В неделю всех Святых

СЛОВО

В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ

О ПРАЗДНОВАНИИ СВЯТЫМ.

Всяк, иже исповесть мя пред человеки,
исповем его и аз пред Отцем моим,
иже на небесех.

 Матф. гл. 10. ст. 32.

В нынешний день церковь прославляет добродетели всех Святых, которые просияли на востоке и западе и севере и юге, во градах и селах, в пустынях и в горах и в вертепах и в пропастях земных, во всякое время начав от самаго создания мира до настоящаго часа. И понеже всех их изчесть не льзя; изочту бо их и паче песка умножатся;1 для того церковь всех их празднственную память в нынешнем дне заключила, дабы те, которые соединенны были добродетелию, не раздельны были и торжеством. Почему празднуем мы ныне и древнейших Святых Праотцев и ревностных Пророков и славных Апостолов и непобедимых мучеников и честных воздержников и благочестивых Царей и трудолюбивых пастырей и справедливаго судию и вернаго воина и рачительнаго домостроителя и добросовестнаго купца и простосердечнаго земледельца и всякий праведный дух.

И хотя нынешнее Евангелие поминает только о тех, которые исповедают имя Христово пред человеки, то есть, о мучениках: но не противно будет под именем исповедников Христовых разуметь и всех тех, кои добродетелию своею прославили небеснаго Отца. Нет теперь мучеников; ибо царствует в церкве мир под покровительством благочестивых Монархов: так ужели имя Христово остается без исповедания? нет гонения; не льзя быть мучениками: так можем подражать мученикам. Для сего бо и празднуем память Святых, чтоб их воспоминание было наше наставление, о чем и беседу мою благочестию вашему предложить намерен. А для сего в помощь призываю твою, Боже! благодать: Ты недостаток слова дополни внутренним действием своим.

Обыкновенно говорим, что мы празднуем Святым для прославления их. Но сие слово требует изъяснения. Ибо Святые столь уже прославлены, что нам к славе их ничего прибавить не льзя. А в святцах только быть написанным не велико для тех, их же имена написаны в книгах животных. Также, чтоб только громогласными пениями, а не духом возносить имя Святых, не может быть много приятно Святым, которые еще на земли были живые органы Святаго Духа. Не в сем состоит празднование и прославление Святых. А состоит оно, чтоб празднуя Святым воспоминать добродетели их, а воспоминая добродетели, подражать им. Иные суть нравы святых, говорит Златоуст, иные света сего. Между светскими, которые, де, высокой чести достигли, те не очень бы хотели видеть других равных себе: понеже зависть пресекает любовь, но не так, де, между Святыми и совсем противное тому. Тогда наипаче Святые чести своея чувствуют удовольствие, когда видят, что собратия их тех же с ними благ участия сподобляются.

Так представим же мы себе пресветлый блаженный собор, и вдруг откроется нам земный рай разными добродетели цветами преиспещренный. Мы тут увидим златый цвет премудрости, цвет воздержания, цвет кротости, цвет терпения, цвет милосердия, цвет великодушия, и краснейший всех цвет любви. Ты почтишь во Аврааме страннолюбие, удивишься в Иосифе целомудрию, похвалишь в Иове терпение, прославишь в Давиде благочестие; облобызаешь в Петре к Богу усердие, возвеличишь Павлову ревность, усладишься в Златоусте словом духовныя премудрости, почудишься в женском Феклы составе мужеству, поревнуешь в Магдалине воспламененному к Богу сердцу, увенчаешь в царствующей Пульхерии мудрое о благополучии подданных попечение. Нет по истинне ни одного добраго дела, которагоб пример Бог не оставил нам в других великих мужах.

И хотя подлинно самый разум есть нам наилучшим предводителем ко всякой добродетели: но пример, не знаю как, сильнее нас к тому же побуждает. Разум представляет добродетель, что она достойна подражания; но пример приводит нас в стыд, что мы не следуем ей, которой следовали и прославились ею другие такиеж, как мы, люди. Когда нет столько просвещения, чтоб совершенно понять добродетели превосходство: так вот окружен ты примерами тех, кои бывши подобострастны тебе, возлюбили добродетель и от нее сие получили награждение, что и они вечно радуются, и имя их не умирает. Ты в самой сей час празднуешь память их. А сим действием не только достойную заслугам Святых отдаешь честь, но и воспоминаешь добродетель их: и сие воспоминание одно уже не малую пользу приносит тебе. Ибо начинать услаждаться только добродетелию, не малый уже есть степень к добродетели.

