(Говорена марта 26-го; напечатана в
Твор. Св. От. 1857 г. и в собрании 1861 г.)
Несколько десятилетий1, могу счесть и я с того времени, как священноначалием дано мне благословение служить олтарю, и беседовать в церкви: и после стольких лет нов для меня2, встречаемый ныне, особеннаго рода случай для молитвы и слова.
Мужи чтимых званий, избранные служители Царскаго человеколюбия, сочли пятдесят лет деятельности своего сотрудника и старейшины; взором уважения и сочувствия измерили необыкновенно долгий на одном возвышенном поприще ряд подвигов, ознаменованных неизнемогающею и в преклонных летах ревностию, правдою и искренностию, столь же свободною пред Высочайшим Престолом, как и в совете равных, бдительною попечительностию о благоустроении целых благотворительных учреждений, и о благе всех к ним принадлежащих, наконец высоким доверием Благочестивейших Императоров и Императриц: и, не только старались соплести подвижнику венец, сколь можно, неувядаемый даже в
Можно ли было не пожелать утешения участвовать в сей молитве, и не призванному к ней, но узнавшему ея предмет и время?
А участие в сем торжестве словом? Не так же ли желательно? Видите, что я уже уступил и сему желанию.
Но если вы ожидаете, чтобы я вошел в ваш труд, и увенчаваемому вами также сплетал венец из слова, не исполню ожидания вашего: ибо знаю, что исполнением сего не удовлетворен, а отягчен был бы тот, кто при своих деяниях всегда имел и имеет в виду не похвалу и славу от человеков, но обязанность, правду, пользу, человеколюбие, верное исполнение Державной воли, наконец Самим Христом для человеческой деятельности предпоставленную цель славу, яже от единаго Бога (Иоан. V. 44). Да и место, на котором стою, назначено не для похвалы и славы человеческой, но для провозглашения славы Божией, для слова Божия, для возвещения воли Божией, для напоминаний и советов о том, что угодно Богу, и спасительно для нас.
Не колеблюсь сказать, что торжество, вами составленное, не было бы очень возвышенным, если бы в нем заключалось только желание сделать нечто приятное одному досточтимому лицу. Высшее достоинство вашего торжества заключается в том, что вы чрез него выражаете общественное мнение, благоговеющее пред испытанною временем и созревшею добродетелию; и таким образом произносите сильное поучение себе и другим.
С необыкновенным вниманием взираете вы на3 долгую жизнь, всецело посвященную верному и чистому исполнению обязанностей к присным, к подчиненным, к ближним вообще, к отечеству, к Царю, к Богу, и более, нежели со вниманием; вы ее одобряете, чтите. Прекрасно, и сугубо сие прекрасно, если с сим вместе каждый одобряет к собственному исполнению то, что одобряет и чтит в исполнении другаго4.
Притча Соломонова говорит: венец хвалы старость; на путех же правды обретается (Притч. XVI. 31). То есть: вы можете достигнуть старости, которая будет увенчана похвалою: но чтобы достигнуть такой старости, надобно идти к ней путем добродетели. А если не сим путем пойдете: то или не достигнете старости, или старость ваша не будет увенчана. Приближающиеся к старости! Будьте внимательны5, верным ли путем идете к ней. Младолетные! Не отлагайте вступить на путь добродетели, на котором одном можете найти венец хвалы для вашей старости. Не только на пути порока, но и на распутиях легкомыслия, суеты, роскоши, праздности, нельзя найти венца хвалы.
Пожелаем и помолимся, чтобы честь, воздаваемая испытанной добродетели, была семенем и действительным посевом добродетели на обширном поле; чтобы чтимая добродетель не преставала отражаться в чтущих ее, чтобы сословие благородных по роду и наименованию всегда обиловало благородными чувствованиями и деяниями; чтобы велия мощь вельмож продолжала проявлять себя в великих общеполезных подвигах, чтобы сынове родящиися, которые сменят нас на поприще жизни общественной, не возмнили не утвержденным своемудрием и поверхностно блистательною деятельностию затмить и заменить древнюю добродетель, глубоко на вере и благочестии основанную.
Да не забудется и сия притча: вельможи, и судии, и сильнии славни будут, и несть от них ни един вящший боящагося Господа (Сир. X. 27). Аминь.
19 апреля 2024 г. (6 апреля ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра