Люди с терпением святых: разговор с художником-мозаичистом*

Люди с терпением святых: разговор с художником-мозаичистом*

У каждого человека есть свой талант. Одни – прекрасные преподаватели, другие – талантливые строители, третьи – замечательные композиторы, но среди всего многообразия талантов можно выделить один. Талант создавать прекрасное из невзрачных камешков, складывая их друг с другом, чтобы оставить после себя новые «Софии Константинопольские», «Хоры» и «Паммакаристосы» - величественные мозаики. Предлагаем вам познакомиться с тем, кто и сегодня продолжает дело великих мастеров-мозаичистов – Петром Петровичем Слободниченко.






***


- Здравствуйте, Петр Петрович! Расскажите, пожалуйста, как Вы впервые оказались в Троице-Сергиевой лавре?


- Я учился в иконописной школе при Московской духовной академии. Потом, после её окончания остался в Сергиевом Посаде и в течение десяти лет работал в иконописной мастерской Лавры.


В 2011 г. я впервые решил попробовать заняться мозаикой. Этому  поспособствовал Александр Николаевич Солдатов. Он направил меня на этот путь церковного искусства, и по сей день мы с ним работаем, в основном, по его проектам. Например, по проекту А.Н. Солдатова нами была сделана мозаика в Святых вратах Лавры.


- Вы занимаетесь иконописью с момента поступления в иконописную школу?


- Да, я и до сих пор пишу, но мозаика захватывает!



- Что Вас сподвигло на это направление церковного искусства?


Еще в детстве, когда учился в художественной школе и изучал тему мозаики в рамках предмета Истории искусства, я внутренне себе сказал, что никогда не стану этим заниматься! Это так сложно, просто нереально!


Потом было поступление в Лавру, иконописная школа, семья. Моим тестем оказался художник-мозаичист, и так я столкнулся с мозаикой.


Он предлагал попробовать себя в этом деле, но первое время я отказывался. Мне вполне хватало иконописи. Потом появился заказ, и мы вместе с супругой решили попробовать. Так сделали первую мозаику. А далее была работа над проектом Александра Николаевича Солдатова.


- Для кого Вам приходилось писать иконы и складывать мозаики?


- Основные работы направлены на украшение храмов и фасадов зданий. Ведь мозаика – материал долговечный даже при наших суровых погодных условиях. Хватит и на наш век, и не только на наш! Поэтому сейчас это очень популярно, народ интересуется и заказывает у нас работы именно в этом направлении.


Много мозаик мы сделали в иконостас храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево: местный ряд, кроме царских врат и диаконских дверей, мозаичный. Также сделали мозаики на фасаде храма.



- Известно, что началу трудного процесса написания иконы предшествует большая работа по сбору материалов и образцов. Какова роль древних образцов в Ваших работах?


- Вопрос на самом деле сложный и на данный момент до конца не решенный. Работа с материалом, конечно, обязательна. Она должна быть, потому что иконописец не самовыражается, но пытается извлечь непреложную церковную истину из Священного Предания Православной Церкви, из образцов, которые остались, чтобы можно было изобразить живую евангельскую истину уже в мозаичной работе или иконе.


К сожалению, на данный момент можно с печалью констатировать, что мы потеряли живое преемство церковного искусства. Тем не менее мы пытаемся заново научиться и здесь, как раз, находим спасение в древних образцах.


Конечно, слепо их копировать было бы глупо, ведь так нельзя, необходима творческая работа. Но если полностью отрешиться от древних образцов, то получаются мертвые работы, мертвое искусство, где нет красоты. Тогда как древние образцы – красота сплошная, на которую мы до сих пор смотрим, вдохновляемся и пытаемся выявить золотую середину.


- Есть или у Вас особенно дорогие и любимые древние образцы?


- Конечно! Лично мне особенно нравятся византийские мозаики. Это Хора, Паммакаристос, классика XIV в. Но нравятся и другие, такие, как монастырь св. Луки в Греции, Дафни.



- Пожалуйста, дайте рекомендацию тем, кто хотел бы заняться иконописью и мозаикой, на что им следует обратить особое внимание?


- Первое и самое важное – человек должен понять, нужно ему это или нет. Чтобы заниматься мозаикой человек должен искренне полюбить это дело.


По моему опыту могу сказать точно: здесь необходимо терпение святых. Это не громкие слова, и факты говорят сами за себя – 80% приходивших в мастерскую людей пламенно загорались к этому искусству, даже пытались что-то сделать, но в итоге теряли терпение. Это оказывалось не их делом, и они брались за другое направление.


- Петр Петрович, благодарим Вас за беседу!


Беседовал сотрудник пресс-службы ТСЛ Сергей Красников


* Художник-мозаичист – мастер декоративно-прикладного искусства, работающий в технике мозаики.


5 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

24 августа 2019 г. (11 августа ст. ст.)

Мч. архидиакона Евпла (304). Прмчч. Феодора и Василия Печерских, в Ближних пещерах (1098). Прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского, в Дальних пещерах (ок. 1483). Прп. Иоанна Святогорского, затворника (1867). Мц. Сосанны девы и с нею Гаия, папы Римского, Гавиния пресвитера, Клавдия, Максима, Препедигны, Александра и Куфия (295–296).
17:00  Всенощное бдение с литией
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).