Краткий указатель содержания слов и речей (А-Я).

I.

КРАТКИЙ УКАЗАТЕЛЬ СОДЕРЖАНИЯ СЛОВ И РЕЧЕЙ.

А.

 Наставление из жизни святителя Алексия
IV, 480–487.
 Наставление из жизни пр. Алексия, человека Божия
V, 332–334.
 О бытии Ангелов, и действовании их на человеков
II, 24–30.
 Об отношениях между Ангелами, видимым миром и человеками
IV, 208–212.
 Чему научает нас изречение Апостола о брани Архангела Михаила с диаволом
II, 287–294.

Б.

 О бдении
V, 324–328.
 Необходимость покаяния и молитвы с верою во время общественных бедствий
III, 153–156.
 Должно славить Бога и в бедствиях
III, 302–307.
 О бедствиях общественных
IV, 508–511.
 О безкорыстии
III, 392–396.
 О безмолвии
IV, 313–317.
 О безсмертии души и о воскресении мертвых
II, 206–212.
 О спасительном благовествовании
III, 396–402.
 Благовещение о спасении, возвещенное еще в раю, не исполнялось дотоле, доколе Провидение не изъискало и не уготовило Благословенную в женах, которая могла принять Божественное посещение и соделаться Материю Господа
IV, 440–446.
 О Благодарности к Богу
IV, 228–235.
 О благодати и о мире, как предметах желания
II, 1–8.
 О пребывании благодати Божией в Церкви до скончания века
III, 286–292.
 О Благодати
 
 
 О принятии благодати Божией не вотще
IV, 255–261.
 Твердость в вере и благочестии есть и всегда была первым основанием и единственным залогом благоденствия общественнаго
I, 117–121.
 Надежду на Бога непременно должно в основание положить, если хотят созидать благополучие прочно и безопасно
III, 463–470.
 Всякое основание, всякое средство радости, или благополучия в жизни, тогда только твердо и надежно, когда оно полагается пред Господом
III, 418–423.
 Учение о благословении
III, 230–236.
 О том, что благотворением верно приобретается благословение Божие
III, 59–65.
 О благотворении. Обязанности приемлющих благотворение
IV, 522–526.
 О благотворении
V, 44–47.
 О благотворении из любви
V, 110–114.
 О делах благотворения
V, 309–313.
 О благочестии, как основании прочнаго благоденствия
III, 265–272.
 Неправда гордых побеждается благочестием
V, 319–323.
 О близости к Богу
I, 221–229.
 Объяснение притчи о блудном сыне
V, 355–360.
 Наставления, какия внушает Евангельская притча о богатом
III, 160–165.
 Что значит богатеть в Бога.
III, 298–302.
 Пример Богоматери при кресте Христовом научает нас вере, совершенной преданности в волю Божию и отрешению от земных привязанностей
IV, 407–412.
 О чем должно молиться при открытии больницы
IV, 459–461.
 Больным нужны не только врач, но и священно- служитель, не только врачевства, но и молитвы и таинства
V, 433–437.
 Как в болезнях, так вообще в несчастиях, никакия средства и пособия недостаточны без Религии
III, 237–243.
 Причина губительной болезни в зле греха и нравственном небрежении, и в Промысле и суде Творца природы
V, 273–278.

В.

