Беседа в день Благовещения Пресвятыя Богородицы

CDXXXIV.

345. Беседа
в день Благовещения Пресвятыя Богородицы.

(Говорена в Чудове мон. марта 25-го;
напечатана в Твор. Св. От. 1858 г. и в собр. 1861 г.)

<1858 год>

Блюдитеся, како слышите (Лук. VIII. 18).

Внимательно, разсудительно, осторожно наблюдайте за собою, как слушаете то, что доходит до вашего слуха, как принимаете и должны принимать слышимое. Так наставлял Христос Спаситель Своих учеников. Пречистая Матерь Его, преблагословенная Дева Мария в совершенстве исполнила сие наставление, когда оно не было еще произнесено.

Христиане! Наставление Христа Спасителя относится и к нам потому самому, что мы христиане, то есть, ученики и последователи Христа. Пример пречистой Матери Его может ввести нас в разумение наставления Его.

Праматерь Ева не положила себе правила: блюстися, како слышит, когда вступал с нею в разговор змий искуситель, хотя самая необычайность сего явления должна была внушить осторожность. Чрез отверзтое любопытством ухо словесный яд проник до сердца ея и отравил душу грехом, прежде нежели вкушением запрещеннаго плода отравлено тело. И праотец Адам не уберег своего слуха от греховнаго слова жены: и чрез нестрегомое ухо допустил смерть войдти во весь род человеческий.

Не так пресвятая Дева Мария. Как предопределенная в служение таинству исцеления человеческаго рода от смертоносной заразы греха, она, при самом вступлении в сие служение, исправляет первоначальную погрешность прародителей. Она слышит приветственный глас Ангела, уже более или менее ведомый ей, со времени воспитания ея во храме Иерусалимском: и при всем том блюдется, како слышит; не вдруг допускает высокое о ней слово до смиреннаго сердца; не отвечает на привествие; останавливается в заботливом размышлении. Смутися о словеси его, и помышляше, каково будет целование сие (Лук. I. 29).

Какое это слово, которым произведено смущение в душе чистой и мирной? Это слово Ангела: радуйся благодатная, Господь с тобою; благословенна ты в женах. Но что же здесь могло быть причиною смущения? Причиною смущения обыкновенно бывает слово печальное, или строгое, или унижающее, или обидное, или угрожающее. Ничего такого нет в словах Ангела. В них видны: радость, благоговение Ангела к пресвятой Деве, ея достоинство, Божие к ней благоволение. Вникните в дело духовным разумением. Словом печальным, строгим, унижающим, обидным, угрожающим, приводится в смущение наша нетерпеливость, наша гордость. Сих качеств не было в пресвятой Деве; почему и такия тяжкия слова не привели бы ее в смущение. Но в ней обитает глубокое смирение: и потому для ней неудобоприемлемо слово, которое возвышает ее. Смирение не любит оглашающей похвалы; уклоняется от нея; боится, чтобы она неповредила ему: и потому, когда слышит хвалителя, с невольною заботою внутренно вопрошает: действительно ли ты Ангел Света? – Таково значение смущения, в которое пресвятая Дева приведена была приветствием небеснаго благовестника.

Но и безпорочное смущение есть состояние не естественное. Душа, ощутив себя в оном, ищет пути, чтобы выйдти из онаго. Какой же путь открыла для сего пресвятая Дева? – Путь безмолвнаго размышления. Помышляше, каково будет целование сие.

Вслушайтесь пристально в молчание пресвятыя Девы пред благовествующим Ангелом: вы найдете, что сие молчание также премудро, как премудро слово. Если бы Мариамь поспешила отвечать на хвалебное приветствие Ангела без отрицания слышимой хвалы: это было бы утверждение и принятие хвалы, и было бы тяжко для Девы, в отношении к ея смирению. Если же она отвечала бы с прекословием: это могло быть оскорблением вестнику небесному. И того и другаго затруднения избежала она, скрывшись от слова в молчание, и употребив для размышления. Помышляше: каково будет целование сие? Что значит приветствие необычайное? Как поступить с приветствием, которое трудно и страшно принять, и также трудно и страшно отвергнуть? Если от Бога приходит слово: не явит ли Он знамения, прекращающаго смущение и страх, и разрешающаго недоумение? – Знамение действительно явилось в том, что на глубокомысленное молчание пресвятыя Девы, как бы на внятное слово, Ангелом дан сообразный ответ: не бойся, Мариамь. Из сего познала она, что Бог открыл Ангелу ея внутреннее состояние, и послал ей слово успокоения; и что следственно с спокойствием и верою должно внимать дальнейшему провещанию Ангела. Так она приготовилась и приготовлена была принять благовещение о воплощении в ней Сына Божия – Спасителя мира: и возмогла из безмерной глубины смирения изнести безмерно высокой веры1 слово: се раба Господня; буди мне по глаголу твоему.

