Примечания к "Троицкий Келарь старец Адриан"

1 "Келарь – хранитель и расходчик монастырских припасов", – читаем в Словаре священника Григория Дьяченко (Полный церковнославянский словарь. М., 1993. С. 203). В другом Словаре читаем: "Келарь – должностное лицо в монастырском хозяйстве" (Кочин Г.Е. Материалы для терминологического словаря Древней Руси. М.– Л., 1937. С. 141). И. Срезневский приводит лишь несколько цитат древнерусских текстов, где упоминаются Келари (Словарь древнерусского языка. Репринтное издание. Т. 2. Ч. 2: Е-К. М., 1989. Стб. 1204).

2 См. о нем: Николаева Т.В. Троицкий живописец XVI в. Евстафий Головкин // Культура Древней Руси. М., 1966. С. 177–183.

3 См. о нем: Державина О.А. "Сказание" Авраамия Палицына и его автор // Сказание Авраамия Палицына. М.– Л., 1955. С. 16–63.

4 См. о нем: Трофимов И.В. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия XVII в. и их реставрация // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. Загорск, 1960. Вып. 3. С. 107-129.

5 См. о нем: Уварова Н.М. Симон Азарьин как писатель середины XVII века. Автореферат канд. дис. М., 1974; Клитина Е.Н. Симон Азарьин (Новые данные по малоизученным материалам) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 34: Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979. С. 298–312.

6 См. о нем: Фонкич Б.Л. Греческо-русские культурные связи в ХV– ХVII вв. (Греческие рукописи в России). М., 1977. С. 68–104.

7 Его можно отнести к числу книжников Древней Руси, однако о нем ничего не говорят ни митрополит Евгений (Болховитинов) (Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. Изд. 2-е. СПб., 1827), ни архиепископ Филарет Черниговский (Обзор русской духовной литературы. Изд. 3-е. СПб., 1884). Только П. Строев, перечисляя рукописи, содержащие Киево-Печерский патерик, называет, в частности, майскую Минею, переписанную "по приказанию Троицко-Сергиева монастыря келаря Адриана Ангелова" (Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. СПб., 1882. С. 373).

8 См.: Никольский Н.К. Рукописная книжность древнерусских библиотек (ХI–ХVII вв.). Материалы для словаря владельцев рукописей, писцов, переписчиков, переводчиков, и правщиков, и книгохранителей. Вып. 1: А – Б. СПб., б.г. С. 17–18.

9 Веселовский С.Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 14.

10 Этот вывод напрашивается из изучения духовной грамоты С.Д. Пешкова, которая была "явлена" Митрополиту Макарию троицким Келарем старцем "Адрианом Микуличем Ангеловым" (Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. Вып. 1: Духовные и договорные грамоты. Вып. 2: Грамоты правые. СПб., 1895. С. 47). Еще ранее завещатель дважды называет в тексте грамоты своего племянника "Адреана Микулича", там же, с. 41).

11 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 72.

12 Никольский Н.К. Рукописная книжность. С. 17.

13 Полное собрание русских летописей. Т. 13. СПб., 1904. Ч. 1. С. 232.

14 Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией. Т. 1: 1294–1598. СПб., 1836. С. 252.

15 Там же. С. 267. См. также: Макарий, митр. История Русской Церкви. Изд. 2. СПб., 1887. Т. 6. С. 262.

16 Богоявленский Н.А. Древнерусское врачевание в ХI–ХVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960. С. 31.

17 Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры, составленное по рукописным и печатным источникам. М., 1890. Ч. 2. С. 178. Пруд, упомянутый в летописце, как отмечается, "и поныне называется Келарским" (Арсений, иером. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Летопись занятий Археографической комиссии. 1865–1866. СПб., 1868. Вып. 4. С. 79).

18 ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1904. Ч.1. С. 273.

19 Горский АВ., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. Ч. 2. С. 178.

20 С.В. Бахрушин пишет: "Крупные внемосковские монастыри, как Волоколамский, Болдинский, имели в Москве свои подворья" (Бахрушин С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма (Научное наследие). М., 1987. С. 36–37). Было подворье в Москве и у Троицкого монастыря.

21 Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. С. 178; Бычков А. Краткий летописец Свято-Троицкия Сергиевы Лавры // Летопись занятий Археографической комиссии за 1864 год. СПб., 1865. Вып. 3. С. 22. О Троицком подворье в Кремле см.: Забелин И. История города Москвы. М., 1990. С. 424–438.

22 Изображение этого храма см.: История русского искусства. М., 1955. Т.3. С. 443. ЖМП. 1978, №2. С. 73.

23 Ильин М.А. Русское шатровое зодчество: Памятники середины XVI века. М., 1980. С. 99. Некоторые элементы убранства церкви Преподобного Сергия были затем повторены при строительстве храма Зосимы и Савватия в Троицком монастыре (там же).

24 См.: Веретенников П., диак. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский // ЖМП. 1979. №10. С. 68. Прим. 28.

25 Насонов А.Н. Новые источники по истории Казанского взятия // Археографический ежегодник за 1960 год. М., 1962. С. 3–26. "Следование" старцем Андрианом стопам Преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия Донского на борьбу с Мамаем, выразилось и в том, что при нем "был в 1559 г. для Свияжска слит колокол" (Насонов А.Н. История русского летописания XI – начала XVIII в. Очерки и исследования. М., 1969. С. 404).

26 Насонов А.Н. Новые источники по истории Казанского взятия. С. 13.

27 См.: Клепиков С.А. Орнаментальные украшения переплетов конца XV – первой половины XVII в. в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря // Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 68; он же. Описание древнерусских обиходных переплетов // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для сводного каталога рукописей, хранящихся в России. М., 1976. Вып. 2. Ч. 1. С. 56–57.

28 Моисеева Г.Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона // ТОДРЛ. Т. 21: Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литературы. М.–Л., 1965. С. 150; Дмитриева Р.П. Житие Новгородского архиепископа Серапиона как публицистическое произведение XVI в. // ТОДРЛ. Л., 1988. Т. 41. С. 365.

29 ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 180.

30 ПСРЛ. Т. 13. СПб., 1906. Ч. 2. С. 331.

31 Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. Ч. 1. С. 176–183.

32 Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. Ч. 2. С. 180. Первые архимандритии в московских монастырях были учреждены также благодаря ктиторскому участию московских Государей (См.: Щапов Я.Н., Соколова Е.И. Архимандрития в древнерусском городе // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. С. 44).

33 Арсений, иером. Летопись наместников, келарей, казначеев, ризничих, экономов и библиотекарей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СПб., 1868. С. 59.

34 Леонид (Кавелин), архим. Сведения о славянских рукописях, поступивших из книгохранилища Св.-Троицкой Сергиевой Лавры в библиотеку Троицкой Духовной Семинарии в 1747 году, ныне находящихся в библиотеке Московской Духовной Академии. М., 1887. Вып. 1. С. 50; Никольский Н.К. Рукописная книжность. С. 17; Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 181.

35 Леонид (Кавелин), архим. Сведения о славянских рукописях. С. 55.

36 Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 187.

37 Никольский Н.К. Рукописная книжность... С. 17–18.

38 Тихон, иером. Преподобный Сергий Радонежский и его школа // ЖМП. 1981. № 10. С. 21.

39 Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 175.

40 Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря // Изд. подгот. С.Н. Клитина, Т.Н. Манушина, Т.В. Николаева. М., 1987. С. 52.

41 Никольский Н.К. Рукописная книжность… С. 18.

42 Записки Отдела рукописей ГБЛ. М., 1960. Вып. 22. С. 105. В Описи Кирилло-Белозерского монастыря указана "Псалтырь Андреяна Ангелова в полдесть писменая оболочена бархатом вижневым, наугольники оловеные, застежки серебрены" (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 года: комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева и М.Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 125; Никольский Н.К. Рукописная книжность. С. 18). Впрочем, в Кормовой книге Кирилло-Белозерского монастыря, в которой указывалось, как чтилась память того или иного вкладчика, имя старца Адриана не упомянуто (См.: Сахаров И.П. Кормовая книга Кирилло-Белозерского монастыря // Записки Отделения русской и славянской археологии Императорского Археологического общества. СПб., 1851. Т. 1. С. 46–105).

43 Список погребенных в Троицкой Сергиевой Лавре от основания оной до 1880 года. М., 1880. С. 72. № 789.

44 † 1504; память 4 декабря.

45 Макарий, еп. Синодик ХVI века в Нижегородском Печерском монастыре // ЧОИДР. 1868. Кн. 1. Смесь. С.8.

46 Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры.Ч. 1. С. 56.

47 Горский А.В., прот. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры. Ч. 2. С. 179–180.


Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.