 Великий Бог творит величие тем, которые во смирении чувствуют и признают себя немощными и малыми в самих себе
III, 382–386.
Чин Церковнаго венчания Царскаго что означает и чему научает
V, 423–426.
 О прикосновении верою
I, 73–79.
 Бог дает вере и добродетели мир и долгоденствие в залог безсмертия и блаженства
I, 151–157.
 Одна вера приводит нас к Богу
I, 289–293.
 О прикосновении веры ко Христу
II, 201–206.
 О вере и верности в малом
IV, 18–23.
 О благотворном и могущественном действии веры
IV, 101–106.
 Слово Евангельское и Апостольское проповедует и заповедует не только веру каждому порознь, но и всем в совокупности общение и соединение веры
IV, 131–137.
 Надобно себя располагать и бдительно наблюдать за расположением духа, чтобы мы пребывали в вере постоянно и непрерывно
IV, 555–562.
 Только владеющий верою в Иисуса Христа Сына Божия может сделаться победителем мира
V, 47–52.
 О вере и верности Царю Христу
V, 71–75.
 О вере и обетах
V, 411–414.
 О верности ко Христу
V, 216–220.
 О верности Царю
IV, 504–508.
 Изъяснение изречения о блаженстве не видевших и верующих
III, 23–29.
 Что такое взыскание погибших
V, 535–539.
 Основание могущества и власти, Царской есть могущество и власть Божия
IV, 550–555.
 О сердечном внимании к глаголам Божиим и к делам провидения Божия
IV, 627–633.
 Как воздавать Божие Богу
V, 178–182.
 Какое бы знамение могло нас удостоверить в нашем приближении ко Христу, в истине нашего возрождения
I, 183–189.
 О том, что в Вознесении Господнем есть образ будущаго пришествия Христова
II, 161–168.
 О Вознесении Господнем
V, 253–259.
 Наставление воинам
IV, 270–272.
 Высота призвания и обязанности воинов
V, 12–14.
 
 Напутствие воинам
 
 
 Помощь Божия в войне приобретается благочестием и молитвою
V, 15–20.
 Для успеха в войне нужно быть верным Христу жизнию и делами
V, 232–235.
 Должно не пропускать благовременности сделать что нибудь по воле Божией во славу имени Божия
III, 408–417.
 Всегда спасительная воля Божия ждет человеческой воли, долженствующей принять спасение
V, 121–125.
 О искании Бога и о покорении нашей воли воле Божией ы
IV, 608–611.
 О славе Божией в воплощении Сына Божия
II, 35–41.
 О воплощении Сына Божия
V, 402–404.
 О потребности воплощения Сына Божия
III, 337–346.
 О благотворных действиях Воскресения Христова
II, 71–75.
 Воскресение Христово, и вера в сие Воскресение отверзает заключенный ум человеческий к истинному разумению высоких и спасительных предметов знания
II, 188–195.
 Радость Воскресения Христова
II, 263–270.
 О том, что Воскресение Христово утверждает веру, надежду и любовь
III, 20–23.
 Утверждение веры в Воскресение Христово есть дело великой важности для христианства и христианина
V, 206–210.
 Что есть воскресение первое
II, 394–400.
 Путь к видению Христа воскресшаго
IV, 297–301.
 О власти воскресшаго Спасителя
V, 486–490.
 О радости, которую подает воскресшая Матерь Божия
V, 163–166.
 О воспитании
V, 472–476.
 См. еще: дети

Г.

 О гласе вопиющаго в пустыни
I, 55–65.
 Утешение и поучение при гробе
V, 278–281.
 Необходимый союз греха со смертию; преимущество состояния благодатнаго
I, 9–15.

Д.

 О благодатных дарованиях Духа Святым Божиим
V, 284–288.
 О девстве и целомудрии
IV, 23–29.
 Как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному
V, 85–89.
 О спасительном делании
IV, 412–421.
 О благословенном рождении детей
III, 96–102.
 О воспитании детей
III, 346–352.
 Должно словом и делом руководствовать детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову
V, 249–253.
 О детях и родителях
V, 270–273.
 О главных предметах деятельнаго учения спасительной благодати
II, 111–118.
 О поощрении друг друга к добру
IV, 181–186.
 Как можем мы участвовать в распространении света истины и добра
IV, 273–277.
 Только на добродетели основанное благополучие благонадежно и прочно
III, 132–138.
 Должно направлять нашу деятельность не самолюбием и своекорыстием, а доброжелательством и любовию к ближним
V, 442–446.
 Домостроительство Божие
II, 422–426.
 Величие дома Божия
I, 128–133.
 О славе и благолепии дома Божия
I, 145–150.
 О чем должно заботиться при радости о совершении дома Господня
II, 379–386.
 См. еще: Храм Божий.
 О дарах Святаго Духа
I, 1–9.
 О исполнении Духом
I, 65–73.
 Душа Христианская, по вечному праву принадлежащая Царю Царей, да приведется к Нему повиновением, любовию и верностию
I, 204–212.

