Слово, иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустаго, о житии иноческом, каковым прославил себя Преподобный Отец наш Сергий

СЛОВО,

ИЖЕ ВО СВЯТЫХ ОТЦА НАШЕГО ИОАННА ЗЛАТОУСТАГО,
О ЖИТИИ ИНОЧЕСКОМ, КАКОВЫМ ПРОСЛАВИЛ СЕБЯ
ПРЕПОДОБНЫЙ ОТЕЦ НАШ СЕРГИЙ

Что усладительно в настоящем житии? Что красно? Со дерзновением вам бесeдовати о том хощу днесь: да увeдаете, яко житие, кое проходит муж, единственно себя Богу посвятивший, кажется быть тяжким и прискорбным; но гораздо есть приятнeе и любезнeе мирской жизни, почитаемой приятною и легкою. И сему свидeтели вы сами, которые в постигших вас бeдах и печалях, многажды желали смерти; и почитали счастливыми тeх, кои живут в горах и уединении, от всeх мирских сует удаленны.

Ежели начнем сравнивать уединенную Святаго Подвижника жизнь с жизнию мирскою; толикое найдем между обeими жизнями различие, какое есть между пристанищем и пучиною, часто вeтрами волнуемою.

Смотри же тотчас его благоденствие и от самаго мeста, в коем обитает он. Ибо торжищ и градов и молв убeжав, в пустынe житие избирает; ничего не имeя общаго с житием настоящим. Ничего человeческаго не страждет он, ни печали житейской, ни болeзни, ни попечения излишняго, ни бeдствия, ни навeтов, ни зависти, ни ревнования, ни желания безмeстнаго, ни другаго чего таковаго. В сем мeстe он о царствии поучается, бесeдует с лeсами, горами, источниками; а прежде всего с Богом. От всякия молвы келийца его есть чиста, и от всякия страсти и недуга душа его свободна, тонка и легка, и тончае воздуха самаго чистаго. Работа же его та же, каковая была у Адама в началe и прежде грeха, егда в славу он облечен был, и с Богом свободно бесeдовал, и обитал в раю, многаго блаженства исполненном.

Ибо чeм хуже пребывает Подвижник, нежели первый человeк, егда поставлен он был дeлати рай? Ни единой не имeл Адам печали житейской: но ниже Подвижник. С Богом бесeдовал Адам при чистой совeсти: то же и сей: паче же и болeе имeет он к Богу свободности; поелику наслаждается бóльшим дарованием духа.

     Надлежало бы вам на сие очами своими посмотрeть; но когда вы того или не хощете или не можете, пребывая в молвах и суетах: то хотя словом объясним вам, нeкоторую часть пребывания Святых Подвижников. Ибо не возможно повeдать всего жития их. Сии свeтила вселенныя, егда солнце восходит, паче же и гораздо прежде лучи солнечной, от ложа востав, здравы, бодры и трезвы; ибо ни печаль какая и попечение, ни тягость главы, ни труд и суета домашних вещей, ни ино что их не отягощает. Востав убо скоро от ложа свeтлы и веселы, и лик братий созвав, свeтлым лицем и совeстию, согласно всe, яко едиными усты, пeсни ко всeх Богу воспeвают, хваля Его, и благодаря Ему за всe особенныя и общия благодeяния Его. И так чeм от Ангел различествовал сей лик на земли поющих и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир; в человeцeх благоволение (Лук. гл. 2, ст. 14)?

     Егда же они пeсни воспeвают, преклонши колeна; препeтаго Бога молят о том, чего другим и в мысль едва ли когда приходит. Они ничего мирскаго не просят: ибо ни мало о том не помышляют: но просят, да со дерзновением станут пред судищем страшным, егда приидет судити живым и мертвым Сын Божий; да не услышат онаго страшнаго гласа: не вeм вас (Матф. гл. 25, ст. 12). Просят, да с чистою совeстию и исправностию прискорбное сие совершат житие, и трудную преплывут пучину с добрым плаванием.

Потом востав и скончав Святыя оныя и частыя молитвы, восходящей лучe, отходят на работу, да многий прибыток соберут не себe токмо, но и требующим.

Гдe нынe суть пристрастившиеся к мирским ликованиям, и пeсням блудным и к зрeлищам? Стыжуся я и поминать о сем; но немощи ради вашея нужно и сие сотворить: ибо и Павел так сказал: яко же представисте уды ваша рабы нечистотe; тако нынe представите уды ваша рабы правдe во святыню (Рим. гл. 6, ст. 19). Разсмотрим убо мы ликования мирская и зрeлища, составленныя из любострастных юношей; и лик, каковый составляем был Святыми пустынножителями; гдe болeе найдем приятности и услаждения?

Разсматривая, увидим толикое различие, каковое есть между Ангелами поющими на небеси; и между псами на гноищe лежащими и ворчащими. Ибо их устами вeщал Христос; а тeх языкóм дух неприязни. Там свирeльники возглашают худым гласом, и нелeпым зрeнием, при надувании ланит, и при растягивании жил. А здeсь возглашает духа благодать вмeсто свирeлей и гуслей, устами Святых. Там зритель или слушатель безмeстною похотию возжигается: а здeсь, ежели что и имeет в себe таковое душа, скоро погашает.

     Но и одeяние их мужества исполнено. Ибо ризы их устроены из простой и малоцeнной власяницы, дабы только прикрыть наготу и защититься от перемeн воздушных. А мирских игрателей и ликователей и самая одежда соблажняет зрителя. Ибо бeдный посмотрeв на них, сам в себe скажет: сии разпустные и низкаго состояния люди в толиком живут довольствии: а я свободный, и многия заслуги показав, ни во снe сего не имeю. И так сокрушившись печалию, отходит. Но взирающему на жизнь Святаго пустынника, ничего таковаго приключиться не может. Ибо воззрeв на его добровольную скудость и нищету, бeдный утeшится; а богатый уцeломудрится.

