Часть 4

< К НАЧАЛУ

 

XI.

Имянным Ея Императорскаго Величества, Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ Указом, 1738 года данным Святейшему Синоду, велено учредить при Лавре Семинарию, которая уже действительно заведена и открылась в 1742 году при государствовании блаженныя и вечной славы достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, Архимандритом Лавры Кириллом. Многие в оной обучившиеся заступили знатнейшия места в Духовенстве, и многия другия духовныя училища заимствуют от Лаврской Семинарии учителей. Сия Лаврская Семинария пред всеми в России находящимися училищами похвалиться могла тем отменным щастием, что более всех удостоена была Высочайших присутствий блаженныя и вечныя памяти достойных: Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, четырекратнаго посещения Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ АЛЕКСЕЕВНЫ, Государя Императора ПАВЛА I-го, и Государя Императора АЛЕКСАНДРА I, Которые все соблаговолили всякой раз принять ея училищныя упражнения и действия с отменным благоволением.

XII.

В 1797 году, по Всемилостивейшему Его Императорскаго Величества блаженныя памяти Государя Императора ПАВЛА I, к сей Семинарии благоволению, позади Чертогов в саду, устроена для семинаристов и братии больница и аптека, с назначением на содержание по две тысячи в год.

XIII.

Блаженныя памяти Государыня Императрица ЕЛИСАВЕТА ПЕТРОВНА пожаловала в сию Лавру весьма высокой цены служебную шапку и панагию, притом ризы на темнофиолетовом гродетуре серебром шитыя, вынизанныя жемчугом, по местам с брилиантами и другими каменьями, Арсению, Архимандриту сея Лавры. Но как, по произведении его во Архиепископа Переславскаго, сии ризы остались в Лавре без действия, то при отъезде Ея Величества в 1744 году в Киев, оныя ризы испрошены Ея Величеством и отданы вкладом в Печерскую Лавру, со Всемилостивейшим обнадеживанием сделать в Троицкую Лавру гораздо лучшия, к чему приступить Ея Величество и благоволила, но смертию в том была воспрепятствована.

XIV.

Блаженныя памяти Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА многократными посещениями удостоивала сию обитель, и жаловала отличными милостями. В 1795 году, Сентября 24 дня, на самый праздник Преподобнаго Сергия, благоволила Ея Величество прислать в Лавру богатые и драгоценные золотые сосуды, в коих золота 12 фунтов, украшенные отличными алмазами и редкими антиками, преискусно выработанные, состоящие в чаше, дискосе, звезде, двух блюдцах, и двух лжицах, и двух копиях, и для них воздухи, богатым золотым швом вышитые, с кистьми и бахрамою золотыми канительными.

XV.

Имеются в ризнице ризы, устроенныя по Высочайшему Ея Императорскаго Величества соизволению, с пожалованием на то бархату и потребной суммы в 1768 году, все низанныя искусно жемчугом, а на оплечье большой крест с крупными алмазами и с большими изумрудами, а по местам репьи с алмазамиж.

XVI.

В 1788 году устроены от некотораго благочестиваго вкладчика богатые золотые сосуды, искусною работою и во вкусе сделанные, и по местам украшенные брилиантами.

XVII.

В 1795 году устроена вновь на престол одежда, со всех сторон на златом глазете, вынизанная жемчугом и украшенная алмазами и дорогими каменьями со изображениями финифтянными златыми, с отличным вкусом и работою и великой цены стоющая. Также и на жертвенник устроена одежда, вынизанная по малиновому бархату жемчугом, и местами украшенная каменьями, отличнаго вкуса и работы.

XVIII.

В том же году устроен от благочестиваго вкладчика большой подсвещник серебренной, весом в 2 пуда, который представляет древо с ветвями, на коих ветвях седмь светильников позлащенных, и оной подсвещник поставлен пред Престолом в Троицком Соборе с Восточной стороны.

XIX.

В 1796 году устроена пребогатая плащаница, вся шитая, не только платье, но и лице; и в приличных местах вынизанная жемчугом, превосходнаго вкуса и работы.

XX.