Е.

 О единоверии
V, 374–379.
 О едином на потребу
I, 277–280.
 Знаменование священнодействий Епископскаго посвящения
IV, 226–228.
 Мысль о Божественном посланничестве Господа нашего Иисуса Христа, как первоначальном образе восприемлемаго Епископом служения, должна быть всегдашним напутствием в прохождении онаго
II, 171–174.
 
 Наставление новорукоположенному Епископу
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Епископ есть Ангел Церкви
V, 52–53.
 Обязанности Епископа
V, 431–432.

Ж.

 Един Христос может утолить жажду души
V, 166–171.
 Доблестная жена
V, 192–195.
 О жертвах духовных
III, 225–230.
 О должной от нас Богу жертве
IV, 248–254.
 О жертве Христианина
II, 88–94.
 Надобно пробуждать себя от сномечтательной жизни чувственной к истинной жизни духовной
V, 1–5.
 О житейском попечении, как препятствии благодатному Божию посещению
II, 387–393.
 Житейское попечение препятствует человеку благоугождать Богу, и приобретать благодать Его, или сохранять приобретенную
IV, 363–370.
 О нашем житии на небесех
III, 243–247.

З.

 О важности соблюдения заповедей
IV, 334–339.
 Как достигнуть того, чтобы дела земныя и мирския не препятствовали делу духовному и небесному
V, 85–89.
 Должно побеждать зло добром
III, 253–257.
 О наставлении Апостола: ты убо злопостражди яко добр воин Иисус Христов
IV, 308–313.

И.

 О благом иге Христовом
III, 102–108.
 О именах Христианских
II, 401–406.
 Наречение имен
V, 59–62.
 Избавившимся от опасности нужна предосторожность на будущее
III, 171–174.
 Моисеево отречение от избрания
II, 248–253.
 Об осмотрительности при избрании в должности общественныя
III, 313–317.
 О нелицеприятии при избрании
V, 188–192.
 О искании Бога и о покорении нашей воли воле Божией
IV, 608–611.
 О пути к блаженству чрез искушение
I, 241–249.
 Учение об искушениях
III, 273–278.
 О соединении истины с милостию
III, 403–408.
 О истине
V, 293–300.

К.

 Изъяснение изречения Спасителя: воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови
IV, 527–531.
 О клятве
 
 
Из созерцания крестной смерти Спасителя почерпается и сладкое утешение и спасительное сокрушение
I, 169–175.
 О крестном ходе
III, 139–144.
 Знаменование и учение дня крестопоклоннаго
III, 325–330.
 О кресте
I, 31–39.

Л.

 О лицемерии
III, 367–371.
 О ловитве Христове
V, 80–84.
 О любви к миру
I, 80–89.
 О любви Божией, явленной во Христе распятом
I, 89–98.
 О любви ко врагам
I, 285–289.
 О любви к Богу и ко Христу, как преимущественной Христианской обязанности
II, 102–110.
 О Христианской любви
IV, 168–173.

М.

 О манне сокровенной
III, 363–367.
 Поучительныя черты из жизни Св. Марии Магдалины
V, 313–319.
 Как достигла Мария Магдалина первенства в видении Господа воскресшаго и в проповедании Воскресения Его
V, 459–463.
 Данная Иисус Христом мера малаго и великаго
II, 299–305.
 О милосердии
 
 
 О милосердии к бедным
IV, 591–597.
 О милосердии
V, 183–187.
 О милостыни
V, 236–240.
 О соединении истины с милостию
III, 403–408.
 Отчего нет мира на земле
V, 232–235.
 Как пользоваться миром
V, 364–368.
 Об оставлении мира для Бога
III, 118–122.
 В какия особенныя помышления и расположения должен вводить нас образ Гефсиманскаго многострадальнаго моления Иисус Христова
IV, 395–401.
 Молитва заключеннаго в темнице
IV, 283–284.
 Молитва на седмисотлетие Москвы
IV, 478–480.
 Молитва и возглашения в день воспоминания тясящелетия России
V, 550–551.
 Молитва при освящении древней плащаницы
V, 564.
 О молитве Господней
I, 21–30.
 О силе и действии молитвы
I, 99–107.
 Об обязанности, видах, порядке и цели молитвы
II, 127–134.
 О молитве духом и умом
III, 122–128.
 Необходимость молитвы во время общественных бедствий
III, 149–152.
 О взаимной молитве
III, 451–456.
 О молитве преимущественно Церковной
IV, 114–119.
 О молитве во имя Господа Иисуса
IV, 262–267.
 О молитве с должным приготовлением
IV, 351–358.
 О молитве Церковной
IV, 462–467.
 О преимуществе и потребности молитвы Церковной
V, 136–140.
 О молитве
V, 407–410.
 О молчании
II, 148–156.
 О духе монашества
II, 118–125.
 О нетлении св. мощей
II, 15–23.
 Чем опаснее и пагубнее злоупотребление мудрости, тем величественнее и славнее участь того, кто, стяжав сие сокровище, умеет и обладать им
I, 164–169.
 Смиренная мудрость и мудрое смирение Пресв. Девы Марии
II, 368–373.
 О свойствах истинной мудрости
IV, 581–587.
 Какое сродство между мученичеством и мудростию
V, 115–120.
 Черты духовной мудрости
V, 557–560.
 О наставлении Апостола: горняя мудрствуйте
II, 195–200.
 Мужество есть обязанность и добродетель не только воинствующих, но и не воинствующих
V, 259–264.
 Как достиг оправдания мытарь, как не достиг фарисей
V, 66–71.

Н.

О нищете (телесной) О нищете (телесной)
 О небесной награде
III, 30–35.
 О надежде
III, 424–428.
 Надежду на Бога непременно должно в основание положить, если хотят созидать благополучие прочно и безопасно
III, 463–470.
 О благоговейном воспоминании наставников наших
IV, 48–52.
 О повиновении наставникам
V, 244–249.
 О истинном насыщении
I, 281–285.
 Не смотреть на видимое, а смотреть на невидимое – в сем заключается сильное средство против печали, для добродетели, для блаженства
III, 52–58.
 Против невоздержания
III, 71–77.
 Изъяснение наставления Апостола: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне
III, 13–19.
 Учение о нестяжании
V, 226–231.
 О нищете духовной
II, 156–161.
 О нищете (телесной)
II, 134–141.

О.

 Знамение благословения Божия над обителью
V, 507–511.
 Происхождение Церковнаго обычая и чина священных обновлений. Какое благо должен принести нам праздник обновления
IV, 68–73.
 Как можно и должно воздавать Образу Господню подобающую честь и славу
V, 338–341.
 О вере и обетах
V, 411–414.
 Обязанности к Богу и к Царю одне другим не противоречат; и те и другия вместе исполнять можно и должно
III, 201–206.
 Против роскоши в одежде и убранстве
I, 107–113.
 Об освящении дня Господня
V, 53–59.
 Основание Божие
III, 8–13.
 Ужас состояния отверженных
I, 294–299.
 Ответ на речь Архимандр. при наречении его во Еписк.
 
 
 
 Что есть Отроча Иисус для нас человеков
II, 294–298.

П.

