Слово иже во Святых Отца нашего Григория Богослова к тeм, кои сперва хотя сильно призывали, но не собралися на прибытие его, как он сдeлан Пресвитером

СЛОВО,

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА
К ТEМ, КОИ СПЕРВА ХОТЯ СИЛЬНО ПРИЗЫВАЛИ,
НО НЕ СОБРАЛИСЯ НА ПРИБЫТИЕ ЕГО,
КАК ОН СДEЛАН ПРЕСВИТЕРОМ1

     Сколь медлительны вы, о други и братия! приити к нашему поучению; хотя и скоры были на то, чтоб нас насильствовать, и извлечь из нашей крeпости, то есть, пустыни, которую я паче всего люблю, и яко помощницу и мать Божественнаго восхождения, и Боготворную, отлично уважаю, и всей жизни предпочитаю. Как вы, что получить желали, то получив презираете? и лучшими оказались, когда желали нас отсутствующих, нежели чтоб чувствовать удовольствие от нашего присутствия? И как будто хотeли вы болeе овладeть нашею Философиею, нежели ею пользоваться? Или пристойно мнe и сие сказать: быхом вам в сытость: прежде, как еще вы и не вкусили и не отвeдали. Самое необыкновенное дeло! даже нижè нас, яко странных препроводили, и чтоб еще большаго сожалeния достойное сказать, нижè собралися к нам; ежели не по другому чему, то хотяб по уважению Господни заповeди. Нижè нам при самом в должность вступлении руку подали, нижè яко еще боящихся ободрили, нижè яко принужденных утeшили. Но (тягостно сказать, однако сказать надлежит) сдeлали вы для нас праздник сей безпраздничным, и не с добрым предвeщанием нас приняли, и постыдность с торжеством смeшали, и чтобы наиболeе послужило ко утeшению, нeт здeсь вас, моих побeдителей. Ибо не истинно будет, ежели назвать вас любителями. Так-то удобно то презирается, что легко побeждается! и как высокомeрным услуживают, так смиреннаго пред Богом пренебрегают. Чего желаете вы? Судиться ли мнe с вами, или судиею быть? голос ли давать, или принимать? Ибо я надeюсь побeдить, ежели буду судимь: также справедливым явлюся, ежели на вас суд произнесу. Вина же ваша есть та, что вы неравною мeрою вознаграждаете любовь нашу, и за послушание чести не воздаете, и настоящим усердием не обнадеживаете, и в будущем, которое и при усердии вашем едва ли надежно быть может. Понеже всяк горячeе при началe. И из вас иные что либо иное полагаете предпочтительнeе пред старым2 и новым Пастырем, ни сeдины не уважая, ни младость не ободряя. Вечеря есть во Евангелии свeтлая и благоприятный угоститель: и приятели, и пир наисладчайший. Ибо брак был сыновний: и хотя тот созывает? но сии не приходят; и он оскорбляется (я оставляю, что содержится в срединe сея притчи, по причинe строгих слов, и скажу, что умeреннeе): другими гостями наполняет пир. Сего мы вам не желаем. Но вы для нас столько их (как мнe сказать снисходительнeе) стали высокомeрнeе, или дерзновеннeе, что тe будучи званы, презрeли вечерю и звавшаго обидeли. А вы не сторонние, нижè званные на браки, но сами призвали нас, и к священной сей трапезe привязали, и свeтлость чертога показали; а послe сего оставили нас. Сие-то есть ваше дeяние самое знаменитое! И иный на село свое, иный к супругу волов новокупленных, иный к женe новобрачной, иный к другому чему маловажному, разсeялись и отлучилися, мало подумав и о чертогe и о женихe. Чего ради я исполнен есмь скорби и уныния. (Ибо не умолчу своего смущения): и едва не удержал я слóва, которое думал принести на брак в дар; дар из всего, что я имeю самый лучший и препочтенный. И едва его не изострил противу вас, милых. Ибо я единожды был вами насильствован; нынe же благословный к тому имeю случай, и язык изощряет склонность любовная, которая