<Примечания к главе 2 части 2>

1 Городовые, или крепостные, деревянные стены рублены были у нас в так называемые тарасы, чтo есть средневековое латинское «te(а)rrасiа», «te(а)rrасeа», «te(а)rrаsiа» от «terra» – «земля» (перешедшее к нам или при посредстве Поляков, у которых, так же как у чехов, есть «taras, tarasowac», или же Немцев, у которых также есть «tarras», «tarass» и значит «земляная насыпь», «земляное искусственное возвышение» (терраса). Проводились параллельно одна другой две, иногда три, а иногда даже четыре стены, в расстоянии одна от другой около сажени; внутреннее пространство между стенами разделялось посредством поперечных стенок, или перегородок, на клетки, техническое название которых было городни; клетки насыпались землей и щебнем, и эти насыпанные землей и щебнем клетки и представляли из себя тарасы. Так ли именно, то есть в виде ли городовой, или крепостной, стены («в стену по-городовому»), была поставлена преподобным Сергием стена вокруг монастыря – сказать не можем, но очень возможно, что именно так.

2 Галлерея кругом крепостной стены с внутренней стороны по-гречески peripatos, см. у Дюканжа «Gloss. Graecit.» это слово.

3 Лежащие в святых воротах три пушки представляют собою остаток монастырского арсенала, о котором см. в гл. IV.

4 См. напечатанного Симоном в 1646 году жития преподобного Сергия главу 88, лист 175.

5 В 10 больших (а по некоторым – во всех 23) башнях, находящихся в стене Кириллова Белозерского монастыря, строенной в продолжение 1633 –1666 годов, «стоят внутри каменные столбы, разделенные на ярусы, или так называемые мешки, куда, по преданию, сажали преступников или пленных». Но 10 столбов или даже 23 столба, очевидно, не для сажания преступников (к которым пленные присоединены совсем без смысла). Что монахов действительно сажали в каменные тюрьмы с закладкой в последних кирпичом дверей и окон и только с оставлением небольшого окна для дачи хлеба и воды – см. «Акт. Юридич.» (1838, № 307, т. IV, с. 323). Монаху бывало «жестокое смирение по монастырскому обыкновению» («Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1897, кн. I, с. 50, статья Успенского).

6 О перестройке келарской палаты в 1643 году см. Симона Азарьина в «Новых чудесах» (по печатн. изд. с. 57).

7 О перестройке Конюшенной, или Каличьей, башни в 1651 году и Житничной в 1650 году говорит Симон Азарьин (там же, печатн. изд., с. 70 и 88). О перестройке Конюшенной башни в 1758 году – в «Кратком описании лавры». Об опускных решетках в городовых, или крепостных, воротах (по-немецки Fallgatter) см. в «Акт. Истор.» (т. V, № 52, с. 81, соl. 2 sub., fin.). Изображение решетки можно видеть в «Иллюстрированном археологическом словаре» («Illustrirtes archaologisches Worterbuch») Мюллера и Мотеса (Fig. 460). О железной опускной решетке в воротах говорит Павел Алеппский («Чтения Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1898, кн. IV, с. 37 sub., fin.).

8 По другому варианту, забавлялся стрелянием с башни диких уток, плававших на Белом пруду, который перед башнею за старой гостиницей (который прежде, до построения гостиницы, был значительно более, чем теперь, так как весь или почти весь двор гостиницы представляет засыпанную его часть, и на который, по уверению одного 90-летнего, найденного нами в Посаде, старика действительно прилетали дикие утки), в воспоминание-де чего при Елизавете Петровне и поставлена на башне позолоченная утка.

9 См. в «Чтен. Общ. Истор. и Древн. Росс.», 1894, кн. IV, с. 114.

10 Ведомость в «Описании документов и дел, хранящихся в архиве святейшего Синода» (т. IV, прилож. со1. LХХVI нач.).

