к главе V – 246

Глава V

С. 43. «Все поступки Варфоломея…  – говорит святитель Платон,  – показывали, что он был муж… рассуждения духовного».  – Источник цитирования не установлен.

       ...связать себя обетами монашества...  – Принимающие монашеский постриг дают перед Богом обеты (обещания), имеющие целью привести постригаемых к нравственному совершенству. Эти три обета суть: девство (безбрачие, чистота и целомудрие), послушание (совершенное отречение от собственной воли и смиренное служение братии) и нищета (нестяжание, отказ от попечения о накоплении земных благ).

С. 44. «...облеки меня в чин иноческий...»  – Так Епифаний Премудрый выразил просьбу Варфоломея о монашеском постриге. В молитвах во время пострига «облачением в чин иноческий» называется облачение постриженника в монашеские одежды.

С. 45. ...был Сергий... последний мудрованием…  – Под «мудрованием» здесь следует понимать горделивые, самонадеянные помыслы.

...ни один не достиг меры его духовного возраста.  – То есть не достиг меры его духовного совершенства. Святоотеческое учение выделяет в человеке, стремящемся к духовному совершенству, разные этапы его развития: от только начинающего жить по Христу, «младенца во Христе» (1 Кор. 3, 1–2), до «мужа совершенна, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4, 13).

       …с отнятием власов...  – Отъятием волос (ц.-слав.) называется крестообразное пострижение четырех прядей волос у принимающего монашеский постриг.

...совлекался и ветхого человека, чтобы облечься в нового...  – «Ветхим» в православной традиции называется человек, душа которого находится в помрачении и порабощении ее грехом (по словам апостола Павла, ветхий человек истлевается в обольстительных похотях (Еф. 4, 22)); оставление греховной жизни через покаяние называется «совлечением ветхого человека» (Еф. 4, 24). Но это только начало духовного возрождения. Апостол Павел учит, что христианину нужно не только «совлечься ветхого человека», но и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).

«<...> ...отрекаясь от всего, что в мире, он, как бы обновляемый юностию орлею, возлетал на высоту созерцаний духовных…»  – См.: Житие Преподобного Сергия и Похвальное ему слово. С. 45–46 [21].  – Для описания внутренних духовных перемен, произошедших в преп. Сергии после пострига, Епифаний Премудрый использует знаменитый образ из Священного Писания  – образ орла, который с обновлением оперения получает юные жизненные силы для полета ввысь (ср. Пс. 102, 5: Обновится яко орля юность твоя).

Семь дней провел новопостриженный Сергий неисходно в своей церквице...  – Чинопоследование монашеского пострига предписывает новопостриженному монаху в течение нескольких дней (не менее пяти) после пострига пребывать в церкви, присутствуя на каждом богослужении и упражняясь в чтении.

…уклонялся от всякого поделия...  – Поделием (др.-русск. «побочное», «неважное») для монаха является все не относящееся непосредственно к служению Богу, в том числе и занятие каким-либо рукоделием.

С. 46. ...трудникам спасения.  – То есть подвизающимся на пути достижения Царства Божия: совершающим аскетические подвиги терпения, смирения, поста, молитвы и т. п.

...жестокость... пути иноческого…  – суровость, строгость монашеского подвига.

С. 47. …новоначальный инок…  – недавно постриженный в монахи.

Подивился старец смиренномудрию своего новопостриженника.  – Смиренномудрие (или нищета духовная) есть одна из главных христианских добродетелей, заключающаяся в том, чтобы на деле считать себя последним грешником пред Богом. Божественная благодать приходит только к людям, души которых очищены смиренномудрием. Опыт Христианской Церкви свидетельствует, что стяжать добродетель смиренномудрия можно преимущественно в результате долгих трудов и обладают ею, как правило, лишь опытные в духовной жизни подвижники и духоносные старцы. Поэтому смиренномудрие новоначального инока и вызывает удивление игумена.

С. 48. ...по плану Божественного домостроительства...  – Божественным домостроительством называется в православном вероучении промыслительная деятельность Божия, направленная ко спасению каждого человека.



Оглавление

Богослужения

21 сентября 2019 г. (8 сентября ст. ст.)

Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прпп. Александра Пересвета (1380) и Андрея Осляби, учеников прп. Сергия Радонежского (ок. 1380). Мч. Созонта (ок. 304). Свт. Иоанна, архиеп. Новгородского (1186). Прмч. Макария Каневского, архим. Овручского, Переяславского (1678). Прп. Макария Оптинского (1860). Прп. Серапиона Псковского (1480). Апп. от 70-ти Евода (66) и Онисифора (после 67). Мч. Евпсихия (117–138). Прп. Луки (после 975). Сщмчч. Петра Снежницкого и Михаила Тихоницкого пресвитеров (1918); сщмчч. Евгения, митр. Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и прмчч. Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; сщмчч. Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, прмч. Льва Егорова (1937).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).