыя, которыя на одну вещь взирают; однако не зрeнием, но мeстоположением между собою разнятся: ежели только их надлежит порицать развращением, а не паче ослeплением.

     И так, пенеже со умeренностию надлежащее до вас я положил, се и паки к Духу возвратимся: мню же, что и вы нам послeдуете. Дух Святый был всегда, и есть, и будет; нижè начинал Он когда, нижè когда престанет, но всегда Отцу и Сыну есть сочúнен и счисляемый: ибо не подобало, чтоб был когда или Отец без Сына, или Сын без Духа. Ибо великое бы было безславие для Божества, что оно, аки бы раскаявшися, послe пришло во исполнение совершенства. И так Дух, всегда был причастный, а не причастительный; совершающий, но не совершаемый; исполняющий, но не исполняемый; освящающий, но не освящаемый; обожающий, но не обожаемый. Сам в самом себe всегда тойжде есть, вкупe с тeми, с коими сочетан. Невидим, безлeтен, невмeстим, неизмeнен, безкачествен, безколичествен, безвиден, неосязаем, самодвижим, приснодвижим, самовластен, самосилен, всесилен; (хотя к первой винe все, как единороднаго, (Сына,) так и Духа Святаго, относится,) живот и животворящ; свeт и податель свeта, самоблаг и источник благости: Дух правый, владычественный, Господственный, посылающий, отлучающий, храм себe устрояющий, путеводящий, дeйствующий, якоже хощет; дары раздeляющий: Дух сыноположения, истины, премудрости, разумeния, вeдeния, благочестия, совeта, крeпости, страха, как и прежде мы сие изчисляли. Им Отец познавается, и Сын прославляется: и ими токмо познаéтся Он. Едино сочетание, едино Богослужение, поклонение, сила, совершение, освящение. Но почто мнe долго говорить? Все, елико имeет Отец, есть Сыновне, кромe нерождения: все, елико имeет Сын, есть Духа Святаго, кромe рождения. И сия, не существо отдeляют, по моему мнeнию, но при цeлости существа между собою отдeляются. Ты силишися произносить возражения: а я слóва течение. Почти день Духа: удержи, ежели возможно, мало язык: о других языках днесь слово. Сих языков устыдися, или убойся, яко со огнем являемых. Днесь воздогматствуем, заутра возхитрословим: днесь возпразднуем, заутра возбесчинствуем: едино таинственно; другое феатрально: едино для церквей; другое для торжищ: едино для трезвых; другое для пиянствующих: то для рачительных; а сие для играющих противу Духа.

И понеже мы удалили от себя, что было не наше; так совершим же свое. Дух Святый дeйствовал вопервых в Ангельских и небесных силах, и сколько их есть первенствующих по Богe и при Богe. Ибо не отъинуды они имeют совершение и сияние, и ко злу неудободвижимость, или недвижимость, развe от Святаго Духа. Послe того в Праотцах и Пророках, из коих одни в видeниях зрeли Бога, или познали: другие же и будущее предузнали, в духe своем печатлeя владычественную силу, и присутствуя при будущем, яко при настоящем. Таковà бо есть Духа сила! Потом в Христовых учениках: (оставляю бо сказать о Христe, при коем Дух присутствовал, не яко дeйствующий, но яко равночестному спослeдующий:) и в учениках Христовых дeйствовал трояко, сколько они могли вмeстить, и в три времена, прежде прославления Христова страданием, по прославлении воскресением, и послe Его на небеса вознесения, или возвращения, или каким либо другим словом то должно имяновать. И сие означает вопервых оное от болeзней и духов очищение; извeстно, что не без дeйствия Духа Святаго бывшее. Потом по совершении устроения спасения вдуновение, явно, что оно было вдохновение Божественнeйшее; а напослeдок нынeшнее раздeление огненных языков, что днесь и празднуем. Но первое было не явственно: второе изобразительнeе; нынeшнее же совершеннeе; не дeйствием уже одним присутствуя, как прежде, но, можно кому нибудь сказать, существенно с ними пребывая и сожительствуя. Ибо, егда Сын с нами тeлесно бесeдовал, то пристойно было и Духу явитися тeлесно, и, когда Христос возвратился к самому себe, Ему к нам сойти; и грядет Он яко Господь; посылается же, яко не есть Богопротивный. Ибо таковыя выражения паче единомыслие означают, нежели естество раздeляют. И для того послe Христа приходит; дабы мы без утeшителя не осталися: а что Он есть утeшитель иный, для того, дабы ты понимал равночестие: ибо сие слово иный (Иоан. гл. 14, ст. 16), предполагает инаго, подобнаго себe. Однако сии именования суть купновладычествия, а не унижения. Ибо я вeдаю, что сие слово, иный, говорится не о инородных, но о единосущественных.

