Проповедь о кончине преподобного Сергия и его посмертных чудесах. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Проповедь о кончине преподобного Сергия и его посмертных чудесах. Архимандрит Кирилл (Павлов)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, приближаются дни, когда вся наша Русская Церковь, весь православный мир, а вместе с ним насельники и благочестивые прихожане Лавры будут молитвенно и торжественно, с чувством духовной радости вспоминать и праздновать день преставления великославного российского заступника, великого угодника Божия преподобного Сергия.

«Честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115:6), – говорит слово Божие. И действительно, если посмотреть на кончину всех угодивших Господу, то увидим: их смерть блаженна; она есть не что иное, как мирный, спокойный, тихий сон, как отдохновение от многотрудного жизненного подвига, переход мирный от сей жизни в жизнь иную. Такова была кончина и преподобного Сергия.

Возлюбив Господа с самых малых лет, преподобный Сергий эту любовь сохранял во все время своей богоугодной жизни. Вот он уже стал игуменом, отцом духовным поселившихся под его руководством жить, жаждущих спасения братий. Он трудился день и ночь над воспитанием своего братства, он принимал искавших у него пострижения, не спускал глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал всякому дело по силам его, ночью тихим дозором ходил он мимо келий, легким стуком в дверь или окно напоминал празднословящим, что у монаха есть лучшие способы проводить свободное время, а поутру осторожными намеками, не обличая прямо, вызывал в них раскаяние без досады, не заставляя их краснеть, тихой и кроткой речью. Такую он вел ежедневную терпеливую работу над каждым братом, над отдельными особенностями каждого брата, приспособляя его к целям своего братства. И труды его не пропали даром, но принесли обильный плод, на пользу и ему самому, в воспитании сплоченного, высоконравственного, идеального братства, члены которого потом сами стали проводниками христианских идеалов русского народа.

Но вот, подобно тому как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к своему исходу из сей временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже более семидесяти лет; непрестанные труды изнурили его старческие силы, но он никогда не опускал ни одной службы Божией и «чем больше состаревался возрастом, тем больше обновлялся усердием, подавая собою юным поучительный пример», — говорит списатель его жития [1]. За полгода до кончины преподобный Сергий удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителью своему любимому ученику преподобному Никону, а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1392 года, и преподобный старец тяжко заболел. Еще раз он собрал своих учеников вокруг своего смертного ложа и еще раз простер к ним последнее отеческое поучение. Сколько простоты, и силы, и любви в этом предсмертном поучении умирающего отца к своим возлюбленным чадам! Он желает и заповедует, чтобы его духовные дети шли тем же путем к Царству Небесному, каким шествовал он сам в продолжение всей своей жизни.

Прежде всего он учит их пребывать в Православии. Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6). Но вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая суемудрия, которое часто ведет к маловерию и неверию и сводит с дороги, сбивает с пути спасения. Далее преподобный завещает братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советует удаляться от злых похотей, предписывает умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие. «Страннолюбия не забывайте» (Евр. 13:2), – эти слова апостола преподобный особенно любил повторять своим ученикам. Далее всецелое искание Царствия Небесного, с презрением суеты житейской. Вот добродетели, которыми преподобный сам себя украшал, которые он и заповедует соблюдать, как бесценное сокровище, и своим ученикам. В последний раз он еще с большей силой повторяет преподаваемые им наставления, чтобы еще глубже напечатлеть в их сердцах спасительные иноческие правила жизни. И, наконец, он им заповедал, чтобы его не погребали в церкви, а положили на общем кладбище вместе с прочими усопшими отцами и братиями.

Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие дети преподобного Сергия, с сердечной болью внимая его последним наставлениям. Как тяжело было им расставаться со своим любимым отцом, под молитвенным покровом которого они тепло и уютно жили! Кто теперь их утешит в скорбях, кто понесет их немощи, как носил любвеобильный их авва! Нежнее матери был для них преподобный Сергий, кто же теперь с такой любовью будет заботиться о спасении их душ? Но особенно грустно было им от того, что преподобный Сергий не благословил себя хоронить в храме; вид могилы его в храме служил бы некоторым утешением для скорбящей братии, но преподобный лишает их этого утешения.

Стояли и плакали. Между тем преподобный Сергий с любовью смотрел на них, он видел их сердечное горе и тихим изнемогающим голосом утешал их: «Не скорбите, чада мои! Я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери. Она будет вам прибежищем и стеною от стрел вражиих!»

Перед самым исходом души своей преподобный пожелал в последний раз приобщиться Пречистого Тела и Крови Христовой. Руки учеников поддерживали его ослабевшее тело. С чувством глубокой радости и умиления встретил преподобный грядущего во Святых Тайнах Самого Господа, и по принятии их, весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе́ свои слезящиеся от радости очи и, поддерживаемый своими учениками, в последний раз простер к Богу свои преподобные руки. «В руце Твои предаю дух мой, Господи», – тихо произнес преподобный и в дыхании сей молитвы отошел чистою своею душею ко Господу, Которого от юности возлюбил. Эго было 25 сентября 1392 года.