В том же Соборе имеется зрения достойная серебреная дароносица, по редкой Восточнаго вкуса сканной работе, убранная изумрудами, лалами и брилиянтами. Есть еще дарохранительница, которая, кроме драгоценности и искусной работы, заслуживает внимание по особенной фигуре. Она сделана из золота, наподобие Сионской горницы, и украшена дорогими каменьями и эмалью; устроена же от Преосвященнаго Митрополита Платона. Сия дарохранительница поставлена над царскими вратами. Другие зрения по богатству и искусной работе достойные вклады Великих Князей и Великих Княгинь, Государей, Царей и Цариц, Князей и Боляр, и прочих благочестия рачителей, сей обители усердствовавших исчислить за множеством их неудобно.

XXI.

В 1810 году в Троицком Соборе в олтаре над Престолом устроен отличной работы и искусства балдахин или сень серебреная кованая гладкая и местами золоченная, о четырех круглых столбах, с прекрасно-сделанными виноградными серебреными и позлащенными ветвиями и кистями, весом серебра 6 пуд, 29 фунтов, 87 золотников, золота 3 фунта, 40 золотников.

XXII.

В том же году в Троицкой Собор вышиты золотом и серебром и разными шелками две хоругви, на оба лица в отменном вкусе.

XXIII.

В 1813 году в Троицкой Собор прекрасно сооружен хорос Греческий, или паникадило круглое серебреное гладкое из двух круглых карнизов, кои украшены шандалами и отлично написанными образами, весом серебра 4 пуда, 37 фунтов, 64 золотника, золота 2 фунта.

XXIV.

В 1814 году в Лавре над всею городовою стеною крыша покрыта листовым черным железом. Cие устроено Лаврским иждивением.

XXV.

В 1815 году для Келарскаго пруда вновь устроена с большим укреплением из белаго камня, кирпичей и железных связей плотина монастырским иждивением.

XXVI.

В том же году месяца Октября 1 дня, на место Cеминарии по Высочайшему Имянному Указу, открыта Московская Духовная Академия.

XXVII.

В 1744 году, Июня 8 дня, Имянным Ея Императорскаго Величества Указом, блаженныя и вечной памяти достойныя Государыни Императрицы ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, данным Святейшему Синоду, велено сей Монастырь именовать Лаврою, хотя он и прежде уже в печатных книгах и от Святейшаго Синода именован был Лаврою, как-то сие видеть можно в грамотах, данных от Святейшаго Синода. Тем же Указом повелено по требованию Лавры монашествующих отвсюду отпускать, из каких бы ни было Епархий, также и из Киевопечерской Лавры, кого именно, или сколько числом Лавра потребует.

XXVIII.

Не можно оставить и сего без примечания, что все бывшие Российские Великие Князья и Цари, начиная от Димитрия Иоанновича Донскаго, каждый год посещали обитель или на Троицын день, или на память Преподобнаго Сергия, а иногда и в оба те дни, естьли только войною, или другими чрезвычайными случаями удерживаемы не были. Часто же совершали сие путешествие пешеходно.

XXIX.

В 1771 году, когда по Божиим судьбам царствующий град, Москва, и другие грады и места посещены были смертоносною язвою: тогда и состоящее при Лавре селение многих жителей от тоя язвы лишилося. Но во обители, хотя она и отверзта была всем приходящим, не токмо монашествующие и семинаристы, коих было более 200 человек, ни чем невредны сохранились: но и из служителей обители, вне ея живших и домы свои не особенно, но вкупе с прочими от язвы умершими, или умирающими имевших, ни к единому та смертоносная язва не прикоснулась.

XXX.

В 1812 году, когда надменный повелитель Франции, с огнем и мечем вторгшись в любезное наше Отечество, опустошил многие веси и грады и самый первопрестольный град, Москву, и захватив алчными руками своими Дмитров и Богородск, простер оныя далее к обители Преподобнаго Сергия и Никона; тогда помянув Бог древния милости Своя к обители сей, молитвами Святых Угодников Своих, сохранил ее от всегубительнаго огня и меча, и из градов Дмитрова и Богородска внезапу обратил в бегство нечестивыя полчища Наполеона.

XXXI.

