<Примечания к главе 7>

1 Истор. Росс. Иерар. т. 6, стр. 296.

2 Вероятно в феврале 1610 г., потому что он скончался 10 маия 1633 г., быв настоятелем, как известно из записок монастырских, 23 г. и 3 месяца.

3 19-го февр. 1611 г. дана Аврамием Палицыным в Троиц. обитель грамата на шестую долю выти в селе Лазареве, доставшемся ему по суду после двоюроднаго брата его Смиряя Катунина; сверх сей отчины, оцененной в 30 руб., Аврамий пожертвовал девять печатных книг и четыре рукописи за 42 р. и денег 28 руб., а всего вклад простирался до 100 руб.

4 Аврам. Палицына Опис. осады Троиц. монаст. стр. 217.

5 Эта первая призывная грамата из Троиц. мон. Авр. Пал. также 218–220. Она упоминается в Акт. Арх. Экспед. т. 2, стр. 228.

6 Житие Пр. Дионисия. стран. 57, 58.

7 Рукоп. о новоявленных чудесах Пр. Сергия (сочинение Келаря Симона).

8 Истор. Государ. Росс. т. 12, прим. 731.

9 Акт. Арх. Эксп. т. 2, стр. 328.

10 Житие Пр. Дионисия стр. 82, 83 и Собр. Госуд. грамат Т. 2, стр. 57.

11 В печ. издании стоит ошибочно: июля. См. книгу: Аврамий Палицын, С. Кедров, стр. 121, в примеч. А. Л–д.

12 Аврам. Палиц. об осаде стр. 228–235.

13 По всей вероятности послание о мире, найденное в архиве Троиц. Лавры и напечатанное во 2-м Т. Акт. Арх. Эксп., писано Дионисием. Слово нищий, каким называет себя умоляющий, и весь ход письма показывают, что послание писано духовным лицем.

14 Аврам. Палиц. об осаде Троиц. Лавры стр. 261. И накануне Царскаго венчания 10 июля на всенощном бдении служба отправлялась Пресвятой Троице, чудотворцам Московским и Пр. Сергию. Собр. Госуд. грам. Т. III, стр. 70).

15 После осады она осталась в самом жалком положении, как описывает Аврамий Палицын: «от подкопов и от слухов и от пушечнаго бою башни и стены градныя разседошася, а в иных местех мало не падоша и строения; в обители же службы и келлии братския без покрова быша, и многие келлии и службы в монастыре погорели».

16 Кроме общей тарханной граматы утверждены за монастырем: сбор с конской площади в Москве, Сбор. № 1 гр. 420, свобода от подписных и печатных пошлин с грамат № 419 и др.

17 Грам. 520, 573, 584.

18 Впрочем еще в конце 1615 г. власти монаст. писали к Царю: «в вотчинах Троицкаго монастыря хлеб не родился, и для того в монастыре скудость великая; крестьяне раззорены; имать хлеба не на ком», принуждены «займуя деньги посылать на монастырский обиход купить хлеба по городам». Грам. 582.

19 Подлинныя свидетельства о взаимных сношениях России и Польши изд. Мухановым стр. 81–93.

20 Так по сказанию Аврам. Палиц. стр. 276 и по Польским памятникам. См. у Муханова стр. 98, а не село Сватково, как в Летописи о мятежах стр. 325.

21 Аврам. Палиц. – Деулино и в писцовых книгах 131 и 132 г. названо «Мирным». Церковь, поставленная в память сего мира, сгорела в 1860-х годах.

22Житие Пр. Дионисия.

23 Акт. Арх. Экспед. Т. III, стр. 337.

24 На сумму около 1900 р. по тогдашним деньгам и оценке.

25 Летопись о мятежах стр. 339–343.

26 Акт. Археогр. Экспед. Т. III, стр. 456 и Описан. Соловецкаго монастыря ч. 1, стр. 128, 138. Известность Пр. Елеазара двору, и рождение Ц. Алексия Михайловича, по молитвам сего старца, объясняют отчасти первоначальное сближение с Ц. Алексием Михайловичем ученика Елеазарова Никона. Житие Патр. Никона, опис. Шушериным стр. 9–12.