Лишь только преподобный Сергий испустил последний свой вздох, как несказанное благоухание разлилось по его келии. Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на его благолепный лик. По просьбе братии митрополит Киприан благословил похоронить преподобного Сергия в храме Пресвятой Троицы. Весть о кончине преподобного Сергия быстро пронеслась по близлежащим городам и селениям, и множество народа стеклось на похороны преподобного. И вот с горькими слезами и рыданиями, заглушавшими псалмопения, братия понесли честное его тело в храм Живоначальной Троицы.

Трогательными чертами изображает скорбь осиротевших учеников преподобного Сергия списатель его жития блаженный Епифаний, сам участник этой скорби. «Все сетовали, – говорит он, – все плакали, воздыхали, ходили с поникшей головой. Встречаясь друг с другом, братия обливались слезами и в умилении скорбящего сердца изливали друг пред другом свои печальные чувства. Только и было слышно: вот, добрый и блаженный наш старец покинул нас, оставил нас сиротами».

Так оплакивали любимые его ученики своего дорогого отца, и после они в горести своей души часто припадали к его могилке, изливая пред ним свои скорбные чувства, веруя, что духом он с ними. И их верование в благодатное присутствие преподобного Сергия не посрамляло их. Так, однажды благочестивый инок Игнатий видел наяву во время всенощного бдения, что стоит преподобный Сергий на своем игуменском месте и поет вместе с братией. Это видение было ответом любвеобильного старца на молитвенный плач своих осиротевших детей.

Оплакивала кончину преподобного Сергия не одна только его братия, но оплакивали его кончину и все русские православные люди. Преподобный Сергий еще до своей смерти был известен всякому православному человеку как великий угодник Божий, и еще до его смерти через молитвенное призывание его имени многие сподоблялись величайших чудес в своей жизни, поэтому вся Русь плакала и твердо верила, что преподобный Сергий жив и что он не оставит их и после смерти.

И действительно, по своей смерти преподобный Сергий источает много чудес и является молитвенником и предстателем за Русскую землю и покровителем основанной им обители. В сентябре 1608 года обитель была окружена полчищами поляков и литовцев, которых численностию было в пятнадцать раз больше, чем защитников Лавры, и иноплеменники торжествовали свою победу. Но в это скорбное время преподобный Сергий не оставляет своей обители. Он неоднократно является некоторым инокам и настоятелю монастыря и подкрепляет их надежду на избавление. Так, он явился архимандриту Иоасафу, который в ожидании Литургии немного задремал. Преподобный Сергий явился ему молящимся пред иконою Святой Троицы и сказал: «Брат Иоасаф, встань, уже время пению и молитве час. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мк. 14:38), или ты не знаешь, что Бог ради многих щедрот Своих помиловал вас?» Было во время осады и другое явление преподобного Сергия тому архимандриту, который видел, как вошел к нему преподобный Сергий и сказал, что обитель будет освобождена. И неоднократно многие видели, как преподобный Сергий ходил по стенам своей обители, кропя стены святой водой. И благодаря его молитвенному предстательству, враги действительно после шестнадцатимесячной осады вынуждены были отступить с большими потерями, а Лавра осталась целой и невредимой [2].

Второе чудное предстательство преподобного Сергия выразилось в защите Лавры от нашествия французов в 1812 году, когда Москва была разорена и окрестные города были в руках неприятеля. В то время отряд французских войск выступил, чтобы идти к Троице-Сергиевой Лавре и занять ее. Когда неприятели выехали по направлению к Лавре, вдруг густой туман окутал все окрестности, а французов объял необыкновенный страх и ужас. Вследствие этого французы воротились в Москву, а Лавра осталась цела. Еще одно чудо произошло при настоятельстве в Лавре митрополита Платона во время моровой язвы, свирепствовавшей в окрестных городах и селениях. Все находившиеся в стенах Лавры – не только иноки, но и мирские люди и воспитанники – остались невредимыми, между тем как вокруг смерть уносила много жертв.

Преподобный Сергий не отказывает в своей чудесной помощи и всем, кто к нему обращается, спасает их от смерти и дарует им здоровье, утешает от скорбей и помогает им, как любящий отец. Он являлся Минину в Нижнем Новгороде и воодушевил его идти на освобождение Москвы, он помогает продовольствием осажденным жителям Москвы. И много других чудесных вспомоществований совершает преподобный Сергий на благо нашей родной земли и нашего родного русского народа после своей смерти. Поэтому, дорогие братия, прославим преподобного Сергия и поблагодарим Господа, что ради преподобного Сергия мы имеем возможность до настоящего времени спасаться в его тихой, благодатной обители.


Русский историк Василий Осипович Ключевский говорит, что, творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим угодником Божиим, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. «Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его» [3]. Поэтому со слезами умиления будем просить преподобного Сергия, чтобы он и в дальнейшее время не оставил нас сирыми и своим молитвенным предстательством сохранял бы свою обитель и нас всех благодатию Божией сподобил очиститься, от геенны избавиться и грядущая в небесех благая улучити, и там с любовью и радостию ему воспевать: «Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный чудотворче!» Аминь.

19 сентября (2 октября) 1960 года

__________

[1] Преподобный Епифаний Премудрый.

[2] О новоявленных чудесах преподобного Сергия по рукописи Симона Азарьина 1653 г. см. в кн.: Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные прп. Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным. М., 1997.

[3] Из речи, произнесенной В. О. Ключевским в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 года.


5 октября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.