Лавра скорбит по почившему насельнику монаху Исаакию (Учкину)


В июне 2019 года рыбаки обнаружили на берегу реки Бзыбь останки пропавшего год назад монаха Исаакия (Учкина). Последние 20 лет пустынник жил в скиту Решева на Псху в Абхазии. 

Просим молитв об упокоении монаха Исаакия.

* * *

Даже гроба деревянного не надо мне, 
Гроб пустынника ‒ у него в душе. 
К смерти будь готов ты всегда, везде. 
Хорошо пустыннику помереть на тропе!

Погибшему в горах монаху Исаакию 
от собрата-пустынника.


Прошлой зимой пропал монах Исаакий – постриженник Троице-Сергиевой Лавры, а последние почти 20 лет – единственный насельник скита Решева на Псху (Абхазия), построенного в 1990-е годы братией Лавры. 

Последний раз его видели в ноябре 2018 года. Пустынники на Псху живут неделями и месяцами в уединении. На праздники приходят в село, где есть храм и можно соборно помолиться, поисповедоваться и причаститься. Иногда приходят и в другие дни, чтобы взять что-то из продуктов или предметов, необходимых в пустыннической жизни, или по другим делам. 


Зимой многие места на Псху становятся непроходимыми из-за снежных завалов. С Решевы, расположенной в 15 км от села вверх по реке Бзыбь, тоже непросто бывает добраться. Отец Исаакий, бывало, проводил там целые зимы. Дальше, на 15 км вверх по течению Бзыби, есть построенная также братией Лавры келия на Грибзе (приток Бзыби). Отец Исаакий иногда ходил и туда – а с Грибзы выбраться зимой еще сложнее... 

Его не было в храме на Рождество; наступила весна, ранняя на Псху, снег растаял, пришла Пасха – а монаха все нет. Отца Исаакия искали, ходили на Решеву, прочесали берега Бзыби и окрестные леса. 


В начале июня пустынник иеромонах Серафим сказал, что надо монаха Исаакия отпеть, потому что он просит святых молитв ‒ возможно, ему было видение. Вскоре после того, как отец Серафим совершил отпевание, рыбаки случайно нашли останки отца Исаакия на противоположном от Решевы берегу Бзыби, возле небольшой речушки. 


Берег там скалистый, вся гора ‒ в пещерах. Вероятно, у отца Исаакия была там тайная келия. На плечах у него был рюкзак, в котором нашли орехи и чай; он также нес с собой большую пластиковую бочку. Видимо, отец Исаакий пробирался по крутой скале в келию, не удержал равновесие, сорвался и упал на камни головой (в черепе ‒ пробоина). А может быть обломилось бревно, по которому он переходил обрыв, или его снесло лавиной. 

Среди монахов-пустынников такая смерть ‒ не редкость. Так, в 1985 году пропал в горах монах Давид, сподвижник иеромонаха Константина (Ковальчука); не вернулся, отправившись зимой по горам навестить матушек-пустынниц, иеромонах Гавриил (Крылов), монах Троице-Сергиевой Лавры, его нашли мертвым на вершине горы, где и похоронили.

К весне от отца Исаакия остались только кости, звери не тронули, поврежден только череп. Доставить останки в село представлялось невозможным, и пустынника погребли на Решеве. В воскресенье 9 июня 2019 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, совершили его погребение.

Имя монаха Исаакия внесено в Синодик Троице-Сергиевой Лавры − в братии он оставался во все время своего пустынножительства, до самой кончины. Днем памяти положили считать 7 мая – на этот день в 2019 году пришлась Радоница.

Справка:

Монах Исаакий (в миру Учкин Юрий Федорович) родился в селе Рыбкино Кавылкинского района Мордовской ССР 23 августа 1955 года. В юности был художником-авангардистом, в поисках смысла жизни и духовной истины пришел в Троице-Сергиеву Лавру и 4 февраля 1993 года был принят в число братии. Восприемником его в монашестве стал старец архимандрит Кирилл, у которого он и испрашивал благословения, когда пожелал уйти на пустынножительство. 

В это время, в середине 1990-х годов, в горах Абхазии, в долине Псху, братия Лавры построила скит, и скитоначальником был иеромонах Симон. Он как раз должен был приехать в Лавру, и отец Кирилл советовал отцу Исаакию с ним познакомиться. Они познакомились, отец Исаакий поведал пустыннику о своем желании, и тот пригласил его поехать с ним на Псху. Некоторое время отец Исаакий жил с братией в скиту Решева, потом захотел пожить в уединении – отец Симон его благословил. Поселился на хуторе Ридза (в 4 км от села) и провел там в уединении три года. А когда отец Симон и вся скитская братия уехали с Псху, отца Исаакия благословили перебраться на Решеву, чтобы монашеская жизнь в скиту не прерывалась. С тех пор – почти 20 лет – он жил там один. Отец Исаакий до конца своей земной жизни официально находился в числе братии Троице-Сергиевой Лавры. 

Он писал иконы и картины в своеобразной экспрессионистской манере. Некоторые его иконы находятся в домовом храме в селе Псху. Он хорошо владел словом, любил рассказывать поучительные истории, поговорить на богословские и философские темы, у него были литературные замыслы и опыты. Всегда в добром расположении духа, приветливый, общительный, он оставил у отцов, братии и сестер, монахов и мирян, подвизающихся в Абхазии, светлое воспоминание о себе. 

Пресс-служба ТСЛ


10 Сентября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

17 сентября 2019 г. (4 сентября ст. ст.)

Сщмч. Анфима, еп. Никомидийского, и с ним мчч. Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония, Петра, Индиса, Горгония, Зинона, Домны девы и Евфимия (302). Прп. Феоктиста, спостника Евфимия Великого (467). Блж. Иоанна Власатого, Ростовского, чудотворца (1580). Св. Фивы диакониссы (I). Мц. Василиссы Никомидийской (309). Сщмч. Аристиона, еп. Александрийского. Свт. Иоанникия II, патриарха Сербского (1354). Сщмчч. Пимена, еп. Верненского, Сергия Феноменова, Василия Колмыкова, Филиппа Шацкого, Владимира Дмитриевского пресвитеров, прмч. Мелетия Голоколосова (1918); сщмчч. Василия Красивского, Парфения Красивского пресвитеров (1919); сщмчч. Андрея Дальникова, Феофана Соколова пресвитеров (1920); сщмчч. Владимира Садовского, Михаила Сушкова пресвитеров (1921); сщмч. Николая Сущевского пресвитера (1923); сщмч. Евфимия Круговых пресвитера и с ним 4-х мучеников (1924); сщмч. Романа Марченко пресвитера (1929); сщмчч. Алексия Зиновьева, Илии Бажанова пресвитеров (1937). Писидийской иконы Божией Матери (VI).
17:00  Всенощное бдение
Успенский собор

Частые вопросы

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).