есть самая жаркая ко обвинению и весьма изобильная, когда станет она ревнованием; и получив притом печаль от презорства неожиданную. Ежели кто из вас стрeлою любви уязвлен, но презрeн, тот вeдает сие страдание, и простит таковым образом страждущим, и приближившимся к таковому несмыслию. Но мнe не дозволительно и нынe чeм нибудь вас коснуться: и никогда сего да не будет. И сим может быть я вас свыше мeры тронул; вас священную пасству, похвальныя Христовы овцы, божественное наслeдие, коим ты, (отец мой!) богат, хотя и бeден. И думаю, что оныя словà приличествуют тебe: ужа падоша на тя в державных. Ибо достояние твое зeло державно есть тебe (Псал. 15, ст. 6). И не уступлю, дабы числимые отличными градами; и самыя обширныя пасствы имeли какое нибудь преимущество пред нами малыми, и низким племенем между сынами Исраилевыми, и малочисленными в тысящах Иудовых, пред сим малым во градах Вифлеемом, в коем Христос раждается: и нынe и с начала нами право и познаваемый и почитаемый: у коих Отец возносится, и Сын равняется, и Дух Святый сопрославляется; мы единодушны, единомудренны; ничeм Троицу не нарушаем, или приложением или отсeчением: как дeлают худые раздeлители и мeрители Божества, которые, когда одно нeчто, болeе, нежели как должно, возвышают, все унижают, и оскорбляют. Но вы, ежели сколько нибудь ко мнe благосклонны, вы мое земледeлие, виноград мой, моя утроба; паче же, сего общаго нашего отца, коих сей во Христe Евангелием породил. Почтите же и нас; ибо праведно; когда мы вас всему предпочли. Вы свидeтели, и поручившие нам сие властелинство ли, или служение. И ежели болeе любящему болeе одолженными становимся, то как я измeрю любовь, которую к вам имeя вас должниками учинил? Но почтите болeе самих себя, и ввeренный вам образ и ввeрившаго, и Христовы страдания, и небесныя надежды; вeру содержа, которую вы приняли, и в коей воспитаны, с которою и спасаетеся, и вeрим, что и других спасаете, сами вы совершенно вeдаете, что немногие сию похвалу имeют. Благочестие же поставляйте не в том, чтоб много о Богe говорить, но в том, чтоб болeе молчать. Ибо язык вреден для человeка, ежели разумом не управляется: и почитайте, что всегда слышание безопаснeе слóва; и для того лучше чему нибудь учиться о Богe, нежели учить. Что же до подробнeйшаго о сем испытания, оставляйте то для строителей слóва, сами являя благочестие, словом мало, но дeлом болeе и хранением законов паче, нежели чтоб любовь к законодателю изъявлять одним ему удивлением. Бeгайте злобы, держитеся добродeтели, духом горяще, духом шествующе, им знание привлекающе; созидая на основании вeры, не древо, не сeно, нижè тростие вещество немощное и удобно истребляемое, когда огнем дeлà наши будут судимы, или очищаемы; но злато, сребро, камение драгоцeнное; все то, что пребывает и постоянно. Сия творите и сим нас прославляйте, в присутствии ли, или в отсутствии, наших ли слов держася, или другое что болeе почитая. И будите чада Божия чистыя и непорочныя, среди рода строптива и развращенна, и не сплетайтеся верьвями окрест ходящих нечестивых, нижè узами собственных грeхов спутывайтеся; нижè житейскими попечениями подавляйте слово, чтоб вам быть безплодными. Но путем шествуйте царским, не склоняясь ни на право, ни на лeво; и тeсным яко пространным, под управлением духа. Таким образом вы в благом состоянии будете, и нынe, и в будущее испытание, о Христe Иисусe Господe нашем, Ему же слава во вeки. Аминь.



Оглавление

Богослужения

30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.