Не должно же предать забвению, что Лавра удостоила в недра свои принять и хранить благочестивыя останки многих знаменитых особ. В ней кроме тех, о коих выше в своих местах объявлено, погребены: Епископ Смоленский Михаил, в 6910 году, Моисей Архиепископ Рязанский, Архиепископы Вологодские: Иоасаф, Алексий и Варлаам, Архиепископ Ростовский Никандр. Еще в Лавре же погребен Феодосий Митрополит Московский и всея России, и хотя гроба его в Лавре никакого знака не осталося; но о сем точно поминается в Летописце, печатанном в Синодальной Типографии в 1784 году, на странице 286, в 6984 году. Также премногие во обители сей из знаменитых родов погребены, яко то: Князей Одоевских, Князей Трубецких, Князей Голицыных, Пронских, Басмановых, Желябужских, Булгаковых, Волынских, Салтыковых, Воротынских, Нагих, Князей Горбатых, Глинских, Князей Бахтеяровых, Приимковых и Буйносовых, Ростовских, Кашиных, Оболенских, Плещеевых, Бутурлиных, Шубиных, Князей Хворостиных, Шуйских, Скопиных, Татевых, Годуновых, Князей Пожарских, Князей Гагиных, Князей Елецких, Клубуковых, Дмитриевых, Зачесломских, Скрыпицыных, Курцовых, Бутеневых, Загрязских, Дуровых, Елизаровых, Холмских, Князей Ряполоских, Князей Куракиных, Телятевских, Соловцовых, Писемских, Князей Щербатовых, Сукиных, Полтевых, Собакиных, Милославских, Булатниковых, Ляпуновых, Ржевских, Князей Мещерских, Князей Мосальских, Новосильцовых, Князей Шаховских, Пушкиных, Головкиных, Головиных, Опочининых, Военачальник Шеин, и других премногих, их же имена в книзе животней.

Таким образом обитель сия, приосеняемая свыше благословением Божиим, и покровительствуемая милостию и благоволением Российских Государей, благополучно сохраняется и процветает днесь молитвами Преподобных Отец Сергия и Никона Игуменов, Радонежских Чудотворцев.

ОПИСАНИЕ ВИФАНИИ.

В трех верстах от Троицкия Сергиевы Лавры состоит монастырь, именуемый Вифания, который особенным своим иждивением в 1783 году устроил Преосвященный Митрополит и помянутыя Лавры Архимандрит Платон, для успокоения своея старости, и для погребания успшей о Господе братии Сергиевы Лавры. Он стоит на высоком месте, окружен горами и чистыми рощами: однако с большой дороги Троицкой, не доежжая к Лавре, весь виден, во всей своей красоте. При нем, с Западной стороны находится большой пруд, удерживаемый каменною плотиною. Пруд сей делится на три залива. Чрез него протекает речька Кончура, впадая в недальнем разстоянии от монастыря в речьку Торгошу, которая также не далеко от Вифании, с Северной и Восточной сторон обтекает оную.

Ныне сей Монастырь именуется Спасо-Вифанским училищным Монастырем. Когда Его Императорское Величество, в Бозе почивающий Государь Император ПАВЕЛ I, благоволил в 1797 году, Апреля 24 дня, посетить из Лавры Вифанию; то по возвращении своем в Москву, Имянным Всемилостивейшим Указом повелел быть ей второклассным штатным монастырем, и при нем завести Семинарию, на устроение которой Высочайше ассигновано суммы 3000 рублей, да на содержание в оной 100 человек семинаристов, по 4000 рублей в год; а с 1807 года, по Высочайшему ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА Указу, производилось на Семинарию по 8000 рублей в год. В 1814 году вошла она в штат Семинарий, по новому образованию.