     Что же явился Дух во языках, то для того, что он с словом имeет присвоение. Что же во огненных, то по причинe очищения: но я изыскиваю, почему так? Ибо писание наше поминает и о огнe чистительном, как хотящему научиться вездe то можно найти: или по причинe существа? Огнь бо есть Бог наш; огнь истребляющий злость (Второз. гл. 4, ст. 24). Хотя ты паки досадуешь, не удобно вмeщая единосущие. А что Он явился в языках раздeленных, то по причинe даров различия. Что же сeл Он, (на главах Апостольских,) сие означало силу царственную, и Божие во Святых упокоение. Понеже и Божий престол суть Херувимы. А что в горницe (ежели я не покажусь любопытствующим болeе, нежели надобно:) то по причинe их возвышения к тому, что могли они принять, и что имeли от земли подъяты быть. Ибо, поминается, что водами Божественными нeкоторая превыспренняя (Псал. 103,3) покрываются, и ими воспeвается Бог. Но и сам Иисус в горницe таинства сообщает тeм, кои для Вышшаго были посвящаемы, дабы сим изъявить, что Богу надлежит нeсколько к нам сойти; (как извeстно, что таковым образом и при Моисеи было;) а нам взойти, дабы таковым образом учинитися сообщению Божию с человeками, по взаимном достоинства соединении. Но доколe каждое в своем положении остается, одно на высотe, а другое в низкости, благость пребудет не соединенна, и человeколюбие не сообщительно: и пропасть посреди великая и непроходимая, не токмо богатаго от Лазаря и от вожделeнных Авраамовых нeдрь разлучающая, но и все естество произведенное и преходящее, от несозданнаго и пребывающаго.

Дух Святый проповeдан Пророками: как явствует из слeдующаго: Дух Господень на мнe (Исаии гл. 61). И почиют на нем седьмь Духов (Исаии гл. 11); и снишел Дух Господень и руководствовал их (Исх. гл. 13, ст. 21). И Дух вeдeния исполнил Веселеила Архитектона скинии (Исаии гл. 63, ст. 10); и Дух преогорчеваемый, и Дух восхитил Илию (4 Цар. гл. 2) на колесницe, коего искал Елисей, да получит его сугубо; и Духом благим и Владычним (Псал. 142) Давид руководствуется и утверждается. Он же прежде возвeщен Иоилем, глаголющим: и будет в послeдняя дни, излию от Духа Моего на всякую плоть, извeстно, что вeрующую, и на сынов ваших и на дщерей ваших (Иоил. гл. 3), и прочая. А потом Иисусом прославляемым от Него и прославляющим Его: так как Он прославил Отца и Сам Отцем прославлен. И, о коль изобильное обeтование! поелику Он вeчно пребывать имeет; или нынe с тeми, кои по времени сего достойны; или напослeдок с тeми, кои в будущем вeкe того же удостоятся; ежели мы Его чрез доброе жительство цeла у себя сохраним: а не отвергнем Его столько, сколько крат согрeшаем.

Сей Дух вкупe с Сыном созидает тварь и воскресение: и увeрься ты оным свидeтельством: словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст его вся сила их (Псал. 32). И Дух Божий сотворивый мя, дуновение же Вседержителево учащее мя (Иов. гл. 32, ст. 8). И паки: Послеши Духа твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Псал. 103). Он же производит духовное возрождение; и в том да увeрит тебя оное слово: яко никто не может царствие видeть, или восприять, который свыше не родится Духом (Иоан. гл. 3, ст. 5), и дневным, и свeтовым созиданием, (коим всяк в самом себe созидается,) не очистится от перваго рождения, которое есть нощи таинство.

Сей Дух, яко премудрый и человeколюбивeйший, ежели пастыря возмет, пeвцем творит (1 Цар. гл. 17), чрез пeние злые духи отгоняющим, и Царем Исраилевым его поставляет. Ежели возмет пастуха козлов, ягоды собирающаго, Пророком его дeлает. Помысли ты о Давидe и Амосe (Амос. гл. 7, ст. 14). Ежели возмет юношу (Даниил. гл. 13) благорасположеннаго, не взирая на возраст, творит его судиею над старцами. Свидeтельствует то Даниил, во рвe львов побeдивый. Когда найдет рыболовов, уловляет чрез них Христу весь мир, загоняя мрежею слóва. Представь ты мнe Петра и Андрея (Матф. гл. 4), сынов громовых, духовно возгремeвших. Ежели мытарей возмет, корысть учения для них приобрeтает, и купцами душ творит. Доказывает то Матфей, вчера бывший мытарем, а днесь Евангелистом. Когда возмет пылких гонителей, ревность их премeняет, и творит Павлов вмeсто Савлов, и столько благочестивыми, сколько в развратe они предуспeли. Сей Дух есть и Дух кротости (Гал. гл. 6), однако раздражается на согрeшающих. Почему да сотворим Его себe паче кротким, нежели гнeвным, призная Его достоинство, и хулы убeгая, и да не отважимся видeть гнeвающагося того, противу котораго не оставляется грeх (Матф. гл. 12, ст. 31).

