(Говорено в Успен. Соборе июня 25;
напечатано в Тв. Св. От. 1852 г. и в собр. 1861 г.)
Приближи ко Господу дела твоя и утвердятся помышления твоя |
Вот одна из притчей Царя Соломона, которыя он, по собственному его сказанию, написал для того, чтобы человек мог познати премудрость и наказание, уразумети же правду истинную (I. 2. 3), то-есть, посредством основательнаго наставления узнать истинную добродетель и ею направить жизнь к блаженству.
Почему сия притча пришла мне на мысль для настоящаго слова, вы усмотрите вскоре: но прежде всмотримся в притчу.
Приближение к Богу, по благотворному намерению Творца, соответственно потребности существа сотвореннаго по образу Божию, есть для человека истинная и законная цель стремления на поприще жизни. Сотворенный по образу Безконечнаго, человек не удовлетворяется конечным: и если гоняется за тем, что ему представляется желательным в тварях, то, и по достижении желаемаго, не остается довольным, вскоре находя оное для себя маломерным и недостаточным. Ум, сотворенный по образу Безконечнаго, только вечною истиною может утолить жажду ведения. Сердце, сотворенное по образу Безконечнаго, только безконечным благом может насытить алчбу благополучия и блаженства. Так, конечно, мыслил Царь-пророк, когда взывал к Богу: насыщуся, внегда явитимися славе Твоей (Псал. XVI. 15). Посему и увещавает другой Пророк: приближайся к Богу своему присно (Ос. XII. 6). И Апостол поощряет к сему обещанием облегчающей сие взаимности: приближитеся Богу, и приближится вам (Иак. IV. 8).
Но как может человек приближиться к Богу невидимому и непостижимому? Очевидно, не может лететь, как-скоро пожелает, всем существом своим от земли на небо, из видимаго в невидимое: а может и должен направлять к Богу движения своих сил и способностей, преимущественно ознаменованных образом Божиим, не связуемых телесным, не ограничиваемых пространством; может и должен устремлять к Богу помышления и желания, приближаться к Богу умом и сердцем, созерцанием и молитвою, верою и любовию.
На сем правом пути встречаются затруднения, которыя происходят частию от прирожденнаго повреждения нашей природы, удобно простирающагося и на наш произвол, частию от приражения сил, действующих вне нас, также поврежденных и уклоненных от благустроения Творческаго. Хотя мы сознаем, что мы властны думать, о чем хотим: однако не случается ли, что, воскриляя помышления наши к Богу, не можем долго и постоянно удерживать их на высоте, что оне, то как бы ненарочно низпадают, то, даже вопреки нашим усилиям возвысить их, низвергаются долу, на предметы низкие, суетные? Хотя чувствуем, что не какая-либо посторонняя сила движет наши желания, а мы сами произвольно простираем их к тому или другому предмету: однако не случается ли, что направляя желания наши к благам духовным, небесным, вечным, мы испытываем сильное противоборство других желаний, которыя влекут нас к предметам земным, тленным, к удовольствиям чувственным, и ослабляют и задерживают наше стремление к Богу?
Против таких и подобных затруднений хочет подать нам помощь притча, которая предлагает приближить к Богу дела наши, и обнадеживает, что чрез сие утвердятся помышления наши. Приближи ко Господу дела твоя, и утвердятся помышления твоя. В самом деле, можем ли мы не колеблясь приближаться к Богу нашими помышлениями, желаниями, духом, когда небрежем о соответственном сему направлении наших дел? Хотя дух должен быть сильнее плоти, дух бо бодр по самому естеству, плоть же немощна по естеству ея (Марк. XIV. 38): однако может ли иметь полную силу духовная мысль, когда ей противоборствуют чуждыя духовнаго направления дела, с которыми соединена сила таких же мыслей и желаний, произведших оныя, и, в случае учащения оных, и сила
Спросишь ли: как могу приближать к Богу дела свои? Я уже сказал: одушевляя их мыслию, устремленною к Богу.
Не говорю теперь о делах беззаконных и злых: их не льзя приближить к Богу; их должно всею силою воли отражать и отвергать, как удаляющия от Бога.
Говорю о делах добрых, или по крайней мере безвинных, обыкновенных в жизни, но не представляющихся в непосредственном отношении к Богу; подвизайся не делать их в забвении о Боге, по своеволию, по прихоти, по страсти; потому что чрез сие удаляешь их от Бога, и оне, приметно или неприметно, удаляют тебя от Бога.
Если, например, хочешь благотворить ближнему, не делай сего для славы или почести, потому что чрез сие приближаешь свое дело к людям, а не к Богу; не делай сего без внимания, без мысли и чувства, потому что такое дело будет без жизни, и следственно без движения к Богу; подай твою лепту нищему с сердечною мыслию о Рекшем: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (Лук. VI. 36), и твоя лепта пойдет чрез нищаго к Богу, и тебя поведет к Богу.
Если призываешься к делам звания и служения общественнаго: не ищи возбуждения твоей ревности в желании наград и в надежде возвышения над другими; найди для себя движущую силу в мысли, что должностное в обществе лице Божий слуга есть во благое (Римл. XIII. 4); служи Царю и царству верою и правдою, чтобы тем принести службу Богу, и твои дела для отечества земнаго будут приближать тебя к отечеству небесному.
Если трудишься для потребностей и благосостояния
земной жизни: берегись поставлять себе целию то, чтобы наконец сказать с богачем
притчи: душе, имаши многа блага, яждь, пий, веселися (Лук. XII. 19):
притча уже сказала, что это путь безумия и ведет ко внезапной погибели. Возьми
себе в руководство Апостольское слово: есть снискание велие великое
Аще ясте, говорит Апостол, аще ли пиете, аще ли ино что творите, в славу Божию творите (1 Кор. X. 31). Примечайте, как и то дело, которое чревоугодника унижает до самых низких между безсловесными, благоразумный может одушевить возвышенною мыслию и, по выражению Соломона, приближить ко Господу.
Видишь ли дело, которое надобно начать: прежде нежели введешь оное в область событий, приближи оное к Богу молитвою о благословении на его начатие, о помощи для его совершения.
Смотришь ли на дела, которыя ты уже совершил с успехом, с достоинством, с пользою для себя и других, со славою; не приближай их слишком к себе, не питай ими своего самомнения; приближай их к Богу, исповедуя над ними благость Его Провидения, вознося к Нему фимиам благодарнаго сердца.
Сие последнее значение и применение притчи Соломоновой ныне особенно, к утешению и назиданию, мы можем видеть в живом, величественном действии.
От начинающагося ныне новаго лета жизни Благочестивейшаго Самодержца нашего обращаясь к лету прошедшему, там видим мы день, на который с ожиданием смотрели дни предшествовавшие, на который с благоговением смотрят и смотреть будут дни последующие. Это день, в который совершилось Его двадесятипятилетие в качестве Богом венчаннаго и помазаннаго Царя. Сколько воспоминаний приносил Ему сей день о подвигах и достопамятных делах, которыя он совершил, ко благу Церкви и царства, в войне и мире, в законодательстве и управлении, в возвышении благоустройства званий и состояний, в излиянии милостей и щедрот, в призрении страждущаго и безпомощнаго человечества, в облегчении неотразимых человеческою силою частных и общественных бедствий, в укрощении бурь и волнения моря народов, иногда единственно Своею личною непоколебимостию и силою духа! Как же торжествовал Он сей день? Чем ознаменовал сии воспоминания? Дух Его вознесся превыше всякой торжественности земной: Он приближил ко Господу дела Свои. С совенчанною Супругою и собором втораго и третьяго рода Своего семейства, на крилах огня Он перенесся из Своей новой в Свою древнюю столицу единственно для того, чтобы принести Богу фимиам благоговеющаго и благодарнаго сердца в том самом храме, в котором приял от Него священное венчание и помазание. Торжество, безспорно, самое высокое! потому что восходит непосредственно к Богу. Торжество в высшей степени радостное! потому что радость в нем небесная.
Праведно, Россия, ты нарицаешь Царя своего благочестивейшим. Радуйся о сем, и храни для себя свою радость, непрестанно подвизаясь и сама быть достойною наименования, которым Его украшаешь. Подвизайся быть и пребыть деятельно благочестивою, приближая ко Господу дела твои, живою верою и неуклонным последованием заповедям Его, да возможешь с твердою надеждою взывать к Нему пророческим гласом: тогда не постыжуся, не поколеблюся, утверждуся в силе и славе, внегда призрети ми на вся заповеди Твоя (Псал. CXVIII. 6). Аминь.
29 марта 2024 г. (16 марта ст. ст.)
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2024 Свято-Троицкая Сергиева Лавра