После сей важной перемены монастырь главным своим хозяином гораздо в лучшее приведен устройство. Ныне в сем монастыре следующия строения: – каменная ограда с четырьмя башнями, из коих две покрыты белым железом. Над святыми вратами поставлена колокольня с часами. Посреди монастыря устроена церковь, которая как извне, так и во внутренности, отменной от других обыкновенных церквей фигуры. При входе в оную представится глазам гора Фаворская. На сей горе устроен храм, во имя ПреображенияГосподня. По сторонам, где быть крылосам, сделаны две сени: а от оных кругом всей церкви хоры, на столбах, подведенных под мрамор. Посреди церкви повешено вызолоченное большое изрядной фигуры резное паникадило. – Внизу – в горе, пещерообразно устроен храм, во имя Лазарева Воскресения. К олтарю онаго примыкается ризница, в коей, судя по недавнему заведению монастыря, весьма довольно различных вещей. На левой стороне входа в сию церковь Лазареву в особой, яко пещере, положен деревянный гроб Преподобнаго Сергия, тот самый, из коего взяты мощи его нетленными. Богомольцы имеют к сему гробу особую веру. Стены верхняго храма и трапезы росписаны исторически. – Кровля церковная покрыта белым железом.

Покои Начальниковы стоят прямо на полдень, выстроены в два этажа: нижний каменный, а верхний деревянный. В оных покоях находится домовая церковь с наименованием храма Духа Святаго, древней фигуры. В ней вместо иконостаса поставлены царские двери, и по сторонам оных два на стекле писанные образа. Олтарь от церкви разделяется небольшим балюстрадом; и большою, во всю церковь, завесою, на которой, по сторонам дверей, нашиты два, искусно золотом шитые образа. – Из оной дверь в залу и покои. Оные покои покрыты белым железом.

Извне покоев, на монастыре, под окном кабинета оных, поставлен монумент, под кровлею белым железом покрытою, с приличными надписьми, в память посещения и трапезования в сей обители покойнаго Государя ПАВЛА I, со всею Высочайшею фамилиею, и Всемилостивейшаго ея преобразования во второкласный монастырь.

По сторонам Св. ворот и колокольни устроены для братии флигели, в два этажа; нижний каменный, а верхний деревянный. – А на другой стороне монастыря, на Север, устроены келлии: для Настоятеля и Казначея, также в два этажа: нижний каменный, а верхний деревянный; в нижнем для братии устроены службы. – За оными покоями и за церковью погребается Троицкая Лаврская и Вифанская братия. На другой стороне близ кладбища находится каменной конюшенный с жилыми покоями двор, к оному примыкается беседка и сад.

Ежели сия младая обитель, по описанию своему покажется несовершенно великолепною: но может она пред всеми другими свободно хвалиться тем, что удостоена она посещения двух своих Великих Монархов: ПАВЛА I и АЛЕКСАНДРА I, с ИХ Высочайшею Фамилиею.

Вне монастыря, с Восточной и Западной сторон, устроены для служителей две слободки. Близ монастыря, с подъезда к оному, на левой стороне богадельня и изрядной домик деревянные. А на правой стороне Семинария; оная выстроена на 66 саженях квадратом, в два этажа, каменная, наподобие монастыря, с четырьмя башнями. Стоит она на высоком и крутом берегу пруда.

Внизу под Авдиториею устроена и изрядно расположена библиотека, в которой до двух тысячь книг.

Семинария начата строиться 1797 года, а всем строением окончана в 1800 году, и в том же году, Августа 6 дня торжественно при многолюдном собрании открыта, и введено в оную на первый случай семинаристов 75 человек, чему есть особое печатное описание.

В 1801 году, Сентября 25 дня, как Спасо-Вифанская обитель, так и сия Семинария удостоилась Высочайшаго ЕГО ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА, Всемилостивейшаго Государя ИМПЕРАТОРА, вечной памяти достойнаго АЛЕКСАНДРА I с Высочайшею Его Фамилиею посещения.

КРАТКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАХРИЩСКАГО МОНАСТЫРЯ.

Махрищский монастырь состоит Владимирскаго наместничества, в Александровском уезде, в разстоянии от Лавры на Восток в 30-ти верстах, а в десяти верстах от Александрова, окруженный со всех сторон полями и лесом; стоит он на берегу малой реки, именуемой Махрища, от которой и монастырь название свое получил, и которая под самым монастырем впадает в реку Молочку.