Сей дух творит и меня дерзновенным для вас проповeдником: и ежели я за то ничего не постражду, Богу благодарение: ежели же постражду, и за сие да будет благодарение. Первое для того, дабы пощадить ненавидящих нас; а второе, чтоб освятить нас, приемлющих сию награду за священнодeйствие Евангелия; то есть, чтоб совершить подвиг кровию.

Говорили же Апостолы языками странными, а не своими; и было чудо великое, что слово было произносимо от неучившихся, и было то знамением для невeрных, а не для вeрующих (1 Кор. гл. 14, ст. 22), дабы сие послужило ко обличению невeрных; так как о сем и писано: яко во иноязычных и устнах иных возглаголю людем сим, и ниже тако услышат мя, глаголет Господь (Исаии гл. 28, ст. 11 и 1 Кор. гл. 14, ст. 21).

Слышаху же (их глаголющих иными языки). Мало здeсь остановись и размысли, каким образом раздeлить сие слово. Ибо сказанное имeет нeчто сумнительное, поелику чертою может раздeляемо быть. Так ли из них каждый слышал свой язык, что, на примeр сказать, хотя един произносим был глас, но по ударению воздуха многие гласы были слышимы; и, чтоб яснeе сказать, из одного гласа многие гласы составлялися; или на сем словe, слышали, надлежит остановиться: и сии словà, глаголющих своими языки, надлежит приложить к слeдующему, дабы, то есть, чрез сии словà, глаголющих языки, разумeть языками свойственными каждому из слушающих; что и будет языками иностранными. Каковое мнeние я паче утверждаю. Ибо по прежнему смыслу было бы чудо болeе слушающих, нежели глаголющих: а по сему разумeнию, глаголющих: по сему они и пиянством порицаются: без сомнeния для того, что сами они в произношении слов чудодeйствовали Духом.

Однако со всeм тeм похвально и древнее раздeление языков (Быт. гл. 11, ст. 7), когда столп созидали единым языком глаголавшие, но развратно и безбожно; так как и нынe нeкоторые таковое же дерзновение имeют. Ибо раздeлением языка, когда их взаимное понятие разстроилось, то и предприятие их разрушилось. Но нынe чудодeйствуемое есть достохвальнeе. Ибо дeйствие от единаго Духа на многих излиявшись, во едином согласии паки заключается. И есть различие дарований, из коих одно в другом даровании нужду находит, дабы можно было различить лучшее. И хотя всe сами чрез себя суть похвальны; но можно назвать и то похвальным, о чем Давид говорит: Потопи Господи, и раздeли языки их (Псал. 54). Для чего? Яко возлюбиша вся глаголы потопныя, язык льстив. Каковыми словами почти точно обвиняет здeсь слышимые языки, кои Божество разсeкают.

     И так о сем толико сказано. Но поелику живущим во Иерусалимe благоговeйнeйшим Иудеям, Парфянам и Мидянам, и Еламитам, Египтянам и Ливянам, Критянам и Аравлянам, Месопотамлянам и моим Каппадонианам, глаголали языками; да и всeм из всякаго народа сущаго под небесем, Иудеям, во Иерусалимe, (ежели кому угодна такая мысль,) собранным: то достойно разсмотрeть, кто они таковы были, и котораго плeнения? Ибо плeнение бывшее во Египтe и Вавилонe было на извeстное время, и паки возвращением оно окончилось. А Римскаго еще не было: но наступало, в наказание за дерзость противу Спасителя. И так остается сие плeнение разумeть Антиохово, яко не много сих времен прежде бывшее. Ежели же кто сего не приемлет толкования, яко болeе любопытнаго, нежели истиннаго: поелику сие плeнение нижè есть из древних, нижè по многим мeстам вселенныя разсeянное; а напротив ищет толкования вeроятнeйшаго; то может быть лучше сие предположить, что многократно и от многих Иудейский народ плeнен был, как Ездра повeствует: и нeкоторые из плeмен того народа возвратилися; а другие осталися: и вeроятно, что из сих-то по многим народам разсeянных плeмен нeкоторые тогда во Иерусалим прибыли, и были участны чудеси онаго.

И сие нами предложилося для любителей учения, может быть неизлишно; и ежели бы кто и другое что либо представил пристойное нынeшнему дню, нам и то будет принадлежательно. Но ужè надлежит нам сие собрание разпустить. Ибо довольно было слово: однако торжества никогда не можно оставить, но всегда должно праздновать; нынe и тeлесным образом; но мало послe совершенно духовным: тамо мы и причины сих учений узнáем чище и явственнeе; в самом Словe и Богe и Господe нашем Иисусe Христe, истинном спасающихся праздникe и радости, с Ним же слава и честь Отцу со Святым Духом, нынe и во вeки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.