ГЛАВА II. Здания Лавры в разные времена

ГЛАВА II.

ЗДАНИЯ ЛАВРЫ В РАЗНЫЯ ВРЕМЕНА.

Любопытно видеть ряд перемен, который прошла обитель Пр. Cергия с того времени, когда была в ней одна малая церковь и несколько убогих келлий, до настоящаго своего величия, которым она поражает благоговейных посетителей святаго места.

Еще в игуменство Преподобнаго Сергия обитель его значительно изменила свой первоначальный вид. Смоленский Архимандрит Симон, пришедший к нему «со многим имением», дал ему средство воздвигнуть более пространную церковь, ради умножившейся братии. После того Преподобный Сергий и келлии правильнее и пространнее расположил на четыре стороны вокруг церкви, а по учреждении общежития, устроил также трапезу и другия здания, нужныя для общежития1. Ограду монастыря составлял деревянный тын. Не видно, чтобы чудесно дарованный Преподобному Сергию источник воды ознаменован был в сие время каким либо искусственным построением2.

По сожжении монастыря в 1408 г. в нашествие Едигея, чрез три года, Преподобный Никон устроил новый деревянный храм,3 вероятно не на прежнем месте, сохраняя оное для построения каменнаго, который, с открытием мощей Пр. Сергия в 1422 г., и воздвигнут над ними во имя Святыя и Живоначальныя Троицы, при содействии Князя Галичскаго и Звенигородскаго Юрия Дмитриевича.

В 1476 г. при Игумене Аврамие, воздвигнута другая каменная церковь, во имя Св. Троицы, лучшими тогда мастерами, вызванными из Пскова4. В летописи сказано, что церковь сия устроена на месте деревянной, как должно полагать той, которую построил Пр. Никон, по раззорении обители Едигеем. Догадка сия подтверждается тем, что если бы первая каменная церковь устроена была на месте прежней деревянной, то во все время строения и отделки церкви негде было бы совершать священнослужение.

Келарь Симон в житии Преподобнаго Дионисия упоминает о древней церкви св. Димитрия Селунскаго, Ангела В. К. Димитрия Иоанновича Донскаго. Вероятно вместо сей церкви, в 1512 г., при Игумене Памве, заложены были каменныя врата, и над ними церковь во имя Пр. Сергия, с приделом во имя св. Василия Парийскаго, Ангела Великаго Князя Василия Иоанновича, при котором устроялась церковь. В следующем году, декабря 15 дня она освящена, в присутствии Великаго Князя, Митрофаном, Епископом Коломенским5.

Во время малолетства Царя и г. Князя Иоанна Васильевича, деятельно стали заниматься построением каменной ограды монастыря. По просьбе Игумена Порфирия 1540 г. марта 12 дня, разрешено было крестьянам Троицкаго Сергиева монастыря брать камень и известь, где бы ни нашлись они в волостях Велико-Княжеских, Митрополичьих, Епископских, монастырских, или боярских, ближайшаго Переславскаго и других уездов, безпошлинно и без всякаго возмездия, доколе не устроится стена6. Для успешнейшаго производства сего дела, по прошению Игумена Никандра, в 1544 г., Великий Князь, быв у Троицы и сам видев ход сих работ, дал крестьянам Троицких деревень свободу от своих пошлин; чрез три года, снова быв здесь на богомолье, продолжил сию льготу еще на год7. Предпринимая поход против Казани, в 1545 г., Великий Князь освободил крестьян Троицких от сбора всяких запасов воинских8. Споспешествуя сему делу и Князь Верейский Владимир Андреевич, дядя Царя Иоанна Васильевича, по прошению Игумена Ионы, на год дал Троицким крестьянам льготу от некоторых повинностей. Не видно, когда окончено строение ограды: но в 1550 г. Игумен Серапион уже просил Царя Иоанна Васильевича, чтобы крестьяне Троицкие, в уездах Переяславском, Дмитровском и Радонежском, не были занимаемы никакими работами, относящимися до укрепления городов, в тех уездах, но все были обращены на поддержание укрепления Троицкаго Сергиева монастыря9.

После того на обширном пространстве, заключенном отвсюду каменными стенами, стали возникать и другия значительныя здания, кроме церквей. В 1552 г., при Игумене Иларионе и келаре Адриане, поставлены больница и келарская палата каменныя, в 1557 г. построены келлии для Государя, на время посещений обители. В том же году келлии монастырския отодвинуты на сорок сажен от церквей, ближе к стенам10.