27 По прозванию он пишется Вявлетин и Вязьмитин. См. Опис. Песнош. мон. стр. 92.

28 В Синодике записано более 70 имен слуг, служебников, стрельцев и даточных людей монастырских, под 7142, с отметкою: померли в Дорогобуже. О собор. определении Акт. Арх. Эксп. Т. III, стр. 335.

29 Ркп. житие Пр. Дионисия, составленное старцем Симоном.

30 Поэтому случаю переписаны и все граматы на вотчины монастырския, как вкладныя, так и жалованныя Великих и Удельных Князей и Царей. Сборник окладных грамат с присовокуплением прочих документов на владение вотчинами, или Вотчинная книга, разделяется на две части, и содержит в себе 2375 актовых бумаг разнаго рода. Сборник жалованных грамат Великих и Удельных Князей и Царей содержит в себе 588 гр. Оба сборника скреплены по листам властями монастырскими и дьяками.

31 Рукопись о новоявленных чудесах Пр. Сергия, и Доклад Царю Михаилу Феодоровичу о разных делах монастырских в 1642 г. в Архиве Лавр.

32 Рукоп. о новоявленных чудесах Пр. Сергия, в Академ. Библиотеке.

33 Рукоп. в Москов. Патриаршей Библиотеке и в Троицкой Лаврской.

34 Собр. Госуд. Грам. Т. III, стр. 478, 479. Отписка Никона к Царю Алексею Михайловичу из Троицкаго монастыря и из села Воздвиженскаго. Дворц. записки, ч. 2, стр. 161.

35 В Собр. Грам., грам. Царицы Марьи Ильиничны. Т. 3 стр. 532.

36 Современное известие о сей иконе находится в одной из рукоп. Акад. Библиотеки.

37 Рукоп. о новоявленных чудесах Преп. Сергия.

38 Выезды Царские замечены в повседневных дворцовых записках.

39 Сведения, собранныя им на Востоке, записаны в его Проскинитарии, который подлинником хранится в Патриаршей Библиотеке.

40 Митр. Евгения Словарь о писателях духовнаго чина т. I, стр. 54.

41 Акт. Археогр. Эксп. т. III, стр . 172–175.

42 Последняя грамата в Записках Отд. Русс. и Слав. Археол. т. II, стр. 698.

43 См. Вклад. книгу о настоятелях Троицких.

44 Древн. Вивлиоф. ч. 15, стр. 241–282 и 10, стр. 351–357.

45 Донос на Хованскаго в Собр. Акт. Археогр. Эксп. Т. IV, стр. 368. Воззвание к городовым войскам, разосланное из Саввина монаст., там же стр. 372.

46 Записк. Туманск. Ч. 5, стр. 247–249.

47 Анекдоты о Имп. Петре В. Штел. стр. 74 и 94.

48 Запис. Туманск. ч. 5, стр. 249–288. и Акт. Археогр. Экспед. т. IV, стр. 372 и след.

49 На лицевой стороне сей медали изображено: «Божию милостию Мы великие Государи Цари и Великие Князья Иоанн Алексеевичь, Петр Алексеевичь и Великая Государыня Благоверная Царевна и В. К. София Алексеевна, всея великия, и малыя, и белыя России Самодержцы». На обороте: «пожаловали Генерала думнаго нашего Агея Алексеевича Шепелева за службу 191 года, что он был в нашем Великих Государей походе в Троицком Сергиевым монастыре с ближним нашим Боярином, оберегателем и дворовым воеводою со князем Васильем Васильевичем Голицыным в товарищах». Собр. Госуд. грам. Т. 4, стр. 465–469.

50 Выписка из журнала Гордона, напеч. в Сыне Отеч. 1840 г. м. ноябрь.

