Примечания к Главе 10

1 Напечатан Ундольским в Чтен. Общ. ист. и древ. Росс. 1846 г., № 2, по рукописи XVII в. Сергиево-лаврской библиотеки № 820, но со многими пропусками и ошибками, да и без начала. В 1806 г. с этой рукописи, имевшей еще начальный лист, по воле митр. Платона, снят был список, впереди котораго рукою его написано: «Хранить для памяти в ризнице», а в самом конце: «Жаль, что остальные листы потеряны, и оказались от найденной тетради отодраны». Но кроме конечных листов, к вящему сожалению, утрачено еще четыре листа в средине тетради в разных местах, как видно по двум прежним пометам, внизу современными славянскими буквами, а сверху в прошлом столетии – арабскими цифрами. Утрата первых двух листов 9 и 15-го не замечена даже и Ундольским. Внизу перваго листа копии митр. Платона сделано замечание писцем: «Слова, отмеченные скобочками, в подлиннике вырваны; а здесь вложены по сходству смысла». Упоминаемыя в Списке надгробий «переплетчиковы полаты», по описи монастырской 1642 г., были между алтарем нынешней трапезной церкви и южной стеной, в нижнем жилье братских келий; другия здания, упоминаемыя здесь, см. в Ист. Опис. Троицкой Сергиевой Лавры, часть I, гл. 2.

2 В «Записках о роде князей Голицыных», сост. Серчевским, Спб., 1853 г., стр. 19, сказано, что кн. Василий и Иван Васильевичи Голицыны умерли в ссылке, первый в Литве мая 1620, второй в Вятке 1727 года, а о месте погребения их ни слова. Здесь же в обители Преп. Сергия, погребен и родоначальник Голицыных князь Михаил Ивановичь Голица, в иноцех Иона (†1558), 38 лет пробывший в плену у поляков.

Едва ли не самым первым из светских лиц, погребенных в обители Пр. Сергия, был Воейко Войтегович Терновский родоначальник фамилии Воейковых, выехавший из Пруссии в Москву 1384 г., и крещеный в Чудовом монастыре Митрополитом Киприаном, в присутствии Пр. Сергия Радонежскаго, с наречением ему имени Прокопий. Скончался в сане боярина при В. К. Василье Дмитриевиче и погребен в Тр.-Серг. обители. (Чтен. Общ. Истории и древ. Рос., 1880 г. кн. IV. стр. 454–456).

3 В сентябре 1863 г., при копании рва для проведения воды, между западными дверями церкви Сошественской и Михеевской, вырыта верхняя половина камня с надписью в четырех строках:

Лета 7121 сентября
в 16 день преставися раб Божий боярин князь иван дмитриевич хворостинин
…………………………

4 В Духовной князя Феодора Ив. Хворостинина 7111 (1602) г. 24 октября между прочим сказано: «Положить грешное мое тело у Живонач. Троицы в Сергиеве монастыре, возле отца моего князя Ивана Михаиловича, во иноцех Иосифа, а на месте и цка положена, а на ней надписано: Место князя Федора Ивановича Хворостинина» (№ 639 л. 35 в конце). След. один камень д. б. с надписью отца его.

5 В 1863 г., против Михеевской церкви, вырыт на могиле деда знаменитаго Дим. Мих. Пожарскаго большой камень с надписью:

Лета 6089 мца
июля в 2 день на память
положения ризы пресвятыя
владычицы нашея богородицы
иже влахерне преставися
раб божий князь федор иванович пожарской
а во иноцех скимник [Ф]едорит.

6 Против Михеевской же церкви вырыт в 1863 г. надгробный камень с надписью:

Лета 7116 сентебря
в 20 день убиен бысть
на рати раб божий
князь семен андреевич татев.

7 Летопись в надписи едва ли прочтена верно. Лета 7082 Ив. Ив. Осорьин дал вклад в Лавру с просьбой «положити у Троицы мать мою Ирину да меня Ивана». (Сбор актов № 521, л. 117, слич. № 532, по Дмитрову гр. № 11).

8 На повороте из Трапезной церкви к Донскому корпусу, против 4-го столбика ограды, в 1863 г. выкопан камень, немного поврежденный, с надписью:

Лета 7056 мца маия 25 день
преставися тимофей ивановичь зачесломъскои.

9 В синодике Нижегородскаго Печерскаго монастыря «Дорофей Курцов» записан вместе с другим келарем Серг. мон. «Адрианом Ангеловым» в числе опальных людей (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1868 г., кн. I, стр. 8, в Смеси).

10 В августе 1867 г., при копании фундамента для церкви св. и правед. Филарета, вырыт с полуденной стороны от трапезы длинный камень с сохранившеюся надписью крупными буквами XVI века:

…иванова кашин[а оболенс]ково
княгиня инока марфа

11 В Древн. Росс. Вивл., ч. XVI, стр. 321, показан погребенным подле югозападнаго притвора Троицкаго собора. Вероятно в XVIII стол. случайно перенесен был сюда надгробный камень его.



Оглавление

Богослужения

16 апреля 2024 г. (3 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.