Основатель онаго монастыря был Преподобный Стефан, Махрищский Чудотворец, современник Преподобному Сергию. Он родом был из Киева; постригся в монашество в Печерской Лавре. И понеже тогда в Киеве от Папистов людям Греческаго исповедания были чинимы гонения, то избегая того Преподобный Стефан пришел в Москву и предстал Великому Князю Иоанну Иоанновичу, который приняв его благосклонно, возлюбил его и часто с ним беседовал. Избегая же шума градскаго, Преподобный испросил дозволение у Великаго Князя, построить монастырь в какой-нибудь пустыне. Почему, приняв от него довольная, яже на потребу строения монастыря, вышел из Москвы, и проходя многия места, достиг наконец места, называемаго Махрище. Признав оное для обители способным, поселился на оном, и поставил сперва одну келлию деревянную. И как Преподобный Стефан был муж жития благочестиваго, по которому учинился он известен в России; то многие иноки, слышав о имени его, начали приходить к нему на сожительство. Таким образом, собрав братии немалое число, Преподобный построил церковь во имя Живоначальныя Троицы, и потом монастырь четвероугольный, трапезу и келлии братии, все деревянныя. А потом, рукоположенный от Московскаго Митрополита Феогноста во пресвитера, стал Игуменом своего монастыря. Великий Князь Димитрий Иоанновичь пожаловал тому монастырю многия урочища, как-то, озера и реки для пропитания монашествующим. По смерти Преподобнаго Стефана, по прошествии уже многих лет, монастырь со всем строением сгорел, а последовавшие Настоятели, мало имея о нем попечения, привели его совсем в запустение.

Но во время государствования Царя и Великаго Князя Иоанна Васильевича стал Игуменом того монастыря Варлаам, который в 1570 году посвящен во Епископа в Суздаль, муж ревностнейший и рачительнейший. При его игуменстве построена во оном монастыре церковь каменная Живоначальныя Троицы, по Указу Царя Иоанна Васильевича, царскою его казною, на которое строение пожаловано было денег 200 рублей, также от других доброхотных дателей подаянием и его Игумена собственным вкладом. Оная церковь освящена была в 1551 году, на которое освящение Царица и Великая Княгиня Анастасия Романовна пожаловала прислала индитию, воздухи и покров бархатныя и другие вклады.

В 1807 году, по причине ветхостей, оная церковь разобрана, а вместо ея, на том же месте, тщанием и по большей части иждивением Преосвященнаго Митрополита Платона, вновь устроена церковь каменная, во имя Живоначальныя Троицы, овальной фигуры, подобная сооруженной в Спасо-Вифанском монастыре, которая и освящена 1808 года, Августа 23 дня им же Преосвященным Митрополитом. В сем новом храме, вместо горы, по каменному своду сделаны лестницы; на верху онаго поставлен храм Живоначальныя Троицы с иконостасом, вызолоченным по полименту червонным золотом, в коем царския двери сделаны зеркальныя, умножающия красоту и приятность вида: в низу же под оным устроен храм Святаго Иоанна Златоустаго. От верхняго храма кругом всей церкви сделаны хоры на столбах, выкрашенных под мрамор. Вся церковь внутри росписана исторически; кровля на ней покрыта железом.

При вышеписанной церкве имеется еще церковь каменнаяж, построенная над гробом Преподобнаго Стефана, во имя Преподобнаго, с трапезою и колокольня, которая, равно как иконостасы в церквах и другия украшения церковныя, построены подаянием от доброхотных дателей, но когда именно, записок не отыскано.

Махрищской монастырь со времени основания своего пребывал сам собою, имея своих Игуменов, располагал вотчинами по своему благоусмотрению. Но как во время смятений, воспоследовавших в Москве по смерти Димитрия самозванца, оный монастырь от Литвы и Российских мятежников был разграблен и раззорен; то Царь и Великий Князь Михаил Феодоровичь повелел оный монастырь строить и ведать Троицкия Лавры Архимандриту Дионисию и Келарю старцу Аврамию Палицыну, или кто иные по них будут Троицкие Архимандриты и Келари. Почему для правления монастыря с того времени посылались от Троицкия Лавры Строители. В 1764 году сей монастырь, из всех бывших приписных к Лавре, один оставлен при Лавре, по состоянии штатов. В 1768 и 69 годах вся деревянная ограда, настоятельския и братския кельи построены вновь тщанием Преосвященнаго Митрополита Платона. А в 1791 и 92 годах на вратах к Востоку устроена каменная немалая церковь во имя Преподобнаго Сергия, покрытая железом, ограда вся и с башнями сделана каменная. В 1806 году на вратах к Северу сооружена церковь каменная во имя Святых Апостол Петра и Павла. В 1808 году для жительства братии и служб устроены два корпуса каменные, и для содержания братии учинено особое положение. Какия же знатнейшия в оном монастыре были произшествия, кроме сего, что Царь и Великий Князь Иоанн Васильевичь неоднократно посещал сию обитель, записок не отыскано.