В то же время монастырь украшался и устроением новых церквей: после того как на соборе 1547 г. установлено было повсеместно праздновать день преставления ученика и преемника Сергиева Пр. Никона, в следующем же 1548 г., устроен каменный храм над гробом его, близ места погребения Пр. Сергия11.

На месте второй Троицкой церкви, в 1559 г. в самый праздник Пятьдесятницы, маия 15-го дня, заложен храм Сошествия Св. Духа на Апостолов. При сем присутствовал сам Царь с супругою Анастасиею, с детьми Иоанном и Феодором, и с братом своим Юрием; а закладывал храм Гурий, Епископ Рязанский, бывший прежде Игуменом Троицким. В юго-восточном углу сей церкви устроен был придел, в память Усекновения главы Иоанна Предтечи, Ангела царева; но в 1774 г. за теснотою и ветхостию иконостаса упразднен.12

К числу построений 50-летняго царствования Иоаннова должно отнести и Собор Успенский, хотя он окончен и освящен на другой год по смерти его, при Царе Феодоре Иоанновиче. Храм сей освящен Митрополитом Дионисием, в присутствии Царя и супруги его, 15-го августа 1585 г. Тогда же освящены и два придела в сем храме, в честь святых, коим Царь и Царица были тезоимениты: св. Великомученика Феодора Стратилата и Мученицы Ирины. Третий придел, во имя св. Николая, освящен уже при Царе Василии Иоанновиче Шуйском, во время осады Лавры, 9 маия 1609 г.13.

Как при Царях Иоанне Васильевиче и Феодоре Иоанновиче сооружаемы были церкви в честь тезоименитых им Святых, так при Царе Михаиле Феодоровиче в 1621 году устроена была при трапезе монастырской церковь во имя Ангела царева Пр. Михаила Малеина. В его же царствование, при Препод. Архимандрите Дионисии, церковь Пр. Никона разобрана и воздвигнута вновь в обширнейшем виде в 1623 г.

В 1637-м году устроена каменная церковь во имя Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия при больнице, вероятно, тщанием тогдашняго Келаря Александра Булатникова, поступившаго в Троицкий монастырь из Соловецкаго14.

По сим указаниям можно видеть, как с каждым царствованием обитель Пр. Сергия обогащалась новыми храмами Божиими. Опись монастырская, составленная в последние годы царствования Михаила Феодоровича, представляет полный вид существовавших тогда в монастыре зданий и ограды с ея укреплениями.

Протяжение стены монастырской с двенадцатью башнями, сия опись полагает в 5511/2 саж.15. Восточная сторона ея была длиною 165 саж.; южная 104; западная 114, северная 1681/2. Толщиною стена была 11/2 сажени, а инде и в две сажени, а вышина ея была у главнаго входа в монастырь в две сажени до зубцов, а на южной стороне до двух сажен с половиною. Башни по сей описи показаны: 1) Красная воротная, в которой был главный восточный вход в монастырь; от нея далее внутрь монастыря, под церковию Пр. Сергия, св. ворота. 2) Пятницкая, на юговосточном углу монастыря. Против нея вне монастыря с одной стороны – Свитошная слобода,16 с другой Пятницкий или Подольный монастырь. 3) Луковая, в южной стене, плоская (т. е. некруглая). Подле нея вне монастыря находился луковый монастырский огород. 4) Водяная с воротами в монастырь. Против нея находился пруд круглый с водяною мельницею. 5) Погребная, или пивная, плоская, на западной стороне; и против нея внутри монастыря находились погреба, вне пивной двор. 6) Вновь выстроенная подле Келарской палаты, в пяти саженях от погребной и имела над собою сушило. 7) Плотничная, в углу между западною и северною стенами. 8) Конюшенная, на северной стороне. Против нея, вне монастыря, находились конюшенный двор и пруд: ворота под нею назывались то конюшенными, то каличьими.17 9) Соляная, в 33 саженях от конюшенной. 10) Кузничная, в 23 саженях от соляной. 11) Житничная, круглая наугольная между северной и восточною стенами. В сем углу монастыря были житницы; против нея вне монастыря был пруд круглый, называемый и верхним, по своему местоположению в отношении к прочим прудам монастырским. 12) Сушильная, на восточной стороне, между житничною и красною.

