В Успенском соборе хор братии и студентов Академии исполнил песнопения предпразднства Рождества особым распевом по традиции Лавры

В Успенском соборе хор братии и студентов Академии исполнил песнопения предпразднства Рождества особым распевом по традиции Лавры

Праздник Рождества Христова включает в себя пять дней предпразднства. Обычно двунадесятые праздники имеют один день предпразднства. Исключение из этого правила церковный Устав делает только для двух Господских праздников: Рождества и Крещения Господня. Все песнопения этого времени подготавливают и рассказывают о предстоящем Рождении Спасителя. Среди этих творений наиболее ярко о празднике говорит тропарь: «Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме. Красуйся, Евфрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы. Рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже божественный сад. От негоже ядше, живи будем, не якоже Адам умрем. Христос раждается, прежде падший возставити образ». В этих словах мы слышим благовестие об искуплении нас от первородного греха и избавлении от смерти через Рождество Спасителя. Осознать же их наилучшим образом нам помогает сравнение в тропаре Древа Жизни со Христом: Церковь указывает нам на то, что плоды Нового Древа Жизни послужат нам во спасение, в отличие от запретного плода Эдемского Древа Жизни, через вкушение которого произошло грехопадение.



Таковы песнопения этого и последующих дней. Существует давно сложившаяся традиция. Накануне предпразднства Рождества в Успенском соборе Лавры стихиры на хвалитех поются особым образом. В центр храма выходят братия монастыря и певчие хоров МДА и поют стихиры: «Ангельския предъидите силы» на распев cамоподобна шестого гласа Киево-Печерской лавры с канонархом.



На богослужении 1 января праздничное пение стихир возглавил архимандрит Диодор, а канонарил игумен Силуан.


Справка: 


Тропарь— краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное лицо.


Тропарь Рождества по-русски: «Готовься, Вифлеем, отверзи врата всем, Едем. Красуйся, Евфрафа, ибо древо жизни в пещере процвело от Девы. Чрево же Ее явилось мысленным раем, в котором божественный сад. От него вкушая, будем живы и не умрем, как умер Адам. Христос рождается, чтобы прежде падший восставить образ».


Канонарх— церковнослужитель, возглашающий перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поёт хор.


Самоподобен - «Песнопение, которое имеет свои собственные способы метрики и мелодии и не пользуется метрикой или мелодией какой-либо иной песни, но, наоборот, является само метрическим и мелодическим примером для иных песнопений». (архим. Киприан (Керн).


Пресс-служба ТСЛ


Вам может это понравиться:




Видеоролик о том, как Лавра готовилась к Рождеству Христову



2 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

21 июля 2019 г. (8 июля ст. ст.)

Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579). Вмч. Прокопия (303). Прав. Прокопия Устюжского, Христа ради юродивого, чудотворца (1303). Прав. Прокопия Устьянского (XVII). Сщмчч. Феодора Распопова и Николая Брянцева пресвитеров (1918). Знамение от иконы Божией Матери Благовещения во граде Устюге (1290). Чтимые списки с Казанской иконы Божией Матери: в Москве (1612), Казани (1579) и Петербурге (1721); Ярославская (1588), Вязниковская (1624), Нижнеломовская (1643), Витебская (1655), Тобольская (1661), Каплуновская (1689), Тамбовская (1695), Пензенская (1717), Песчанская (1754), Чимеевская (1770), Высочиновская (XVIII), Вышенская (1812). Якобштадтской иконы Божией Матери (XVII).
05:00 Молебен с акафистом преподобному Сергию
Троицкий собор
05:00  Исповедь 1-я смена
Разрешают: архим. МЕФОДИЙ, ТАВРИОН; игум. СЕРАФИМ (Д.), АНТОНИЙ; иером. АФАНАСИЙ, ВАДИМ, АРИСТАРХ, СОФРОНИЙ, ЕРМОГЕН, ИОСИФ, ПАФНУТИЙ 
Предтеченский храм
05:30  Ранняя Литургия
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).