 О памятовании о Боге
V, 158–163.
 Происхождение и значение общественных памятников
III, 128–131.
 Об отношениях между пастырями и пасомыми
II, 42–49.
 Свойство вечной Пасхи
I, 140–144.
 О Евангельском чтении дня Св. Пасхи
IV, 243–248.
 Черты Церковнаго тайноводства дня Пасхи
IV, 385–389.
 Указанием на происходившее в первоначальный день Пасхи Христовой подается наставление нам, что может и должно быть во дни возобновляемой торжеством Пасхи Христовой
V, 370–374
 Печальное пред Церковию размышление и слово о Царе почившем
III, 1–8.
 Образ печали спасительной
III, 156–159.
 Несмотреть на видимое, а смотреть на невидимое – в сем заключается сильное средство против печали, для добродетели, для блаженства
III, 52–58.
 О плаче Евангельском
II, 306–311.
 Беседа из притчи о плевелах
II, 234–240.
 О плодах духовных
II, 271–276.
 О плотоугодии
V, 144–149.
 Должно связать плоть духом
III, 386–392.
 Благодарение Богу за победы, и наставление, как пользоваться миром
V, 364–368.
 Душа Христианская, по вечному праву принадлежащая Царю Царей, да приведется к Нему повиновением, любовию и верностию
I, 204–212.
 О повиновении Царю и всякому начальству
III, 445–450.
 О повиновении власти
IV, 30–36.
 О подражании Святым
IV, 187–192.
 О познании Иисуса Христа
IV, 492–498.
 О покаянии
III, 318–324.
 О неприкосновенности Помазанных
II, 9–15.
 О послушании
IV, 235–243.
 О послушании Христу – Сыну Божию
IV, 401–406.
 О последовании Христу, самоотвержении и кресте
II, 50–55.
 О посте
IV, 377–384.
 Что значит постыдиться Сына человеческаго и словес Его, и как можно впасть в сие преступление
II, 142–148.
 О плотских похотях
IV, 389–395.
 Всеобщий закон почтения, которым все и каждый обязаны всем и каждому
IV, 421–426.
 О правде
 
 
 О блаженстве алчущих правды
II, 347–354.
 Изъяснение изречения: правда возвышает язык: умаляют же племена греси
III, 40–45.
 Об обрядах Недели Православия
V, 398–402.
 О правосудии
I, 250–257.
 Дух и сила празднования в честь первоверховных Апостолов
II, 212–219.
 Как праздновать праздник, и так ли, как должно мы празднуем
IV, 284–291.
 Учение о преданиях
IV, 95–100.
 О преданиях
V, 300–304.
 О преданности воле Божией
II, 64–70.
 О премудрости
V, 62–66.
 Почему преставление Богоматери не было облечено чудесностию и славою
 III, 428–432.
 Вооззрение на преставление Богоматери очами Святых
IV, 562–566.
 Речь при открытии акта о престолонаследии
II, 254–255.
 Божие благодеяние потомственнаго унаследования на престоле
IV, 268–270.
 О приближении к Богу
I, 197–203.
 О приближении дел к Богу
V, 154–158.
 Кто преимущественно успевает в деятельной любви ко Христу, тот преимущественно приближается к Нему и делается преимущественно способным к созерцанию Его
V, 459–463.
 Приветствие и наставление Академии
V, 561–564.
 Писменныя приветствия Государю Императору
 
 
 Писменное приветствие Государю Наследнику
V, 569.
 Приветствие Ярославской пастве
I, 266–267.
 О приготовлении нашем для Бога
III, 144–149.
 О силе Божественнаго призвания и о послушании оному
IV, 8–12.
 Побуждения к призрению малых
II, 168–171.
 О прикосновении ко Христу
V, 200–206.
 Как можно нам прийдти ко Христу и научиться от Него
V, 455–459.
 Против пристрастия к земным вещам
III, 174–181.
 Божие присутствие святое и освящающее
IV, 212–225.
 Об ожадании пришествия Христова
II, 95–101.
 О причащении
IV, 36–41.
 О Промысле
V, 305–309.
 О просвещении от Господа
IV, 61–68.
 Учение о прощении согрешающим
IV, 56–61.
 О прославлении Бога по прекращении бедствия
IV, 587–591.
 О назначении человека прославлять Бога и возвещать Его добродетели
IV, 571–576.
 О пророчестве Исаии, и о именах Еммануил и Иисус
II, 175–180.
 Изъяснение пророчества и таинства дня Входа Господня в Иерусалим
II, 181–188.
 О пророчестве: отныне ублажат Мя вси роди
IV, 82–88.
 Изображение пути приведения души к Богу
II, 417–421.
 Пути Господни милостивы и истинны
III, 165–171.
 Указание пути ко спасению
IV, 619–627.
 О пути Божии
V, 25–29.
 О слезном пути к блаженству
V, 196–200.
 Черты добраго пустынножителя
II, 342–347.
 Образ духовнаго любителя пустыни
IV, 193–199.
 Значение празднования пятидесятилетия службы
V, 404–406.

Р.

 О святой радости
III, 83–89.
 О благочестивом размышлении
V, 149–153.
 Разсматривание Божественных действий при исцелении разслабленнаго должно подать нетленную пищу духу, а разсмотрение различных суждений о сих действиях может составить предохранительное врачевство против суждений дерзновенных и ложных, и потому вредных
IV, 302–307.
 Какое великое дело и для кого с кончиною Распятаго окончилось
I, 121–127.
 Что значит распять плоть со страстьми и похотьми, и почему сие нужно, и как сие может быть исполнено
IV, 487–492.
 О ревности
II, 82–88.
 
 Речь пред мощами Преп. Сергия
 
 
 
 Речи Государю Императору.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Речи Государыне Императрице.
 
 
 
 
 
 Речи Государю Наследнику.
 
 
 
 
 
 Речи Государыне Цесаревне.
 
 
 Речи Лицам Царствующаго Дома.
 
 
 
 
 Речь Славянам.
V, 573–574.
О почитании родителей
III, 109–114.
  О новом рождении свыше
IV, 345–351.
 Чему научают нас обстоятельства Рождества Христова
I, 16–20..
О радости Рождества Христова
III, 308–313.

С.

 О дивном самоумалении великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
III, 65–70.
 Сведения, мысли и наставления, которыя заключаются в словах Пресвятыя Девы: вина не имут
III, 476–480.
 Что такое свидетельство Божие
II, 311–316.
 О свободе
V, 126–132.
 О святости, как об обязанности всех и каждаго
IV, 518–522.
 О приближении к Святыне
V, 76–80.
 О вере в общение со Святыми
IV, 603–607.
 О почитании Святых
V, 33–38.
 О подражании Святым
V, 437–441.
 О важности священно-таинственных учреждений
IV, 88–94.
О важности доблестей семейственых
IV, 74–78.
 О семени святом
V, 6–10.
 Наставление сердобольным вдовам
V, 281–284.
 Об очищении сердца
III, 45–49.
 Господь с сильным крепостию (Суд. VI, 12), избирая его и наставляя, искушая и сохраняя, возвышая и венчая, даруя и вземля от мира
I, 40–54.
 Утешение в скорби
III, 36–40.
 Во всякой скорби должно прибегать к Богу с молитвою
III, 89–96.
 Тайна бед и скорбей земных
III, 258–265.
 О скорбях на пути в царствие Божие
IV, 42–47.
 Правильная мысль о скорбях на пути к царствию Божию должна служить не к ослаблению, но к утверждению душ
IV, 555–562.
 
 О славе внутренней
 
 
 О том, что дела служения страждущему человечеству должны быть одушевляемы любовию к Богу и ближним
II, 30–35.
 О служении Богу
III, 456–462.
 Слушать должно с осторожностию
V, 446–450.
 Смерть есть переход к жизни вечной, в которой получится воздаяние за дела жизни временной
I, 158–163.
 О смерти
II, 273–281.
 О памятовании о смерти
IV, 339–344.
 Должно помышлять о смерти и гробе
V, 89–94.
Для чего Христос и Церковь называют смерть
сном
V, 132–136.
 О смирении
IV, 541–545.
 Бог смиряет и усовершает мудрование благочестивых, приводя благия их намерения к исполнению не теми путями, которыя предначертал самомудрствующий человеческий разум
IV, 79–81.
 О смущениях
III, 77–83.
 О смехе мира и о плаче Евангельском
II, 306–311.
 О соблазнах
IV, 126–130.
 Наставление из слов Спасителя: се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет
IV, 537–540.
 О поучении в слове Христовом
IV, 146–152.
 О слове правды
V, 450–455.
 О сокровенной жизни
III, 193–200.
 О неповинном страдании
 
 
 Должно принимать сердцем страдания и смерть нашего Спасителя
I, 213–221.
 О страхе Божием
 
 
 О суде Святых
II, 219–226.
 Где искать суда
II, 256–259.
 Качества десных предстоятелей суда Христова
IV, 434–440.
 О судьбах Вечнаго во времени
IV, 546–550.
 Судьбы Божии в устроении обители
V, 328–332.
 Судьбы Божии часто для нас непонятны, но всегда правы и благи
V, 334–337.
 Судьбы Божии в устроении мест Богопочтения
V, 494–500.

Т.

 О необходимости постоянства и терпения для достижения вечнаго спасения
III, 331–336.
 О терпении
V, 99–105.
 Что значит терпети о Господе
II, 322–327.
 О необходимости для нас и о спасительной благотворности трапезы Господней
IV, 291–297.
 О трудолюбии
IV, 532–537.

У.

 О уготовлении души в обитель Господу
IV, 106–111.
 В делах христианской любви к узникам побуждение для них возвышать дух свой из под тяжести бедствий
IV, 278–283.
 О упокоении труждающихся и обремененных
II, 227–233.
 О благочестивом усердии
III, 186–192.
 Изъяснение обычая погребать усопших при Церкви
III, 181–186.
 О молитве за усопших
III, 207–214.
 О поминовении усопших
V, 351–354.
 Многоразличная премудрость в иконном изображении успения Пресв. Богородицы
IV, 453–458.
 Жизнь и успение Матери Божией научают нас приготовлению к жизни загробной
V, 20–25.
 О наставлении Апостола: не мнози учители бывайте
II, 361–367.
 Непризванные учители
IV, 370–377.

Х.

 Должно хвалить Бога за дела, людьми совершаемыя
I, 237–240.
 Об освящении нашего храма невидимаго
I, 175–182.
 Присутствие славы Божией во храме Божием
I, 257–265.
 Великое внимание потребно на то, чтобы пользоваться храмом Божиим и не повреждать его
II, 75–81.
 Усердие ко храму
II, 328–335.
 Храм Божий есть дом Божий и дом молитвы
II, 412–416.
 Храм, как средство и пособие освящения
III, 215–220.
 Храм потребен и больным и здоровым
III, 248–253.
 Как начало храма есть благодать, так и концем его должно быть распространение благодати в человеках
III, 376–381.
 Храм есть дом Бога
III, 471–476.
 Должно пользоваться освященным храмом для собственнаго нашего освящения
IV, 1–8.
 О великой и многоразличной благодати Божией во храме
IV, 12–18.
 Как спасительно пользоваться святым храмом
IV, 137–143.
 О славе храма первой и последней
IV, 153–162.
 Св. Христианский храм есть повторенная, возобновленная, размноженная Апостольская горница сошествия Св. Духа
IV, 162–168.
 Сколько близость храма Божия страшна, по неприкосновенной святости Живущаго в нем: столько же должна быть и вожделенна, по щедроподательной благодати Живущаго в нем
IV, 318–322.
 Какое благо приобрели мы, когда приобрели освященный храм Божий
IV, 427–433.
 Каким образом Христианин есть храм Божий. – Для чего созидаем и освящаем рукотворенные храмы Божии
IV, 512–517.
 Учение о храме
IV, 567–571.
 Иметь храм Божий близ себя, в своем доме – приятная и вожделенная мысль, когда подумать о благодати храма Божия, но и устрашающая мысль, когда подумать о святости Живущаго в нем
IV, 613–616.
 Каждый из нас имеет в себе одушевленный храм Божий, который может и должен возобновить при помощи благодати Божией
V, 29–33.
 Как пользоваться храмом
V, 95–98.
 Освящение храма в доме, который можно назвать воинским станом, имеет ли в себе черты от древности держимаго предания и чему научает
V, 140–144.
 Надобно прилежно внимать умом храму, как жилищу истины Божией, благодати Божией, как дому молитвы
V, 175–177.
 О благодати, которую открывает нам Господь в св. храме Своем
V, 220–224.
 Преследуемые днями зол чем усерднее будут прибегать во храм, тем вернее найдут утешение, благодать и мир
V, 240–244.
 Нерадостное прошедшее в сравнении с радостным настоящим Преображенскаго Богаделеннаго дома по освящении в нем храма
V, 288–292.
 О поминовении усопших, о усердии ко храму и о хождении во храм
V, 350–354.
 Желание быть ближе к храму
V, 393–398.
 Храм Божий нужен не только для живых, но и для умерших
V, 427–431.
 О благоговении ко храму
V, 467–470.
 Судьбы Божии над храмами Божиими чему нас научают
V, 477–481.
 О принятии не вотще благодати Божией, освятившей храм и чрез него даруемой
V, 503–506.
 О благоговении ко храму
V, 516–519.
 См. еще: дом Божий.