СПИСОК

Игуменам и Архимандритам Троицкаго Сергиева Монастыря, которые после которых были, и колико лет в Игуменстве и Архимандрии находились.

       ИГУМЕНЫ:

1. Преподобный и Богоносный отец наш Игумен Сергий Чудотворец жил на Игуменстве 48 лет.

2. Преподобный Игумен Никон Чудотворец жил на Игуменстве 37 лет.

3. Преподобный Игумен Савва, иже Сторожевский, жил на Игуменстве 4 лета, и погребен в Саввине монастыре.

4. Игумен Зиновий был на Игуменстве 5 лет.

5. Игумен Геннадий Саматов жил на Игуменстве 2 года.

6. Игумен Досифей, из Звенигорода, жил на Игуменстве год.

7. Игумен Мартиан жил на Игуменстве 15 лет.

8. Игумен Вассиан Рыло жил на Игуменстве 10 лет, и поставлен в Ростов в Архиепископы.

9. Игумен Спиридон жил на Игуменстве 12 лет.

10. Игумен Авраамий жил на Игуменстве 5 лет.

11. Игумен Паисий жил на Игуменстве 2 года.

12. Игумен Иоаким жил на Игуменстве год.

13. Игумен Макарий жил на Игуменстве 5 лет.

14. Игумен Афанасий Сук жил на Игуменстве 2 года.

15. Игумен Симон жил на Игуменстве 5 лет, и поставлен в Митрополиты царствующему граду Москве и всей России.

16. Игумен Серапион жил на Игуменстве 10 лет, и поставлен в Архиепископы в великий Нов-град в лето 7014, Генваря в 15 день; а погребен в Троицком Сергиеве монастыре.

17. Игумен Досифей жил на Игуменстве год и пол-недели.

18. Игумен Памва Мошнин жил на Игуменстве 8 лет.

19. Игумен Иаков Кашин жил на Игуменстве 5 лет и 6 месяцев.

20. Игумен Порфирий жил на Игуменстве 4 года.

21. Игумен Арсений жил на Игуменстве пол-четверта года неполные.

22. Игумен Александр жил на Игуменстве пол-шеста года.

23. Игумен Иоасаф Скрыпицын жил на Игуменстве 10 лет без 11 недель.

24. Игумен Порфирий жил на Игуменстве 2 года.

25. Игумен Алексий жил на Игуменств 2 года, и поставлен во Архиепископы в Ростов.

26. Игумен Порфирий жил на Игуменстве 5 недель.

27. Игумен Никандр жил на Игуменстве 2 года и 13 недель, и поставлен во Архиепископы в Ростов.

28. Игумен Иона Щелепин жил на Игуменстве 3 лета и 30 недель.

29. Игумен Серапион Курцов жил на Игуменстве 2 лета и пол-месяца, и поставлен во Архиепископы в Нов-град.

30. Игумен Артемий пустынник жил на Игуменстве пол-сема месяца.

31. Игумен Гурий Лужецкой жил на Игуменстве 2 лета без 10 недель, и поставлен во Архиепископа в Рязань.

32. Игумен Иларион Кириловец жил на Игуменстве 8 месяцев и 2 недели.

33. Игумен Иоасаф Черной жил на Игуменстве пол-шеста лета.

Всего Игуменства было 219 лет, 33 недели и 3 дни.

АРХИМАНДРИТЫ:

1. Игумен Елевферий жил на Игуменстве год без 4 недель, и поставлен бысть первый Архимандрит Сергиеву монастырю в лето 7069, Генваря в 6 день Митрополитом Макарием.

2. Архимандрит Меркурий, Дмитровец, жил во Архимандритах 4 лета без 5 недель.