На башнях находилось 90 огнестрельных орудий, различной величины и наименований: пищалей полковых и затинных, тюфяков, органок. Между ними были «полонянки», вероятно отбитыя у неприятеля. Кроме того 20 орудий лежало под навесом. Из них семь или более куплено уже после осады. На водяной башне находился медный котел во сто ведер: в нем варили смолу во время осады. Для употребления ее в деле при каждом орудии было по нескольку «коз с смолою».

Грозный вид крепости обитель принимала только для врагов; внутри она была убежищем мира и молитвы, как для всегдашних ея обитателей, так и для временных посетителей.

Внутри ограды на северной стороне, против Троицкаго и Успенскаго Соборов, стояли хоромы для Царя;18 а на противоположной стороне, против церкви Пр. Никона, для Царицы и других лиц царской фамилии; здесь они останавливались, когда приходили в обитель на богомолье.

Близ ворот Водяной башни находились келлии Архимандрита, за Троицким Собором ризница; далее – келлии Келаря с гостинными, для приезжих знатных лиц; палаты: Присутственная, Казначейская, крепостная, казнохранилище монастырское; келлии Казначея; палата присутственная соборная и, под церковию Соловецких чудотворцев, келлии больничныя.

К востоку от дома Царицы стояли еще гостинные покои, и потом следовали братския келлии, вновь выстроенныя после пожара в 1628 году. Оне шли к Пятницкой башне, поворачивали к святым воротам и простирались по другой стороне сих ворот к житницам. Подле житниц был пруд, который имел сообщение с верхним замонастырским прудом.

Подле конюшенных ворот, в стене, в трех отделениях жили стрельцы, кузнецы и плотники. Вблизи были кузницы, подле них братская кухня. Против соборной палаты находилась братская трапеза с церковию св. Михаила Малеина. Подле кухни был колодезь, другой подле келлий Архимандричих19.

При церкви Сошествия Св. Духа на юго-западной стороне была колокольня. Колоколов было 32; большой без означения веса, второй в 625 пуд., дача Царя Бориса Феодоровича; из прочих один назывался «Чудотворцев». Особый колокол был всполошный, или осадный; он висел на церкви Сошествия Св. Духа.20 На колокольне в 1632 г. поставлены боевые часы; другие находились на трапезе; третьи на одной из башен21.

Вот в каком виде находилась Лавра в половине XVII века. С течением времени к прежним зданиям прибавлялись новыя, а ветхия возобновлялись. В 1644 году устроен кладезь над новым источником воды, явившимся из-под стены Успенскаго Собора.22 В 1645 году поставлена часовня над гробом Преподобнаго Максима Грека.23 В 1650 году перестроена житничная башня. В 1651 году каличья, и может быть другия.24

Вот почему власти монастырския еще в 1644 году просили Царя Михаила Феодоровича о пожаловании Троицкому Сергиеву монастырю таких вотчин, откуда бы они могли добывать камень и известь безденежно, представляя Государю, что «в его богомолье, в дому Живоначальныя Троицы и великих чудотворцев Сергия и Никона каменное дело строится по вся годы, а на то каменное дело, где камени уломити и извести ужечь, в Троицких вотчинах таких мест ни где не обрелось», и что они «на то каменное строение об извести Государю по вся годы бьют челом».25

В конце XVII столетия стали приходить в ветхость церкви: надворотная и трапезная26. Вместо той и другой предположено устроить на новом месте церковь во имя Пр. Сергия, с трапезою. По повелению Царей Иоанна и Петра Алексеевичей, начато сие строение в 1687 году. В благословенной грамоте Патриарх Иоаким предписывал построить верх на той церкви по чину прочих каменных церквей, а не шатровый, и алтарь круглый тройной27. Чрез шесть лет строение окончено и храм сей 24 июля 1692 г. освящен Патриархом Адрианом, в присутствии Государей, Цариц, Царевича Алексея Петровича и Царевен, как видно из надписи по обеим сторонам главнаго входа в сию церковь28.

Вслед за тем церковь Пр. Сергия над вратами разобрана. Патриарх Адриан в том же 1692 году дал благословенную грамоту на создание вместо нея другой каменной же в честь Рождества Иоанна Предтечи, а в 1699 г. июля 18 д. дал грамоту и на освящение ея29. Это был последний храм, воздвигнутый и освященный во времена Патриаршеския.