Ц.

 О Царстве не от мира сего
I, 134–139.
 Учение о искании Царствия Божия
II, 281–287.
 Проповеданное Иисус Христом Евангелие Царствия имело два предмета: во первых, возвестить приближение Царствия небеснаго; во вторых, побудить к покаянию
II, 317–322.
 Есть и должны быть люди, которые встречаются с Царствием Божиим ближе гроба
III, 372–376.
 О нашем направлении к Царствию Божию
V, 419–423.
 В людях, которых уста глаголют суету, которых десница есть десница неправды, есть великая опасность для царства
IV, 576–581.
 Высшее начало царствования сокрыто в Боге
V, 38–44.
 Сила Божия и спасение Божие есть твердейшее основание и чистейший источник царственной радости
I, 190–197.
 Изъяснение пророчества о царях кормителях Сиона
V, 211–216.
 От царя весьма много зависит не только тихое и безмолвное житие, но и житие во всяком благочестии и чистоте
V, 379–384.
 Суд и правда составляют дар Божий преимущественно благопотребный царю и царству
V, 388–393.
 Твердое созидание Церкви Христовы
II, 406–412.
 О пребывании благодати Божией в Церкви до скончания века
III, 286–292.
 Против нерадения о Церкви Божией
IV, 200–207.
 Учение о непоколебимости Церкви, и о единой главе Церкви – Христе
IV, 322–330.
 О единстве Церкви
V, 171–175.
 Благодатные дары, в общении с Православною Церковию обретаемые
V, 414–418.

Ч.

 Учение о первом человеке – перстном и втором человеке – Господе с небесе
V, 482–485.
 О человеколюбии
II, 355–360.
 В деле человеколюбия заключается семя благословения
III, 220–224.
 О человеколюбии в отношении к болящим
III, 293–297.
 Древность и важность подвига человеколюбия, необходимость постоянства и терпения в нем
V, 361–364.
 Каждый истинно верующий должен быть истинно человеколюбивым
IV, 119–125.
 О честолюбии
II, 56–63.
 О чудесах
II, 240–247.

Богослужения

20 августа 2019 г. (7 августа ст. ст.)

Попразднство Преображения Господня. Обре́тение мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского (1832). Прмч. Дометия Персянина и двух учеников его (363). Прп. Антония Оптинского (1865). Прп. Пимена Многоболезненного, Печерского, в Ближних пещерах (1110). Прп. Пимена, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIII–XIV). Прп. Меркурия Печерского, еп. Смоленского, в Ближних пещерах (1239). Мчч. Марина и Астерия (260). Прп. Ора (ок. 390). Прмц. Потамии чудотворицы. Прп. Феодосия Нового (IX–X). Свт. Иерофея Венгерского (X). Св. Стефана I, короля Венгрии (1038). Прп. Феодоры Сихловской (начало XVIII) (Румын.). Сщмчч. Александра Хотовицкого, Петра Токарева, Михаила Плышевского, Иоанна Воронца, Димитрия Миловидова и Алексия Воробьева пресвитеров, Елисея Штольдера диакона и прмч. Афанасия Егорова (1937); сщмч. Василия Аменицкого пресвитера (1938).
05:30  Братский молебен у мощей преподобного Сергия, утренние молитвы и полунощница
Троицкий собор
06:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: игум. ИЛАРИОН, ФИЛИПП, ДОРОФЕЙ, НИКАНДР; иером. ГАВРИИЛ, ИППОЛИТ, ВАДИМ, ВАЛЕНТИН, АРИСТАРХ, СЕРАФИМ, СПИРИДОН
Предтеченский храм
06:00 Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).