ГЛАВА XVI. Краткий летописец Свято-Троицкия Сергиевы Лавры — 177

XVI.

КРАТКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ СВЯТОТРОИЦКИЯ СЕРГИЕВЫ ЛАВРЫ.

7021-го поставлены в Сергиеве монастыре ворота кирпичны, а на вороте[х] храм преподобнаго отца Сергия чюдотворца, а на правой стране придел Василий Парийский.

Лета 7055-го поставлен храм каменной на Подолном монастыре1 Введение Пречистыя Богородица; а ставил ево Иван Хобаров.

Того ж лета поставили церковь каменну на Подоле во имя святыя Парасковии, нареченныя Пятницы, монастырем, и Христолюбцы здавали.

Того ж лета поставили церковь древяную на Кесове чюдотворца Алексея митрополита.

Того ж лета дал князь великий Иван Васильевичь всея Русии чюдотворцу Сергию 3000 рублев.

Того ж лета купили монастырем село Бужаниново з деревнями, дали 1000 рублев.

Того ж лета пожаловал князь великий Иван Васильевичь игумена Иону з братьею, дал грамоту на свою отчину Живоначалной Троице и Сергию чюдотворцу, отдал все свои пошлины и корм Казанской посошной со всех сох.

Того ж лета дал великий князь Иван Васильевичь всея Русии ко Благовещенью на Киржач2 12 деревень волосных в вотчину, да в Нижнем Новегороде дал Живоначалной Троице и чюдотворцу Сергию 7 деревень в Стрелице.

Лета 7056-го поставили церковь каменну в имя преподобнаго чюдотворца Никона над гробом его, при благоверном царе и великом князе Иванне Васильевиче всея Русии и при великой царице Анастасии и митрополите Макарии.

Лета 7060-го, при царстве благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и преосвященном Макарие митрополите всеа Русии и при Троицком Сергиева манастыря игумене Иларионе и при келаре Андреяне Ангелове поставили болницу в Сергиеве монастыре, да келарскую поставили камену, да пруд болшей, что от Клементиевъского пруда, а на нем два мосту; а рядил ево келарь Андреян.

Лета 7064-го, при царстве благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и при ево сыне царевиче Иване Ивановиче, и преосвященном Макарие митрополите всея Русии, и при Троицком Сергиева монастыря игумене Иасафе и при келаре Андреане Ангелове, царь и великий князь велел у Живоначалныя Троицы у болшой церкви верх золот рядити; а у дела был царя и великого князя диак Федор Селинов с товарыщи.

Да того ж лета зделали у Живоначалныя Троицы часы болшие; а делал те часы диакон старец Тихон Ноугородец.

Лета 7065-го, при царстве благочестиваго царя великого князя Ивана Васильевича всеа Русии, и при его детех: царевиче князе Иване и при царевиче князе Феодоре Ивановиче, и преосвященном Макарие митрополите всеа Русии, и при Троицком Сергиева монастыря игумене Иасафе и при келаре Андреяне Ангелове, почали делати на Москве церковь великого чудотворца Сергиа да трапезу и ворота и ограду камену; а совершили церковь в лето 7060 седмаго, месяца сентебря в 20 день. А свящали церковь великаго чюдотворца Сергиа месяца октебря в 16 день, на память святаго мученика Логина сотника, иже при кресте Господни. А свящал церковь Макарей митрополит всеа Русии сам; а с ним владыка Крутицкой Нифонт и архимариты и игумены: а на освящение был царь и великий князь, и з своею царицою, и з своими детми: царевичом Иваном и царевичом Феодором, и з братом своим со князем Юрьем Васильевичом, и со царем Александром Казанским и з боляры; и всеношного и обедни слушал, ел и пировал в новой трапезе и с митрополитом.

Того ж месяца октебря в 23 день у чюдотворца Сергиа в верху свящали церковь Василья Парийскаго; а свящал Троицкой Сергиева монастыря игумен Иасаф и священницы Троицкие.

Того ж лета у Живоначалныя Троицы монастырь роздвигали и кельи розносили к конюшням; государевы кельи поставили и братцкие; а от старого места отнесли кельи до новово места 40 сажен, где нынеча стоят.

Лета 7067-го, месяца апреля, у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре бысть пожар, выгоре слобода, слобода служня болшая за городом.

Того ж лета, месяца маия в 19 день, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии был у Живоначалныя Троицы в Сергиеве монастыре на празник в неделю пятдесятную, и велел основати церковь во имя Живоначалныя Троицы; а на основание был сам царь государь и великий князь, и з своею царицею великою княгинею Анастасьею и з своими детми: с царевичем со князем Иваном и с царевичем со князем Феодором, и з своим братом с князем Георгием Васильевичем, и с царем Александром Казанским. Да на основание же был владыка Резанской Гурей, преж был игумен у Живоначалныя Троицы; а3 при Троицком Сергиева монастыря игумене Иоасафе и при келаре старце Андреяне Ангелове.