В 1732-м году Архимандрит Лавры Варлаам просил у Святейшаго Синода благословение построить церковь над гробом ученика СергиеваПр. Михея, представляя, что есть на сие соизволение и Государыни Императрицы, которой он был духовником, и что в Троицком монастыре издавна поются Пр. Михею молебны, а не панихиды, и всегда читаются ему тропарь и кондак. Святейший Синод дал благословение устроить церковь над гробом Преподобнаго Михея и указом онаго разрешено сию церковь «наименовать, при освящении, во имя явления Пресвятыя Богородицы со святыми Апостолы святому Преподобному отцу Сергию Радонежскому, при котором сподобился быть и оный Преподобный Михей», как в житии Преподобнаго Сергия пространно изъявлено, на сие и Государыня Императрица изъявила свое согласие30. Церковь освящена 10 декабря 1734 года, как видно из надписи на деревянном кресте31.

Тот же Настоятель пожелал устроить церковь в честь чудотворнаго образа Пресвятыя Богородицы, Одигитрии, стоявшаго в монастыре против больницы по случаю исцеления одного больнаго при сем образе32. Для сего в 1735 г. обращены были в церковь две каменныя палаты, находившияся против той же больницы и служившия для приготовления пищи, и для трапезы рабочим и мастеровым монастырским людям. Но как оне были ветхи, и как чрез Архимандрита Лавры, Архиепископа Переяславскаго Арсения, поступило на украшение сей церкви от Графа Алексея Григорьевича Разумовскаго 3,000 р., то устроена была церковь Божией Матери вновь, почти на том же месте. В последствии Граф Разумовский приложил еще 1654 р. на позолоту иконостаса и написание образов в сию церковь живописною работою. В 1753 г. июля 3 дня церковь сия освящена Архиепископом Московским Платоном, как видно из надписи на кресте деревянном33.

В 1758 г. совершена последняя новая и освящена в честь образа Божией Матери Казанския церковь, устроенная при келлиях Архимандрита, в одной из двух палат, служивших прежде для принятия Царей и Патриархов, именно, в Патриаршей.

Для принятия же Государей, еще Архимандритом Тихоном Писаревым (1717–1721) построены чертоги на северной стороне монастыря, соединявшиеся с восточною стеною ограды длинным узким зданием.

В 1738 г. разобрана прежняя колокольня, и в 1741 г. заложена новая великолепная34.

В посещение Лавры Государынею Императрицею Елисаветою Петровною в декабре 1742 года, Архимандрит Кирилл испросил ея соизволение перестроить здания по линии от Троицкаго Собора и больничную церковь, и разобрать оружейную палату и некоторыя другия старыя здания при церкви Пресвятыя Богородицы Одигитрии. Государыня изъявила на сие согласие с тем, чтобы палаты, идущия от Троицкаго Собора и Больничная церковь перестроены были наилучшим образом, и монастырь был убран аллеями, проспектом, как было во время пришествия Ея Величества. Вместе с сим Государыня повелела зачатую строением каменную колокольню строить неспешно, чтобы оная на фундаменте остояться могла без повреждения; да и для того, дабы большой колокол перелитием к постановке в ту новую колокольню изготовился: ибо по рисунку колокольни надлежит тому большому колоколу быть во втором апартаменте35. Оружейная палата разобрана уже в 1779 году после того, как взято было древнее оружие, хранившееся в ней, в военную походную Канцелярию (1756 года) Графом Петром Ивановичем Шуваловым, который занимался устройством Русской артиллерии во время войны с Пруссиею. Прочия же здания, находившияся на линии так называемой Казначейской, перестроены при Архимандрите Лавры Арсение, в 1743–1745 годах; в них окна и двери прибавлены в свету, а для хода в Наместничьи келлии сделана каменная башня.

Но в 1746 г. маия 17, все братския келлии выгорели от пожара, начавшагося вне монастыря и перешедшаго в оный по деревянной кровле на ограде. После сего все оне возобновлены в более правильном и однообразном виде.

В 1771 г. окончено строение Каличьей башни, продолжавшееся 13 лет.

В 1782 году перестроено здание, где помещается ризница.

В 1789 году перестроен, неизвестно когда прежде построенный, юго-западный притвор Троицкаго Соборнаго храма, которым, по преданию, ознаменовано место явления Божией Матери Преподобному Сергию36.



Оглавление

Богослужения

17 апреля 2024 г. (4 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.