Видишь ли, христианская душа, хотя отчасти, душу пресвятыя Девы, ея внутреннее благоустроение, ея бдительность на страже нравственнаго самоохранения2? Учись сокровенно мудрости Ея, подражай бдительной осторожности Ея в собеседовании. Блюдися, како слышиши. Не останавливай себя тем, что ея путь очень высок; и что твой путь инаков. Если обленишься, и не поревнуешь хотя издалеча последовать пресвятой Деве путем восходящим: то легко можешь совратиться на путь Евы, низходящий и ведущий к падению. Легко может случиться, что к тебе подкрадется какой нибудь словоохотный змий, мудрейший всех зверей сущих на земли (Быт. III. 1), но далекий от мудрости даже просто человеческой, и кольми паче от небесной, который видится обитателем рая, а невидимо принадлежит к жителям ада, котораго словеса умякнуша паче елеа, и та суть стрелы (Псал. LIV. 22), который в мечтательных и льстивых словах обоготворит тебя, а в самом деле заразит тебя клеветою и хулою на Бога, который предложит тебе красивый и сладкий плод, и ты в нем вкусишь грех и смерть.

Пример пресвятыя Девы показывает, что с осторожностию должно слушать даже ангельское слово. И если такая осторожность нужна была для нея: то кольми паче нужна для нас. Ибо, как предостерегает Апостол, сам сатана преобразуется во Ангела светла (2 Кор. XI. 14): и потому неосмотрительный может принять блестящую медь за золото, – слово лести и обмана за слово истины. Если твоему внешнему или внутреннему слуху является необычайное слово, представляющее себя посланным свыше: не спеши принимать оное; размысли в безмолвии, испытай, согласно ли оно с достоверно известным словом Божиим и учением Христовым; огради себя смирением, молитвою, и притом, как учат богомудрые, троекратною молитвою, и, поколику возможно, советом имеющих духовную опытность. – Истина не оскорбится твоею осторожностию: а ложь и мечта не успеют обаять тебя.

Если и Ангела слышащему нужно блюстися, како слышит: что сказать о собеседованиях человеческих? Сколько в людях ложных и худых мыслей, сколько страстей, сколько пороков! Все они могут обратиться в заразу, более или менее сильную и вредную, приметно и неприметно переходящую чрез слово и собеседование. Много явных и скрытых опасностей: много нужно благоразумия и осторожности.

Слышишь ли слово в похвалу тебе? – Остерегись. Похвала нередко скрывает в себе лесть; или может самого тебя сделать льстецем для самого тебя, если пленишься ею; может удалить от тебя смирение, и поселить в тебе самонадеяние и небрежение о дальнейшем усовершении себя и своих дел. Услышав похвалу, помысли, каков ты должен быть, вспомни свои недостатки; и старайся иметь достохвальныя мысли, намерения и дела, а не ловить исчезающий звук похвалы.

Слышишь ли слово, тебя оскорбляющее, или унижающее? – Остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который правды Божия не соделывает (Иак. I. 20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению, и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.

Слышишь ли слово, порицающее и осуждающее ближняго? – Остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужаго языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которыя вреднее для осуждающаго, нежели для осуждаемаго.

Слышишь ли слово, опечаливающее настоящим или угрожающим бедствием? – Остерегись, чтобы твоя печаль не сделалась сильнее твоего разсудка и твоей воли. Многи бо печаль уби; и несть пользы в ней (Сир. XXX. 25). Раствори печаль твою молитвою и умиротвори себя преданностию в волю Божию и упованием на милосердие Божие.

Чтo, если услышишь или увидишь в чтении3 слова неблагонравия, неблагоговения, неверия? – Поспеши заградить ухо твое и закрыть око твое4 от тлетворнаго ветра. Не прельсти себя мыслию послушать или прочитать5 из любопытства, или для забавы. Не касайся сажи. Не играй огнем. Не желай узнать вкус6 яда. Тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. XV. 33).

Не надобно ли, – скажет кто нибудь, – не надобно ли иметь осторожности и при слушании учения духовнаго и нравственнаго? – Точно надобно иметь осторожность, – именно осторожность, чтобы не быть, по выражению Апостола Иакова, слышателем забытливым, подобным человеку, который посмотрел на себя в зеркале, отошел и забыл, каков он. Ибо не слышатель забытливый, но творец дела, сей блажен в делании своем будет (Иак. I. 22–25). Аминь.



Оглавление

Богослужения

29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.