Лета 7069 Троицкой Сергиева монастыря келарь Андреян Аггилов написал челобитную к Боговенчянному царю государю и великому князю Ивану Васильевичу всея Ру[сии], а в челобитной пишет: Единосущныа и пречистыа и пресвятыа и страшныа и неизреченныа Троици, Отца и Сына и Святого Духа, единаго истиннаго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и Пречисты[я] Богородица изволением, и ибранием Святаго и Животворящаго Духа, верному и възлюбленному рабу, и строителю и пастырю словесных Христовых овец стада, Богом венчянному, и Богом възлюбленному, и Богом изообилно украшенному, и одарованному милостию и мудростию и разумом и храборством на супротивныа, великаго благочестиа великодръжавному царю и государю нашему великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии нищей твоей с всею еже о Христе братьею от великыа и славныа Богом украшенныа и Пречистыа Матери Его милостию и изволением, якоже в древнем Пречиста възлюбила на въстоце Святую гору и телесне тамо походила своими святыми стопами, тако и ныне, и паче милосердием и милостию и изволением всемилостиваго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав своего угодника молящася великаго в чюдесех преподобнаго Сергиа, и сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога своего с святыми Его ученикы, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступне ей пребыти от своеа обители, и прославити свою обитель, и всех благых изообильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую гору быти и не погрешиша, но и паче истиньствоваше от сицевыа твоеа Богом и Пречистыа украшенныа Лавры игумен Еульферей еже о Христе з братьею челом бьем и молим твое царьское величество кротко и милостивно нас смиренных, възвещающих тебе, государю, послушати, аще Бог прославил и Пречистаа Богородица, и възвеличил, и распространил и славну сътворил от восток и до запад, не и паче ли тебе, государю, для Бога и Пречистыа Богородица и великаго чюдотворца Сергиа и ученика его Никона чюдотворца свою царьскую обитель подобает прославити, понеже сиа твоа царьскаа обитель твоей царьской главе слава и венец, и царьствию твоему красота и слава от въсток и до запад, яко в твоих прародителех и твоем царствии и области Бог изволил и Пречистаа Богородица от небес схожением Пречистыя Богородица освятитися обители сей слава Богу, тако прославльшему4 своею пренепорочьною Материю сию твою царьскую обитель.

И на Богоявление Господа нашего Иисуса Христа государь пожаловал, а митрополит Макарей в Пречистой поставил игумена Троицкаго Еульфериа в архимандриты да и шабъку дал с полициею5.

7129-го подписана в дому Живоначалныя Троица трапеза, при архимарите Дионисии и казначеи старце Моисее Соловецком.

Лета 7129-го при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Русии и при святейшем патриархе Филарете московском и всея Русии, во обители Живоначалныя Троицы в Сергиеве поставлена церковь каменна к трапезе во имя преподобнаго отца Михаила Малеина; того ж лета и священна тоя ж обители пастырем архимаритом Дионисием.

И того ж лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородица верхи устроены белым железом, при казначеи Моисеи Соловецком, и киоты верхние над олтарем подписаны.

В лето 7131-го обложена церковь каменна над гробом преподобнаго чюдотворца Никона болши первыя, при архимарите Дионисии и келаре старце Александре; того ж лета и свершена бысть; а освящена бысть 132-го сентября [в] 21 день; и потом в сто 33-го деисус и праздники и пророки и праотцы обложены сребром, и иконы местные.

7132-го сделана полата кирпичная у келарской близ казны болшие.

Того ж лета поставлена кузница кирпичная за братцкою поварнею; мастер Елисей.

7133-го, при архимарите Дионисие и келаре старце Александре и казначеи старце Спиридоне, во обители Живоначалныя Троица и чюдотворца Сергия обложен в велицей церкви Пречистыя Богородица честняго ея Успения деисус и праз[дники] и пророки сребром и позлащен.

В лето 7136-го, сентября в 12 день, в нощи в 7 час, против отдания Рожества Святыя Богородица, грех ради наших, погореша кельи в монастыре Живоначалныя Троица и преподобных отец Сергия и Никона по обе стороны Святых ворот, и на церкви Сергия чюдотворца верх и крест позлащеныи, и святиша храм того ж месяца в 23 день Сергия чюдотворца.

В лето 7136-го поставлены 2 полаты по обе стороны Святых ворот.

7137-го поставлены 2 полаты по правую сторону Святых ворот мастером Елисеем.

7141-го, месяца маиа в 10 день, во вторыйнадесят час дни, преставися архимарит Дионисий, муж добродетелный.

В лето 7143-го подписана церковь Живоначалныя Троица в Сергиеве монастыре вново, при архимарите Нектарии и келаре старце Александре Булатникове и казначеи старце Симоне Азариине; а старое писмо в ней обетшало, что было подписано при игумене преподобном Никоне чюдотворце.

Того же лета почали делати и болницы новые каменные, четыре келии и церковь каменна преподобных чудотворцев Зосимы и Саватия Соловецких, и совершена же бысть в лето 7145-го, и священна архимаритом Нектарием того же лета месяца августа в 5 день.

Лета 7148-го Живоначалныя Троица в Сергиеве в монастыре поставлены келии каменные по обе стороны Святых ворот, и в поряд от архимаричьих келий, при архимарите Нектарии и келаре старце Александре Булатникове и при казначии старце Симоне.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.