51 Запис. Туман. ч. 1, стр. 202–211. Из числа возмутителей спасся известный своею любовию к наукам монах Сильвестр Медведев. Он бежал из России; но на границе в Смоленском Бизюкове монастыре пойман и, лишенный монашества, послан был в Троицкий монастырь в заточение; здесь изъявил раскаяние в своих заблуждениях, которыя защищал в споре с Греками Лихудами, относительно времени пресуществления Евхаристии; но чрез два года снова замешался в бунте и предан смертной казни. Ркп. Вифан. Библиот. Сборник и Записки Туман. 9, 110.

52 Сборн. под № 4 Грам. 88.

53 Допол. к деян. Петра В. ч. 4, стр. 208.

54 Словарь о писат. духов. сана т. I стр. 301–304.

55 Иларион 27 авг. 1711 г. переведен в Курскую епархию; сконч. 1720 г. апреля 4 дня.

56 О судьбе Сильвестра см. Др. Вивлиоф. т. 18, стр. 96 и Истор. Обозр. Ряз. Иерархии. Марта 22 он перевед. в Смоленск, марта 3-го 1720 г. в Тверь, в 1723 г. в Рязань, в августе 1725 г. в Казань, декабря 31-го 1731 отлучен и взят в Невский мон. Отсюда переведен в Псков, наконец в Крутицкий и там скончался. Извлечено из Истор. Росс. Иерархии.

57 Выписка об Астрах. бунте 1705 и 1706 г. в прилож. к Журналу Петра В. изд. Щербатовым 1772 г. ч. 2, отдел. 2, стр. 193–294. См. также Журнал Петра В. стр. 134–136.

58 В 1731 г. он лишен сана за медленность в производстве дела о Льве Е. Воронежском (котораго впослед. признали невинным), и послан в Вологод. Спасокаменский мон., где и скончался, приняв схиму в 1733 г. Истор. Иер. Росс. 2 изд. ч. 1, стр. 252.

59 Более см. о Гаврииле в Сл. о писател. духов. сана т. I, стр. 77–81.

60 На сие указывают власти монастырские в докладе своем Государыне Императрице Екатерине II в окт. 1762 г.

61 Указ июля 15-го 1730 года, в архиве Лаврском.

62 Указ Государыни от 21 сент. 1738 г. в Полном Собрании Законов т. 10, стр. 619–623. Указ Св. Синода с препровождением инструкции в архиве Троицкой Лавры.

63 «Префекту Афанасию Троицкой десятины священникам и диаконам, которым за удалением от Лавры на поучении быть невозможно, задавать ко изучению из книжицы: Катихизис именуемой, при неколиком задаваннаго истолковании, по разсмотрению, – и велеть, дабы они той Катихизис, когда, что и на сколько времени задано будет, изучали, хотя не до слова, токмоб силу того писания разумели совершенно, и когда их о том вопросят, чтобы сказать могли. А ему Префекту назначать время, когда им приезжать в Лавру, и по приезде их екзаменовать». Арх. Тр. Сем. 1747 г.

64 Как показывает, кроме ризницы, и указ в 1744 г. в Полном Собрании Законов т. 12, стр. 134 –136. Ею дарована Лавре последняя утвердительная грамата на все ея вотчины 1752 г. июня 15 дня. Напечатано в Чтениях Общества Истории и Древн. Росс. 1865, кн. 4.

65 Потом перемещен на кафедру Ростовскую, где и скончался в 1776 г.

66 Из рукоп. Вифан. Семинарии, в которой содержится список всех Российск. Архиереев.

67 Из Новгорода 28 маия 1763 г. переведен на епархию Тверскую; и в том же году окт. 28 на епархию Псковскую; в 1798 г. окт. 9 д. уволен и скончался 24 генв. 1799 в С.-Петербурге.

68 Архив Троиц. Лавры 1768 г.

69 Поучит. Слов. Митр. Платона Т. ХХ, стр. 420–421.



Оглавление

Богослужения

6 мая 2024 г. (23 апреля ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Для святой воды и масел

Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.