3. Архимандрит Кирилл жил во Архимандритах 2 лета.

4. Архимандрит Памва жил во Архимандритах 25 недель.

5. Архимандрит Феодосий Вятка жил во Архимандритах 2 лета и 4 месяца.

6. Архимандрит Памва жил во Архимандритах 3 лета.

7. Архимандрит Варлаам жил во Архимандритах 2 лета и 3 месяца.

8. Архимандрит Иона жил во Архимандритах пол-осьма года.

9. Архимандрит Митрофан жил во Архимандритах пол-четверта года.

10. Архимандрит Киприан, Балахонец, был во Архимандритах пол-шеста года.

11. Лета 7102 Архимандрит Кирилл взят в Нове-граде из Антониева монастыря, был во Архимандритах 11 лет.

12. Архимандрит Иоасаф взят из Пафнутьева монастыря, был во Архимандритах 5 лет неполные.

13. Лета 7118, Июня в 29 день Архимандрит Дионисий Ржеветин взят от Пречистыя Богородицы из монастыря из Старицы града, был во Архимандритах 23 лета и 3 месяца.

14. Лета 7141, Июня в 29 день Архимандрит Нектарий Вявлетин взят от Николы Чудотворца с Песноши, был во Архимандритах 8 лет и месяц.

15. Лета 7148-го, Августа в 1 день Архимандрит Адриан Новогородец взят от Пречистыя Богородицы с Толги, был во Архимандритах 15 лет и 7 месяцов.

16. Лета 7164-го Архимандрит Иоасаф Новоторжец взят из Владимира Рожественскаго монастыря, был во Архимандритах 10 лет и 9 месяцов, и в 7175 году поставлен в Патриархи в Москве Вселенскими Патриархами, Паисием и Макарием.

17. В том же 7175 году на его место взят из Великаго Нова-града Юрьева монастыря Архимандрит Феодосий, постриженник Троицкаго Сергиева монастыря, был в Архимандритах 7 лет и 3 месяца.

18. В 7181 году, Сентября в 1 день взят из Владимира Рожественскаго монастыря Архимандрит Викентий, постриженник Рождественскаго монастыря, был во Архимандритах 19 лет и 8 месяцов и съехал на обещание, и тамо погребен.

19. В 7202 году, месяца Маия во 2 день взят из Москвы Высоко-Петровскаго монастыря Архимандрит Иов, постриженник Сергиева монастыря, был во Архимандритах 3 года и месяц един, и поставлен в Митрополиты в великий Нов-град.

20. В 7205 году, Июня 6 дня взят из Москвы Знаменскаго монастыря Архимандрит Евфимий, постриженник Сергиева монастыря, был во Архимандритах 3 года и 6 месяцов.

21. 7209 году, Генваря в 6 день взят из Москвы Архимандрит Иларион, был во Архимандритах 2 года и 3 месяца, и поставлен в Митрополиты на Крутицы.

22. 7211, Ноября во 2 день взят из великаго Нова-града Юрьева монастыря Архимандрит Сильвестр, был во Архимандритах 3 года и 10 месяцов и 2 недели, и поставлен в Митрополиты в Нижний Нов-град.

23. 7217 году, Сентября в 14 день взят из Москвы Высоко-Петровскаго монастыря Архимандрит Иоасаф, был в Архимандритах 2 года, 2 месяца и 2 дни.

24. 7219 посвящен во Архимандриты тогож Сергиева монастыря Келарь Георгий Дашков месяца Апреля 15 дня, был во Архимандритах 7 лет и 3 месяца, и по Указу Великаго Государя посвящен во Епископы в Ростов в Санктпетербурге на Котлине острове 1718 году, Июля в 13 день.

25. 7226 году, Ноемврия в 7 день, взят из Ярославля Спаскаго монастыря Архимандрит Тихон Писарев, был во Архимандритах 3 года.

26. 7229 году, Марта 24 дня взят с Костромы Ипатскаго монастыря Архимандрит Гавриил, из Малороссиян, был 4 лета и 10 месяцов, и посвящен на Рязань во Епископы.