     На зрeлищах бeдный, увидeв разпустную жену богато одeтую, восплачет, что жена его ничего таковаго не имeет: а богатый и своевольный прельстившись чужою, презрит и оплюет жену свою. Отсюду все в домe превратно, и сожительница не приятна, и дeти не так любезны, вражды и брани, и живот прискорбный. Но от благочестиваго лика, каковый составляют в пустынe Праведники, пришедшаго мужа, жена приемлет, тихаго и кроткаго, и от всякия худыя мысли свободнаго, и лучше с нею начинает он жительствовать, нежели прежде. Ибо сей Святый лик раждает благое, а тот злое. Сей из волка дeлает агнцем; а тот из агнца волком.

Не токмо же Святый Подвижник тогда представляет усладительное и красное зрeлище, егда Бога воспeвает и молится; но и тогда, егда в чтении книг упражняется. Ибо по окончании молитвы и труда, иногда он берет Исаию, и с ним разглагольствует, иногда с Апостолами бесeдует, и других писания прочитывает, и разсуждает о Богe, о всем мирe, о видимых, о невидимых, о чувственных, о мысленных, о худости настоящия жизни, о величествe будущаго вeка. И питается он сею пищею изряднeйшею, не мясá животных варения предлагая, но словеса Божия, сладчайшия паче меда и сота; мед чудный, и лучший Иоаннова. Ибо мед сей не пчелы нeкия дикия по цвeтам лeтая собирают, ниже росу согрeвая в улей пущают: но благодать духа устрояет, и вмeсто сотов и ульев влагает в дýши Святых, дабы они могли ясти непрестанно, но без вреда.

     Сим пчелам и Подвижники подражая, облетают соты Святых книг, и оттуду почерпают многую сладость. И ежелиб ты узрeл и трапезу их, увидeл бы, что их и отрыгания всe суть благоприятны, и благоухания духовнаго исполнены.

Ни единаго уста их не произносят срамнаго слова, ни единаго соблазнительнаго, ни единаго жестокаго, но все неба, а не земли достойное. И так не погрeшит тот, кто уста сластолюбцев и невоздержников уподобит потокам болотным; а уста Святых иноков источникам мед источающим, и струи чистыя изливающим.

Ежели же кому противно, что я многих уста уподобил потокам болотным, тот пусть знает, что я еще с великим уменьшением сие сказал. Ибо писание не таковое употребляет подобие, но и гораздо сильнeйшее и жесточайшее: яд, говорит, аспидов под устнами их (Псал. 139, ст. 3): и гроб отверст гортань их (Псал. 5, ст. 10). Но Праведников уста не таковы; а многаго благоухания исполнены. И ежели их таково состояние есть здeсь на земли; то оное их нынeшнее небесное, какое может изъяснить слово? Какая вмeстит мысль, жребий Ангельский, блаженство, неизреченная и недовeдомая благая?

Усладились ли вы, слыша доброе Подвижников жительство? Но какая польза, егда вы житие их сами похваляете; а оному не подражаете? Здeсь чувствуете в себe огнь духовный: а изшедши отсюду, сей пламень погашаете, и увядает сие желание.

     Егда есть в тебe теплое к тому усердие, припади к сим Ангелам и зрeнием их воспали оное. Не откладывай сего на утрие; ибо откладывание есть начало лeности. Что нужнeе быти видится, как итти и погребсти отца своего? Но и сего Христос не попустил хотящему итти в слeд Его; не любовь к родителям отвергая, но предостерегая, дабы откладыванием искра благочестия не погасла. Ибо демон сильно настоит, желая в нас взойти каким либо образом: и хотя малое медление и отлагательство усмотрит, лeность причиняет. Сего ради написано: не отлагай дне от одне (Сирах. гл. 5, ст. 8). Таким образом возможешь лучшия оказать исправности; да и в домашних дeлах лучшее во всем послeдует благоустройство. Ищите бо, сказано, прежде Царствия Божия и правды Его: и сия вся приложатся вам (Матф. гл. 6, ст. 33).

Ибо ежели мы тeх и снабжаем и успокоиваем, которые свои выгоды презрeв, о наших токмо все прилагают старание: кольми паче Бог, который и кромe сего о нас печется и промышляет. Не заботься ты о своем: но представи то Богу. Ибо ежели ты печешися; яко человeк печешися: аще же Бог промышляет, промышляет яко Бог. Не пекися убо о малом, оставив бóльшее. Ибо уже Бог промышлять о том не будет. А дабы Он о тебe промышлял, ему единому всего себя предаждь. Ежели ты, оставив духовная, о тeлесном токмо заботиться будешь, малый в том успeх получишь. И так, дабы все твое шло благоустройно, и был бы ты безпечален, держися духовных, презирай житейская: впрочем возверзи на Господа печаль твою.

     Се тебe и руководитель к тому Преподобный и Богоносный Сергий. Презрeв все житейское и всего себя посвятив Богу, обманулся ли он в своем избрании? Понес ли какую трату? Лишился ли чего? Получив жребий Святых, возобладал Богом, возобладал всем, что ни есть на небеси, и на земли. Ибо кто получил наслаждение Богом, тот получил все: чего и мы да сподобимся благодатию и человeколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и держава со Отцем и со Святым Духом, во вeки вeков. Аминь.

Избрано из бесeд Святаго Иоанна Златоустаго на Матфея, из нравоучения 68.

Говорено в Троицком Соборe в Лаврe на утрени 1794 года Июля 5 дня.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

30 апреля 2024 г. (17 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.