Но чтоб взойти тебе на вышший степень совершенства и истинное Святым составить торжество, построй им храм в сердце твоем, напиши добродетели их икону на душе твоей, поставь свечу нелицемерныя любви, зажги им кадило непорочныя совести, принеси елей милосердия. Не льзя не похвалить и тех, которые во имя Святых строят храмы, их подвиги на иконе изображают, и другия совершают обряды от усердия к имени Святых. Но не можно же опять сказать, чтоб в сих одних наружных действиях все должное Святым почтение состояло. Ибо естьли бы сие так было, то одни богатые были бы истинные Бога и Святых почитатели; а убогие из сего духовнаго празднования выключеныб были. Но имеем мы благаго Бога, который не отвергает и богатство непорочное, лобызает же и нищету добродетельную. Не может убогий построить храм: да может самого себя зделать приятным добродетели жилищем. Не имеет за что купить масла и свечи; да может иметь дух горящий светлым благочестия огнем. Не-за-что написать ему Святых икону, нечем обложить ее: но может ее написать в самой глубине сердца своего и украсить неувядаемыми благих дел цветами. Богатый благодетельством и щедротою к бедным пусть почитает святых; а убогий имея богатство веры, составляет Святым торжество. Сему не мешает нищета. Ибо и все почти Святые были нищи телом, да богаты духом. Найдет подлинно и богатый таких, которые богатство земное пременили на небесное: найдет же и нищий, которыя в скудости своей получили богатство вечныя радости, и потому празднование Святых есть общий христианский пир. Их исправлениями пользуемся мы, их трудами успокоиваемся, их терпением укрепляемся: их подвиги и победы; а наши венцы: слава их есть слава наша: понеже прославлять Святых ничто иное есть, как пользовать себя, подражая добродетели их: так, как на пример слава книги есть, когда я из нее просвещение почерпаю. В сем состоит истинное празднование Святым.

Но при сем скажет кто: что мы празднуем Святым и для того, чтоб их призывать в помощь и просить их о молитвенном за нас к Богу ходатайстве. Изрядное и благочестивое дело! ибо нет сумнения, что Святые желают нам всякаго добра и того же с собою блаженства. И сие их желание открыто есть всегда пред очами Божиими. Но при том и то известно, что когда призываем Святых, надобно, чтоб были добродетельны мы, или по крайней мере ревнители их добродетели, то есть, чувствовали бы отвращение к своим порокам, и раскаяние в своих беззакониях. А без сего как посмеешь, ты человек! прибегать к Святым? или ты думаешь, что Святые будут за тебя посредственниками к Богу и тогда, когда ты нераскаянный презритель вечнаго закона Божия? думаешь ли ты, чтоб Святые не отвращались того на небеси, от чего они всевозможно удалялись еще будучи на земли? нет: такое призывание не прославляет, но безчестит имя Святых. Когда призываешь Святых, не будь ненавистник святости их.

Но опять может нам кто нибудь предложить, что для того-то и призывать должно Святых, что грешны мы, и сами чрез себя к Богу не имеем дерзновения. На сие ответствовать надлежит, что грешник грешнику рознь. Кто признает себя грешником и пред Богом безответным, тот признает уже свою пред Богом повинность, следовательно тот уже на некоторой степень отступил от порока, а приближился к добродетели: а тем самим от милосердия Божия отвержен быть не может. Ибо сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.2 А ежели кто в нераскаянии злобы своея пребывает, тому, послушайте, что говорит Бог: вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши закон мой усты твоими: ты же возненавидел еси наказание.3 И по тому такой грешник как Богу есть ненавистник, так от Святых любим быть не может. Ибо не может то быть приятно Святым, что есть не приятно Богу. Радуются, по слову Христову, Ангели на небеси о грешнике, но о грешнике кающемся. Грешная душа признающая скудости свои имеет дерзновение к милосердию Божию: следовательно имеет дерзновение и ко Святым. В таком сердца нашего расположении можем мы прибегать к Святым и молитвы свои соединять с молитвами их. Но при том прежде и наипаче прибегать мы должны к самому Богу, яко всеведущему, яко всеблагому, яко предваряющему желания наша. Но не можем прибегать к Святым миновав пресвятаго Бога. Ибо Святые знают прошения наши не чрез самих себя, но открывающу им Богу, как учит благочестивая наша церковь.

А отсюду видно не только то, чем и как можем мы прославлять Святых, но видно и то, что когда прославляем мы Святых, тогда прославляем самого Бога. Ибо похваляя Святых, похваляем добродетель; а добродетель похваляя, похваляем мы Бога источника добродетели. И по тому праздники Святых суть праздники Божии. Дивен Бог во Святых своих Бог Израилев!4 Того ради должны мы всем сердцем благодарить всеблагому Богу, что он во всяком роде и во всякое время воздвиг таких мужей, которых добродетели всяк бы подражать мог. И с сим точно намерением имена их прославил он безсмертием. Многих, которых мир почитает за великих героев, слава изчезла: но смиренная добродетель громка по всем векам. Позабыли мы, кто царствовал в Египте: да целомудреннаго Иосифа не позабыли. Не велики у нас имена древних Вавилонских царей: но велики и любезны имена трех Вавилонских отроков, которые благочестия мужеством огня силу победили. Рим нас больше услаждает, когда нам поминает о Петре и Павле, нежели когда сказывает о Ромулах, о Нумах, о Тарквиниях, о Фабрициях и протчих. Жития и похвалы Святых, говорит один церковный Историк, подобны светлостию звездам: яко же бо звезды положены на небеси, но всю небесную просвещают. Они от Индиан зрятся, не сокрываются от Скифов, землю озаряют, и морю светят, и плавающих корабли управляют; их же имен хотя и не знаем множества ради, но светлой доброте их чудимся. Так и светлость Святых; хотя их тела затворены во гробах, но силы их в поднебесной земными пределами не ограничиваются. Чудимся тех житию, и удивляемся славе, еюже Бог угодившия ему прославляет.

Многие жалуются, что их гонят добродетель, и что они со всею своею доброю совестию остаются без утешения: что? ежели бы при том по смерти добродетельных имя со всем изчезало: то могу сказать, едвали бы и самые крепкие верою не поколебались, едвали бы не заговорили с оными безумными от Соломона описанными: что один случай человека и скота: как смерть того; так и смерть сего, и дух един во всех, и что излише имеет человек паче скота? ничтоже.5 Но когда сииж малодушные увидят, что добродетель по смерти не умирает, прославляется, сзывает целые соборы на хвалу свою, многие народы на удивление свое, тогда вдруг изменившись, с веселым восторгом возопиют: воззрите на все мимошедшие роды; кто верова Господеви и постыдеся?6

Благодарить убо, и паки говорю, Господу должно, что оставив он примеры Святых, столь сильно тем возбуждает нас к добродетели. Да благодарить надобно не словом, но делом. А делом благодарим, когда празднуя Святым ревнуем их исправлениям. Но так ли празднуем мы? смех праздники Христианския. Когда празднуется на пример воздержание Иоанново, тогда наши празднолюбцы утопают в вине. Когда празднуется блаженныя Девы чистота: тогда приносится богатая жертва плотским склонностям. Когда прославляем Апостольские смертные подвиги, тогда всюды гремят сдадострастныя увеселения: когда почитаем страдания мученическия, тогда домы наши наполняются ласкательными и лицемерными поздравителями. Когда празднуем носивших чрез всю жизнь терпения крест, тогда власствует роскошь, и своевольствует праздность. Ах изрядные христиане! пусть послушают, что Бог таким празднователям некогда сказал: праздников ваших ненавидит душа моя: вы мне стали в сытость: к тому не стерплю грехов ваших.7 Приятнее было Святым, когда их гнали и мучили, нежели когда таким образом празднуем память их. Ибо они муками увеселялись, а такими празднованиями оскорбляются: и то по тому, что мучения служили к славе их, а празднования такия помрачают славу их. Но отселе будем мы молить подвигоположника всех Святых Бога, чтоб с помощию его достойно празднуя Святым на земли, сподобились мы причастниками быть и Светлаго торжества на небеси. Аминь.

Сказывано в присутствии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в придворной церкве, 1765 года, Маия 29 дня.



Оглавление

Богослужения

19 июня 2019 г. (6 июня ст. ст.)

Прп. Виссариона Египетского, чудотворца (IV–V). Прп. Илариона Нового (845). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Прп. Рафаила Шейченко исп. (1957). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.).
08:00 Исповедь 2-я смена
Разрешают: архим. ИОАНН, ИЛИЯ, АЛЕКСАНДР; игум. МАНУИЛ, АНФИМ; иером. ФЕОДОР (М.), ИРАКЛИЙ, ХРИСТОФОР, ПРОКОПИЙ, ПАФНУТИЙ
Предтеченский храм
08:30  Поздняя Литургия
Успенский собор
16:45 Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).