11 Указ от 23 января 1757 г. о доставлении из монастырей старинных военных орудий в Военную походную канцелярию см. у Свирелина в «Описании Переяславского Никитского монастыря» (с. 75): «из монастырей, где есть, латы, кольчуги, ружья, знамена и другия старинныя военныя орудия доставить для хранения в Военную походную канцелярию».

12 [Вид ее см. на приложенной фототипической таблице № X].

13 [Ныне, в 1908 г., литография помещается в новой пристройке, а прежнее ее помещение занято школой; фотография, несмотря на прекрасные снимки древностей, сделанные заведовавшим ею о. Антонием, по воле Духовного собора совсем уничтожена].

14 В настоящее время Святые ворота зимой постоянно затворены, а летом постоянно отворены для пешего вхождения.

15 О строгом запрещении въезда в монастырь на лошадях в 1764 году см. в статье С. К. Смирнова «Древние надгробные надписи, открытые в Троицкой лавре», напечатанной в «Трудах первого Археологич. съезда» (II, 418, прим.); о невъезде в лавру на лошадях в конце ХVIII века см. в деле Лаврского архива 1808 года (№ 23); о невъезде в 1834 году см. письмо митр. Филарета к наместнику Антонию (№ 39); о запрещении въезда в 1852 году см. дело Лаврского архива сего года (№ 3, л. 198).

16 В описи лавры 1768 года читается об этой башне: «По оной же (восточной) линии ворота, называемые Успенские; на них часовая колоколня; на той колоколне боевые часы и две полатки; вокруг той колоколни переходы каменные; оная колоколня крыта гонтом». [Вид Святых и Успенских ворот в ХVIII в. см. на приложенной фототипической таблице № II.]

17 [См. изображение его на снимке вида лавры начала XVIII века, помещенном на с. 104–105), равно как и на приложенных фототипических таблицах № II, V, VI, XV и XVI.]

18 О засыпании северной половины рва в 1823 году, причем срыт был и бастион, находившийся перед Сушильною башнею, говорит «Краткое описание лавры»; о засыпании южной половины рва перед 1836 годом говорит А. Н. Муравьев в своем «Путешествии по святым местам русским», первое издание которого напечатано было в 1836 году (с. 51, нач.). Ров, облицованный отчасти камнем, отчасти кирпичом только со стороны к монастырю (о чем ясно говорит и Миллер в своем описании лавры), с противоположной необлицованной стороны с течением времени более или менее осыпался (о чем ясно дает знать тот же Миллер, говоря, что ширина рва, имеющего пять аршин глубины, не может быть измерена, так как «с восточной, т. е. внешней, стороны делан он неравномерно, но с некоторыми рытвинами»). По осыпям стало возможным сходить в ров. Вследствие этого богомольцы и площадные торговцы сделали его своим отхожим местом. Крайняя загрязненность рва и была причиной, по которой он был засыпан сначала наполовину, а потом и совсем.

19 Киев на виде 1651 года, напечатанном при I томе «Памятников», издаваемых Временною комиссиею для разбора древних актов (№ 1), окружен тыном, который, вероятно, представляет собою надолобы. См. их также в азбуке Кариона Истомина под буквой «ы» (тын).

20 О перекрытии железом башен вместе со стеною не говорится прямо, но необходимо подразумевать это: из описи монастыря 1785 года мы знаем положительно, что в сем году кровля на башнях была деревянная; но если бы Платон перекрыл их железом после 1785 года, то он не преминул бы сказать об этом в своей автобиографии.



Оглавление

Богослужения

19 июня 2019 г. (6 июня ст. ст.)

Прп. Виссариона Египетского, чудотворца (IV–V). Прп. Илариона Нового (845). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. Паисия Угличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534). Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Прп. Рафаила Шейченко исп. (1957). Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387 г.).
08:30  Поздняя Литургия
Успенский собор
16:45 Вечернее богослужение
(9-й час, вечерня и утреня с 1-м часом)
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).