27. Архимандрит Варлаам, Великороссиянин, взят из Переславля Залесскаго Данилова монастыря в 1796 году, Ноября в 13 день, и в 1737 году, быв Ея Императорскаго Величества Государыни Императрицы АННЫ ИОАННОВНЫ духовником, умре; был Архимандритом 11 лет, 3 недели и 2 дни, погребен в Троицкой Ново-Сергиевской пустыне, которая от Санктпетербурга разстоянием в 20 верстах, Июля 28 дня.

28. Архимандрит Арсений Воронов, Великороссиянин, из Вологодскаго Прилуцкаго монастыря Архимандритов, определен в Келаря 1737 году, Марта 8 дня, а в том же году, Октября 19 дня определен в Лавру Архимандритом, но отказался 1738, Октября 18 и от Келарской должности уволен, и в Лавре умре.

29. Архимандрит Амвросий, из Малороссиян, взят из Киева из Архимандритов из Михайловскаго монастыря 1739 года, Генваря 3 дня, и посвящен в Чернигов 1742 году Сентября 28 дня во Епископы.

30. Архимандрит Кирилл из Киева, умре в Троицкой Лавре из Архимандритов Заиконоспаскаго монастыря и Ректоров в 1742 году, Сентября 11 дня, а умер в 1743 году.

31. Арсений Архиепископ Переславский и Дмитровский и Свято-Троицкия Сергиевы Лавры Архимандрит, из Малороссиян, определен из учителей Академии в 1744 году, Генваря 29 дня, а в том же году Июля 25 дня Переславским Архиепископом учинен и Архимандритом в Лавре по прежнему; а в 1752 году, Маия 30 дня уволен на обещание в Черниговской Новгородской монастырь, а потом сделан Митрополитом Киевским, где и умер.

32. Архимандрит Афанасий, из Малороссиян, прежде в Лавре был Келарем, а в 1758 году, Апреля 21 дня определен во Епископа в Тверь, а потом переведен в Ростов, где и умре.

33. Архимандрит Гедеон, из Казани, быв придворным Проповедником и великим Архимандритом, определен в Лавру в 1758 году, Апреля 21 дня; в Епископа посвящен во Псков 1761 году, Октября 8 дня, тамо и умре.

34. Архимандрит Лаврентий, Белорусец, определен 1761 году, Октября 8 дня, а умре в Лавре 1766 году, Генваря 20 дня.

35. Архимандрит Платон, бывый при Его Императорском Величестве, Благоверном Государе, Цесаревиче и Великом Князе ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ Богословии учителем, из Великороссиян; посвящен во Архимандрита 1766 года, Июля 16 дня, в Петергофе. В 1770 году, Октября 10 дня посвящен во Архиепископа в Тверь и оставлен Архимандритом Лавры по прежнему. В 1775 году, Генваря 21 дня переведен в Москву, а в 1787 году, Июня 29 дня пожалован Митрополитом Московским, и Архимандритом Лавры по прежнемуж, умре 1812 года, Ноября 11 дня и погребен в Вифании.

36. Архимандрит Августин, по Высочайшему Имянному Указу из Викариев Московских, Епископов Дмитровских, пожалован Архиепископом Дмитровским управляющим Московскою Митрополиею и Архимандритом Лавры, с наименованием Членом Святейшаго Правительствующаго Синода в 1814 году, Августа 30 дня; скончался 1819 года, Марта 3 дня и по завещанию его погребен в Лавре в Успенском Соборе.

37. Архимандрит Серафим, Святейшаго Синода Член, по Высочайшему Имянному Указу из Тверских Архиепископов пожалован Митрополитом Московским и Коломенским и Лавры Архимандритом 1819 года, Марта 31 дня: а в 1821 году, в 23 день Июня месяца переведен на Епархии Новгородскую и Санктпетербургскую.

38. Архимандрит Филарет Святейшаго Синода Член, по Высочайшему Указу из Архиепископов Ярославской Епархии переведен на кафедру Московскую и Коломенскую и Лавры Ахимандритом наименован 1821 года, Июля в 3 день, а в 1826 году, Августа 22 пожалован Митрополитом Московским и Коломенским и Архимандритом Лавры по прежнемуж.



Оглавление

Богослужения

24 апреля 2024 г. (11 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.