Сколь медлительны вы, о други и братия! приити к нашему поучению; хотя и скоры были на то, чтоб нас насильствовать, и извлечь из нашей крeпости, то есть, пустыни, которую я паче всего люблю, и яко помощницу и мать Божественнаго восхождения, и Боготворную, отлично уважаю, и всей жизни предпочитаю. Как вы, что получить желали, то получив презираете? и лучшими оказались, когда желали нас отсутствующих, нежели чтоб чувствовать удовольствие от нашего присутствия? И как будто хотeли вы болeе овладeть нашею Философиею, нежели ею пользоваться? Или пристойно мнe и сие сказать: быхом вам в сытость: прежде, как еще вы и не вкусили и не отвeдали. Самое необыкновенное дeло! даже нижè нас, яко странных препроводили, и чтоб еще большаго сожалeния достойное сказать, нижè собралися к нам; ежели не по другому чему, то хотяб по уважению Господни заповeди. Нижè нам при самом в должность вступлении руку подали, нижè яко еще боящихся ободрили, нижè яко принужденных утeшили. Но (тягостно сказать, однако сказать надлежит) сдeлали вы для нас праздник сей безпраздничным, и не с добрым предвeщанием нас приняли, и постыдность с торжеством смeшали, и чтобы наиболeе послужило ко утeшению, нeт здeсь вас, моих побeдителей. Ибо не истинно будет, ежели назвать вас любителями. Так-то удобно то презирается, что легко побeждается! и как высокомeрным услуживают, так смиреннаго пред Богом пренебрегают. Чего желаете вы? Судиться ли мнe с вами, или судиею быть? голос ли давать, или принимать? Ибо я надeюсь побeдить, ежели буду судимь: также справедливым явлюся, ежели на вас суд произнесу. Вина же ваша есть та, что вы неравною мeрою вознаграждаете любовь нашу, и за послушание чести не воздаете, и настоящим усердием не обнадеживаете, и в будущем, которое и при усердии вашем едва ли надежно быть может. Понеже всяк горячeе при началe. И из вас иные что либо иное полагаете предпочтительнeе пред старым2 и новым Пастырем, ни сeдины не уважая, ни младость не ободряя. Вечеря есть во Евангелии свeтлая и благоприятный угоститель: и приятели, и пир наисладчайший. Ибо брак был сыновний: и хотя тот созывает? но сии не приходят; и он оскорбляется (я оставляю, что содержится в срединe сея притчи, по причинe строгих слов, и скажу, что умeреннeе): другими гостями наполняет пир. Сего мы вам не желаем. Но вы для нас столько их (как мнe сказать снисходительнeе) стали высокомeрнeе, или дерзновеннeе, что тe будучи званы, презрeли вечерю и звавшаго обидeли. А вы не сторонние, нижè званные на браки, но сами призвали нас, и к священной сей трапезe привязали, и свeтлость чертога показали; а послe сего оставили нас. Сие-то есть ваше дeяние самое знаменитое! И иный на село свое, иный к супругу волов новокупленных, иный к женe новобрачной, иный к другому чему маловажному, разсeялись и отлучилися, мало подумав и о чертогe и о женихe. Чего ради я исполнен есмь скорби и уныния. (Ибо не умолчу своего смущения): и едва не удержал я слóва, которое думал принести на брак в дар; дар из всего, что я имeю самый лучший и препочтенный. И едва его не изострил противу вас, милых. Ибо я единожды был вами насильствован; нынe же благословный к тому имeю случай, и язык изощряет склонность любовная, которая есть самая жаркая ко обвинению и весьма изобильная, когда станет она ревнованием; и получив притом печаль от презорства неожиданную. Ежели кто из вас стрeлою любви уязвлен, но презрeн, тот вeдает сие страдание, и простит таковым образом страждущим, и приближившимся к таковому несмыслию. Но мнe не дозволительно и нынe чeм нибудь вас коснуться: и никогда сего да не будет. И сим может быть я вас свыше мeры тронул; вас священную пасству, похвальныя Христовы овцы, божественное наслeдие, коим ты, (отец мой!) богат, хотя и бeден. И думаю, что оныя словà приличествуют тебe: ужа падоша на тя в державных. Ибо достояние твое зeло державно есть тебe (Псал. 15, ст. 6). И не уступлю, дабы числимые отличными градами; и самыя обширныя пасствы имeли какое нибудь преимущество пред нами малыми, и низким племенем между сынами Исраилевыми, и малочисленными в тысящах Иудовых, пред сим малым во градах Вифлеемом, в коем Христос раждается: и нынe и с начала нами право и познаваемый и почитаемый: у коих Отец возносится, и Сын равняется, и Дух Святый сопрославляется; мы единодушны, единомудренны; ничeм Троицу не нарушаем, или приложением или отсeчением: как дeлают худые раздeлители и мeрители Божества, которые, когда одно нeчто, болeе, нежели как должно, возвышают, все унижают, и оскорбляют. Но вы, ежели сколько нибудь ко мнe благосклонны, вы мое земледeлие, виноград мой, моя утроба; паче же, сего общаго нашего отца, коих сей во Христe Евангелием породил. Почтите же и нас; ибо праведно; когда мы вас всему предпочли. Вы свидeтели, и поручившие нам сие властелинство ли, или служение. И ежели болeе любящему болeе одолженными становимся, то как я измeрю любовь, которую к вам имeя вас должниками учинил? Но почтите болeе самих себя, и ввeренный вам образ и ввeрившаго, и Христовы страдания, и небесныя надежды; вeру содержа, которую вы приняли, и в коей воспитаны, с которою и спасаетеся, и вeрим, что и других спасаете, сами вы совершенно вeдаете, что немногие сию похвалу имeют. Благочестие же поставляйте не в том, чтоб много о Богe говорить, но в том, чтоб болeе молчать. Ибо язык вреден для человeка, ежели разумом не управляется: и почитайте, что всегда слышание безопаснeе слóва; и для того лучше чему нибудь учиться о Богe, нежели учить. Что же до подробнeйшаго о сем испытания, оставляйте то для строителей слóва, сами являя благочестие, словом мало, но дeлом болeе и хранением законов паче, нежели чтоб любовь к законодателю изъявлять одним ему удивлением. Бeгайте злобы, держитеся добродeтели, духом горяще, духом шествующе, им знание привлекающе; созидая на основании вeры, не древо, не сeно, нижè тростие вещество немощное и удобно истребляемое, когда огнем дeлà наши будут судимы, или очищаемы; но злато, сребро, камение драгоцeнное; все то, что пребывает и постоянно. Сия творите и сим нас прославляйте, в присутствии ли, или в отсутствии, наших ли слов держася, или другое что болeе почитая. И будите чада Божия чистыя и непорочныя, среди рода строптива и развращенна, и не сплетайтеся верьвями окрест ходящих нечестивых, нижè узами собственных грeхов спутывайтеся; нижè житейскими попечениями подавляйте слово, чтоб вам быть безплодными. Но путем шествуйте царским, не склоняясь ни на право, ни на лeво; и тeсным яко пространным, под управлением духа. Таким образом вы в благом состоянии будете, и нынe, и в будущее испытание, о Христe Иисусe Господe нашем, Ему же слава во вeки. Аминь.
30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра