<Примечания к главе 12 части 2>

1 На одной лаврской печатной богослужебной книге есть надпись, что в 1669 году она дана была из книгохранительной казны монастыря «в пустыню чюдотворцовых Сергиевых родителей в церковь Рождества Христова» (см.: Надписи Троицкой Сергиевой лавры, собранные архим. Леонидом. СПб., 1881, № 301, 3). Тут должно разуметь или Радонеж, или Хотьков монастырь. Но в Хотьковом монастыре, сколько известно, не бывало церкви Рождества Христова. Разумея Радонеж, дело нужно понимать так, что на валу бывшей крепости, тогда уже оставленной, на память о родителях преподобного Сергия стояла церковь в честь Рождества Христова.

2 См. описание Хотькова монастыря, напечатанное под заглавием «Покровский Хотьков девичий монастырь» .

3 О стройке и об открытии Вифанской семинарии см. в статье А. А. Беляева «Хозяйственная деятельность митрополита Платона» в «Душеполезном Чтении» (1900, август), а о построении Вифанского монастыря – в ноябрьской книжке 1899 г.

4 В издании «Краткого описания» 1801 года, к которому впервые приложено описание Вифании, говорится о Вифанской церкви: «Посереди монастыря устроена церковь, которая как извне, так и во внутренности, отменной от других обыкновенных церквей фигуры. При входе в оную представляется глазам гора Фаворская. На сей горе устроен храм во имя Преображения Господня. По сторонам, где быть крылосам, зделаны две стены, а от оных кругом всей церкви хоры, на столпах, подведенных под мрамор (так это и у Свиньина, теперь не так – хоры на кронштейнах). Посреди церкви повешено вызолоченное большое изрядной фигуры резное паникадило. Внизу, в горе, пещерообразно устроен храм, во имя Воскресения Лазарева... На левой стороне входа в сию церковь Лазареву в особой, яко пещере, положен деревянной гроб преподобнаго Сергия... Стены верхняго храма и трапезы расписаны исторически. Кровля церковная покрыта белым железом». В лаврском архиве есть печатный вид церкви неозначенного года, но представляющий ее в том виде, какой она имела до 1830 года [план № 69/2948]: церковь круглоовальная, или с обеих концов закругленная; над дверью в церковь как будто балкончик для выхода с хор верхнего этажа; на крыше церкви, над входом в нее, – круглый фонарь со звездой наверху [см. снимок на фототипической таблице № ХIII].

5 О покоях митрополита Платона и об остающихся в них его вещах см. статью архим. Леонида «Вифанские келлии митрополита Платона и их убранство», напечатанную в IV кн. «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.» за 1879 г. [Престол в церкви в честь Нерукотворенного образа Спасова, празднуется 16 августа.]

6 В издании «Краткого описания» 1801 г. о здании семинарии читается: «На правой стороне (с приезда к Вифанскому монастырю от Троицы) семинария. Оная выстроена на 60 сажениях квадратом, в два этажа каменные, на подобие монастыря, с четырьмя башнями. Стоит она на высоком и крутом берегу пруда. При входе в оную представляется вид ея довольно величественным и красивым. Внутри, кругом всего строения крытые переходы на столпах. С двух сторон зделан всход в верхний этаж, на балкон, а с онаго в авдиторию, которая довольна светла, и изрядно лепными духовными статуями убрана. В ней зделаны хоры на столпах выкрашенных. Из авдитории ход на балкон, к Московской дороге и к Лавре, на пруд. Вид с онаго восхитительный. Внизу под авдиториею устроена и изрядно расположена библиотека, в которой до двух тысящь книг. По обеим сторонам авдитории покои учительские. Четыре башни в верхнем этаже служат для классов; а прочие покои все, или жилые для семинаристов, или службы их».

7 О названии скита Гефсиманским см. «Письма митрополита Филарета к А. Н. М.» (Киев, 1869, № 139, с. 202, примеч.) и «Письма митрополита Филарета к наместнику Антонию» (т. III, с. 38).

8 В журнале (дневнике) местного жителя П. Г. Малышева записано: «сего (1843) года осенью начали строить на Корбухе богоугодное заведение скит, под именем Гевсимании». В сентябре 1844 г. (скит был) выстроен и освящен.

9 О том, что деревянная церковь, перенесенная из села Подсосенья в скит, построена не в 1616 г., как это ошибочно принималось, а в 1671 г. (на месте построенной в 1616 г.), см. в статье о. Арсения «Село Подсосенье», помещенной в № 34 «Московских Епархиальных Ведомостей» за 1878 г.

10 О разуверении (разочаровании) митрополита Филарета в Филипушке в последние дни его (митрополита) жизни в 1867 г. см. письма митрополита к наместнику Антонию (№ 1674–1679), где под буквою «Ф» скрывается именно Филипушка.



Оглавление

Богослужения

18 июня 2019 г. (5 июня ст. ст.)

Третий день праздника Святой Троицы. Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Прп. Дорофея книгохранителя, святого инока Троицкой обители (1622). Перенесение мощей блгв. вел. кн. Игоря Черниговского и Киевского (1150). Блж. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233). Обре́тение мощей прпп. Вассиана и Ионы Пертоминских, Соловецких, чудотворцев (1599). Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (305–311). Прп. Феодора чудотворца (ок. VI). Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV). Прп. Дорофея, из обители аввы Серида (VI). Сщмч. Михаила Вотякова пресвитера (1931); сщмч. Николая Рюрикова пресвитера (1943). Игоревской иконы Божией Матери (1147).
05:00  Молебен с акафистом преподобному Сергию
Троицкий собор
05:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. МЕФОДИЙ; игум. ВАСИЛИСК; иером. ГАВРИИЛ, ДАЛМАТ, МОИСЕЙ, СОФРОНИЙ, СПИРИДОН, АЛЕКСИЙ 
Предтеченский храм
05:30  Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).