ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей

Церковные правила и традиции, запрещающие пребывание в обителях лиц другого пола и детей

Церковь имеет свои основные законы, которыми должны руководствоваться и епископы, и клирики, и миряне; иначе будут разрушаться основы духовной жизни, упадет дисциплина и воцарится хаос. И епископы и клирики перед хиротонией дают клятвенное обещание свято соблюдать священные каноны. К сожалению, с конца XVII века в Русской Церкви в силу политических обстоятельств чувства соборности и верности канонам стали постепенно изгоняться из сознания народа и заменяться слепой покорностью начальству1. В результате Московский Патриархат постепенно превратился в Ведомство православного исповедания, подчиненное министру Двойного министерства2. Это имело печальные последствия в истории и дает о себе знать и в наше время. Многие забыли об обязательности и необходимости соблюдения канонов и, вместо них, стали руководствоваться различными мирскими соображениями, как будто не было совсем церковных Соборов и святоотеческих творений. Что удобно в той или иной ситуации, что более соответствует интересам правительства, то и полагается в основу церковной жизни.

Один из вопросов, которому уделялось значительное внимание на Соборах и в творениях святых отцов, – это пребывание в монастырях лиц другого пола и детей. В Элладской, Кипрской и других Церквах строго запрещается женщинам входить в мужские, а мужчинам в женские монастыри3. Для Русской Церкви данная проблема сейчас актуальна, и представляется целесообразным рассмотреть церковные правила, касающиеся этой темы. Обобщая различные источники, можно сделать следующие выводы.

Со времени появления организованного монашеского жития (с начала IV века) возникали и женские монастыри. Сестра святителя Антония Великого основала первый девичий монастырь; сестра преподобного Пахомия Великого, игумения Мария, управляла одной его женской киновией (общежитием); сестра святителя Василия Великого, монахиня Макрина, руководствовалась его правилами для женских монастырей. Женские киновии, широко распространившиеся и на Западе, устраивались обычно вдали от мужских. Но иногда появлялись двойные монастыри (dipla' monasthvria), где могли жить неподалеку друг от друга мужчины и женщины. Возможно, они возникали в тех случаях, когда удалялись из мира люди близкие между собою, например брат и сестра, муж и жена, желавшие иногда видеть друг друга, и когда женщины, за отсутствием всякой другой защиты в пустынных местах, старались держаться вблизи мужских монастырей. Однако уже со времени святого Юстиниана Великого (527–565) начинается борьба церковного законодательства с двойными монастырями и всякое соседство монахов и монахинь строго запрещается4.

Монастырские уставы в одинаковой степени распространяются и на мужские и на женские обители, независимо от содержания канонического определения. Для непреткновенного стяжания евангельского совершенства (что является целью монашеского жития) вместе с подвижничеством необходимо всеми возможными способами уклоняться от соблазнов. Уже самые первые монастыри (преподобного Пахомия Великого) ограждались стеной, чтобы как можно меньше сталкиваться с миром. Как в мужских, так и в женских обителях очень рано появляются правила, ограничивающие вход или пребывание внутри монастырской ограды посторонних лиц, поскольку сакраментальное, таинственное духовное делание возможно только в уединении. Внутри монастыря выделяется особая территория, предназначенная только для братии, а гостиницы для паломников строятся обязательно вне стен обители.

В мужском монастыре запрещается вход или пребывание любой женщины (замужней или незамужней, мирянки или монахини), независимо от возраста. Нарушающим этот запрет грозит отлучение, а игумену и вместе с ним начальствующим полагается епитимия5. Такое запрещение является общим, начиная от простого случая входа для посещения родственников монахов, или молитвы в храме в праздничный день, или совершение панихиды о почивших сродниках мужчинах, погребенных внутри монастыря. Не позволяется даже погребать женщин на территории мужского монастыря. В некоторых монастырях иногда делаются исключения, например всем разрешается присутствовать на богослужении в воскресный или другой праздничный день.

На Святую Гору Афон издревле запрещалось приезжать женщинам, а впоследствии и рабочий скот стали завозить туда только мужского пола.

Монастырские правила строго запрещают вход в обитель юного отрока, не имеющего бороды, даже если он является сыном, братом или другим родственником кому-либо из монахов. Строгие канонические прещения и наказания предписываются приведшему его, а также начальствующим в монастыре, если они знали о приходе отрока и не поспешили предотвратить его приход. Это запрещение общее, распространяющееся на любой случай введения за монастырскую ограду безбородого отрока, с целью обучения или исполнения каких-либо работ. Для отроков, желающих монашествовать, устанавливаются особые условия пребывания в монастыре. Еще со времени преподобного Пахомия Великого (с начала IV века) при монастырях устраивались школы для детей, но учащихся держали отдельно от монастырской братии, в особом корпусе-школе за оградой монастыря, под строгим наблюдением опытнейшего в духовной жизни старца.

Подобные правила имеются и для женских обителей. Запрещается входить и оставаться на ночлег внутри монастыря любому мужчине (женатому или неженатому, мирянину или монаху), независимо от его возраста, а также погребать мужчин в ограде монастыря. Исключения делаются в следующих случаях: 1) посещение один или два раза в год близкими родственниками; 2) посещение врачом столько времени, сколько необходимо для лечения; 3) пребывание священника для совершения литургии и других Таинств. Обычно иерей, старец преклонного возраста, останавливается в домике вблизи монастырских ворот; 4) посещение местным епископом для выполнения канонических пастырских обязанностей; 5) посещение мужчин для производства некоторых работ, которые не под силу монахиням по естественным причинам, например строительные и связанные с ними работы, погребение и тому подобное; 6) посещение мужчинами богослужения в праздничные дни.

Ниже приводятся некоторые цитаты на данную тему из авторитетных источников.

Правило 18-е VII Вселенского Собора

Безпреткновени бывайте и внешним, глаголет божественный апостол (1 Кор. 10, 32). Но пребывание жен в епископиях, или в монастырях, есть вина всякого соблазна. Сего ради, аще усмотрено будет, что кто-либо имеет рабу, или свободную в епископии, или в монастыре, поручая ей какое-либо служение, да подлежит таковый епитимии: закосневающий же в том, да будет извержен. Аще и случится женам быти в загородных домах, и восхощет епископ, или игумен путь творити тамо: то в присутствии епископа или игумена отнюдь никакого служения да не исправляет в то время жена: но да пребудет особо на ином месте, доколе последует отшествие епископа, или игумена, да не будет нарекания6.

Толкование Зонары: И третье правило Перваго Собора и пятое Шестаго ведут речь о сожительствующих женщинах. И это правило запрещает в епископии, или в мужском монастыре жить женщине, и повелевает подвергать епитимии того, кто держит для какого либо дела женщин в епископии, или в монастыре; а если не изгонит их, то посвященных лиц подвергает и извержению. Но правило хочет, чтобы и в загородные домы, где есть в услужении женщины, епископ или игумен приходили не иначе, как если оне удалятся в другое место, пока не возвратятся оттуда епископ, или игумен. Должно прочитать еще 19-е правило Анкирского Собора.

Толкование Аристина: Женщинам не должно пребывать в епископиях, или в монастырях. Итак, если кто дерзнет на это, да подвергнется епитимии, а если упорствует, да будет извержен. Но и там, где проходит мимо епископ, или игумен, ни одна женщина не должна служить и являться, но должна удаляться в особое место до отбытия.

Мы должны быть «безпреткновени… и внешним», по слову божественнаго Апостола (1 Кор. 10, 32); и поэтому женщинам не должно жить в епископиях, или мужских монастырях; но дерзнувшаго иметь в епископии, или в монастыре для какого либо служения рабу, или свободную, отцы постановляют подвергать епитимии; а того, кто не изгоняет их и после наказания чрез епитимию, но позволяет им и еще оставаться в епископии, или в монастыре, определяют извергать. Если же епископ, или игумен отправится в загородный дом епископии, или монастыря, и случайно тут будут женщины, то оне не должны служить, пока епископ, или игумен пребывают там, но должны быть до отбытия их отдельно в другом месте, да не будет нарекания7.

Святитель Никодим, епископ Далматинско-Истрийский в толковании на это правило говорит, что поскольку «причиною всякого сомнения бывает то, если в епископиях и монастырях живут епископы и монахи вместе с женщинами, правило определяет, что этого не должно быть, а если кто-либо дерзнет это сделать, да подвергнется каноническому наказанию, и если будет упорствовать, да будет извержен... Далее, не только в епископиях и монастырях не смеют быть ни под каким видом никакия женщины, но правило запрещает епископам и монахам встречаться с женщинами и тогда, когда во время путешествия остановятся где-либо в доме (за городом) в окрестности епископии или монастыря, и определяет, что в присутствии епископа или игумена (и вообще монахов) ни одна женщина не должна служить, но должна удаляться из дома, пока они не отбудут, а потребную службу пусть исполняют мужчины...»8.

Правило 20-е VII Вселенского Собора

Определяем не быти отныне монастырям двойным, потому что сие бывает соблазном и преткновением для многих. Аще же восхотят некие со сродниками отрещися от мира, и монашескому житию последовати, то мужам отходити в мужеский монастырь, а женам входити в женский монастырь: ибо сим благоугождается Бог. А обретающиеся доныне двойные монастыри, да будут управляемы по правилу святаго отца нашего Василия, и по заповеди его, законополагающей тако: да не живут во едином монастыре монахи и монахини: потому что соводворение дает посредство к прелюбодеянию. Да не имеет дерзновения монах с монахинею, или монахиня с монахом беседовати наедине. Да не спит монах в женском монастыре, и да не яст монахиня вместе с монахом наедине. И когда вещи потребныя для жизни, со стороны мужеской приносятся к монахиням: за вратами оныя да приемлет женскаго монастыря игумениа с некоею старою монахинею. Аще же случится, что монах пожелает видети некую родственницу: то в присутствии игумении с нею да беседует, не многими и краткими словами, и вскоре от нея да отходит9.

Толкование Зонары: Это правило запрещает двойные монастыри. Но не вместе пребывали монахини с монахами в таких монастырях, а жили весьма близко друг от друга, так что обе стороны слышали друг друга. Итак Собор не дозволяет этому быть, так как это возбуждает страстные помыслы, или даже и самыя страсти, и делается соблазном для многих, когда видят, что женщины почти вместе живут с мущинами, по причине крайней близости жилищ тех и других. А если некоторые, говорит собор, захотят отречься от мира со сродниками, то мужи пусть отходят в мужской монастырь, а жены – в женский; ибо так благоугождается Бог, то есть, таким образом благоугодно послужат Богу, живя отдельно и в удалении друг от друга, так что ни друг друга ни возбуждают к страстной жизни, ни для других не бывают соблазном. А все существующие уже двойные монастыри пусть, говорит собор, остаются и пусть управляются по заповеди и уставу Василия Великаго и пусть не живут в едином монастыре монахи и монахини; – а жить здесь значит не то, чтобы вместе есть; но совместное друг с другом пребывание и обращение. И не должны монах и монахиня иметь такого дерзновения друг к другу, чтобы сходиться, когда захотят, и беседовать друг с другом; ни спать не должен монах в женском монастыре, ни вкушать пищу наедине с монахинею; но хотя бы нужно было доставить им из мужскаго монастыря необходимое для жизни, монахи не должны входить внутрь женскаго монастыря, но пришедши к двери должны ожидать вне; а предстоятельница вместе со старицами монахинями должна подойти к двери и принять принесенное. Если монах желает увидеть даже свою сродницу, то пусть видится с нею в присутствии игуменьи и ведет беседу в немногих словах, чтобы скорее удалиться10.

Правило 47-е VI Вселенского Собора

Ни жена в мужеском монастыре, ни муж в женском да не спит. Ибо верные должны быти чужды всякаго преткновения и соблазна, и благоучреждати жизнь свою сообразно с благоприличием и благоприступанием ко Господу (1 Кор. 7, 35). Аще же кто сие учинит, клирик ли, или мирянин: да будет отлучен11.

Из ответов Московского Стоглавого Собора 1551 г.

Глава 49. О святых честных монастырех о том соборный ответ по священным правилом:

А по келиам бы архимандриты и игумены, и строители, и соборные старци, и вся братиа молодых робят голоусых однолично не держали. А которому старцу невозможно будет без служащего быти немощи ради или старости, и архимандриты, и игумены бы посылали к тем старцом братию на службу, единаго или дву, или человека мирскаго в совершенном возрасту, имущаго браду, а голоусых бы робят отнудь в манастырех по келиам не держали и в келии бы приходити к собе не велели12.

А жонкам и девкам по келиам не ходити и в келии их не пускати. А у которых попов или у диаконов, или у чернецов увидят или вымут жонку или девку в келие, и тем попом и диаконом изверженым быти от священства по священным правилом, а простым чернецом отлученным быти от всякиа святыни по тем же священным правилом.

А робятом молодым по келиам не жити и по селом с архимандриты и с игумены, и з старцы не ездити13.

О том же от царьскаго написаниа. Что робят молодых по келиам не держати, тако же и жонкам и девкам по келиам не ходити никоторыми делы, кроме церковнаго молениа с верою прибегающим по обещанию с мужем или з братом, или с сыном помолитися, и потом из церкви за манастырь исходят. А служебники бы были во всяких службах старци, а слугы бы были монастырскые женаты, а иные – как произволят сверстные, аще хранят чистоту телесную, а жили бы поодаль монастыря. А чернеци бы к ним из монастыря в домы не приходили никоторые ради потребы, а жонки бы и молодые отроки, и девки отнюдь никако же никоторыми дела в монастырь ни входили ни с каким послужением, а входили бы слуги, сверстные и женатые, во время о всяких потребах и о всяких службах монастырьскых, что им повелят и куды их пошлют, они по тому и творят. А архимандриты бы и игумены ни в котором монастыре без соборных старцов и без келаря, и без казначеа ничем не властовалися14.

Глава 82. Ответ о том, что впредь чернецом и черницам в одном манастыре не жити:

Да на том же соборе прежде нас отцы по священным правилом уложили, что в одном манастыре черньцом и черницам не жити. И мы ныне по тем же священным правилом и по прежеуложенном соборе, что в монастырех жили в одном месте черньцы и черницы, а служили у них игумены, и вперед черньцом и черницам в одном манастыре не жити. А в котором манастыре учнут жити черньци, ино туто служити игумену, а черницам в том манастыре не жити. А в котором манастыре учнут жити черницы, ино у них служити попом белцом, а черньцом в том манастыре не жити15.

Из решений Первого Всероссийского съезда

монашествующих 1909 года

Вопрос 13-й. По вопросу о женской прислуге в мужских монастырях и мужчин в женских (сторожа, дворники и др.) постановлено, чтобы при монастырях не было в виде прислуги лиц другого пола, как то: прачек, коровниц и т. п.; в случае, где это невозможно избежать, в крайней необходимости, разрешить иметь коровниц самых благоговейных старушек, но ни под каким видом, молодых, и при условии, если скотский двор вдали от монастыря; прачек же не разрешается держать ни в каком случае, ибо неприлично иноческую одежду мыть женщинам. В монастыре же или около монастыря, в гостиницах монастырских жить и прислуживать женщинам воспретить безусловно под строгой ответственностью настоятеля со старшей братиею16.

Правило 11-е святого Никифора Исповедника,

патриарха Константинопольского

Не подобает инокиням входити во святый олтарь, ни вжигати свещю и кадило, и украшати и пометати17.

Правило 17-е святого Никифора Исповедника,

патриарха Константинопольского

Монаху дозволено оставить монастырь по трем причинам: 1) если игумен еретик, 2) если женщины (свободно) приходят в монастырь и 3) если дети мирян учатся в монастыре18.

Правило 23-е святого Никифора Исповедника,

патриарха Константинопольского

Монахини не должны причащаться у молодого монаха-пресвитера, когда таковый служит и причащает19.

Из правил преподобного Антония Великого

4. С отроком и юношей остерегайся начинать беседы, или устанавливать знакомство.

9. С мирскими людьми не встречайся (дословно – не примешивайся) совершенно и не подражай фарисею, который все делал напоказ.

10. Женщине к себе подходить не позволяй, и не допускай, чтобы она вступала в твое жилище...

11. Родственников твоих не посещай, и не позволяй, чтобы они взирали на тебя, и не приходи к ним.

16. С отроком не говори никогда, поскольку он будет тебе в преткновение.

28. Церковь, в которую приходит множество людей, не посещай20.

Из устава святителя Василия Великого

Надобно удаляться от всего того, что приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает разсудок и производит в душе брани и борения. Ту брань, которая невольно постигает нас, выдерживать – дело благоразумия и мужества; но весьма безразсудно воздвигать против себя брани произвольно. В невольной брани получит может быть прощение, если кто и побежден бывает (только да не встретится сего с христианскими подвижниками); а побеждаемый в брани произвольной, сверх того, что бывает осмеян, лишается извинения.

Посему надобно всего больше избегать бесед и свиданий с женщинами, если не принуждает к свиданию неминуемая какая нибудь необходимость. Да и при встретившейся необходимости надобно как можно скорее поспешить расходиться с ними...

А если кто говорит, что от свидания и долгаго сожительства с женщинами не терпит вреда; то он или не имеет в себе мужской природы... или если имеет, то будучи погружен в страсти, не чувствует сего по подобию упившихся, или сумашедших, которые в самых тяжких страданиях почитают себя нестраждущими. Но уступим слову, чуждому всякого разума, а именно, будто иный не уязвляется мужскою страстью. Если сам он и не подлежит уязвлению, то не легко ему уверить других, что точно неуязвим. А соблазнять многих, не имея при сем в виду никакого добраго дела, почитаю небезопасным для поступающаго так. При том должно принять во внимание и другое нечто, а именно: хотя мужчина и не терпит вреда от помыслов, но не будет уже спорить с ними в разсуждении женщины, что она также изъята от телесных страстей. Напротив того, будучи слаба разсудком и склоннее к страсти, она нередко терпит уже некоторый вред от того, кто неосторожно имел с нею свидание. И кто сам не уязвляется, тот часто уязвляет, хотя и не знает того. Женщина, часто приходя к подвижнику под видом духовной любви, начинает впивать в себя грех посредством очей, похотливыми глазами пожирать наружность ближняго и нечистыми помыслами растлевать внутреннюю деву...21

Из жития преподобного Саввы Освященного

Никому из тех, кто не имел бороды, отец наш Савва не позволял жить в своей общине, ибо опасался соблазнов лукавого. И если принимал кого-либо без бороды, то принимал совершеннолетнего и отсылал его к авве Феодосию... утешал отсылаемого такими словами: «Сын мой, неприлично или, лучше сказать, вредно Лавре иметь у себя брата без бороды. Этот закон положили древние отцы Скита, и мне его передал Великий отец наш Евфимий...»22.

Из завещания преподобного Феодора Студита

Отрекись совершенно женскаго пола, не имей скота женскаго рода для необходимых работ, ни в обители, ни на полях; ибо и из преподобных и Святых Отцев наших, никто сего не делал, и по самой природе это противно (монашескому образу жизни)23.

Не отворяй ворот обители для входа женщин, кроме великой нужды... Не имей по пристрастию в келлии твоей учеником юношу, но принимай услужение от лица, не подающего повода к соблазну24.

Из устава преподобного Ефросина Псковского, чудотворца

Да не входят в эту обитель женщины ни в коем случае. Вспоминайте слово Господне: Всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). И святые отцы говорят: «Всякий грех приходит от видения, а где видение, там и помышление и дело неподобное». Преподобный Исаак пишет: «Лучше тебе вкусить яд смертный, чем вместе с женщиною есть, даже если будет тебе мать или сестра по плоти». И святой Маркиан учит: «Лучше с диаволом беседовать, чем с женами блудницами безсрамными, и лучше с диаволом часто пребывать, чем с благообразными женами». Еще никогда не имейте для монастырских работ животное женского пола.

Так же и детей малых не принимайте в обитель. Ибо некий старец сказал: «Когда увидете детей (в монастыре) возьмите мантии ваши и побегите»25.

Из устава преподобного Иосифа Волоцкого

Не подобает жить в монастыре отрокам безбородым. Говорил преподобный Исаак: «Братие! Не принимайте детей в киновию, ибо я видел как три церкви опустели в скиту из-за них». И святой Ефрем говорит, что великая есть беда отрочата в общем житии. В Отечнике повествуется, что пришел некогда бес к вратам киновии и, увидев отроча в ней, сказал: «Мне нет нужды здесь быть, потому, что отрок наведет смущение больше, чем я». Не приводит Бог детей в монастырь, но враг наш диавол, чтобы смутить братию, ибо хуже жен отрочата для иноков. Многих опалил ими диавол и вечному огню предал. Поэтому не следует пускать их в обитель ни для какого дела, но устроить особое место за монастырем, где раздавать им хлеб или покупать у них что-либо26.



Оглавление

Меню раздела

Богослужения

19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.